Педагогический проект "Мир, который мы строим сами"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_kotoryy_my_sami_stroim_.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Программа духовно-нравственного
воспитания школьников
«Мир, который мы строим сами»
Автор программы:
Гладышева Ирина Валериевна
Учитель ИЗО и МХК.
Г. Югорск 2017г
Оглавление
Механизм реализации программы 8
Механизм реализации программы 15
Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы: 21
Пояснительная записка.
Введение.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной», – писал А.С. Макаренко.
Я не ошибусь, если скажу, что тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.
Проблемы взаимоотношения государства и гражданина давно привлекали внимание ученых. Еще в древние времена античные философы Платон и Аристотель в своих произведениях много внимания уделяли этим проблемам, а также воспитанию гражданина и роли государства в этом процессе. Большой интерес к данным проблемам проявляли ученые и общественные деятели Древнего Рима. [1]
Если ученые и общественные деятели Древнего Рима не смогли решить эту проблему, то, как же мы сможем, простые педагоги? Кто-то вообще считает этот вопрос не важным, более значимым для него есть материальные блага. В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. У всех свое понятие о духовности, о нравственности, о патриотизме и поведении в обществе, сколько разных людей, столько разных и мнений. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как же научить нынешнее поколение национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами, любить родину, гордиться культурой Родины, ее достижениями, успехами, бережному отношению к природе, животным, к памяти предков и многому другому?»
Духовно-нравственное развитие школьника определяется обучением и повседневной жизнью, средой, в которой он живет и действует, мысли и впечатления, которые у него возникают во время общения со сверстниками, родителями, педагогами. Это важный источник формирования ценностных установок нравственно-патриотического характера.
Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания учащихся является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Если мы все вместе будем одной сплоченной командой, то у нас обязательно получиться. Упорство и труд к успеху ведут!
На эту тему актуальна притча:
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. [2]
Так что же такое патриотическое и духовно-нравственного воспитание?
Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.
Испокон веков для русской педагогической мысли характерно понимание приоритета духовного начала человека. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл. Еще в 1996 году Ш. А. Амонашвили говорил, что педагогика - это «наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» [3].
Нравственность – это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. [4]
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. [4]
Исходя из этих определений, можно сформулировать цель:
Создавать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Направленность программы:
Программа направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем. Развивать представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают учащихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в политической жизни государства и были способны многое сделать для своей страны.
Отличительной особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоит в том, что они не дублируют друг друга
Программа дает возможность обучающимся:
-включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального управления и действия
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников, родителей, социальных партнеров и т.д.
Практическая значимость. Накопленный опыт дает возможность максимально разнообразить работу с учащимися, по патриотизму и духовно-нравственного воспитанию, как общеобразовательных учреждений, так и с учащимися в учреждениях дополнительного образования.
Участники реализации программы:
- педагоги и специалисты МБОУ СОШ №6 – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;
- учащиеся школы – участвуют в совместных мероприятиях.
Методы и формы работы:
Эффективное обучение основам патриотизма и духовно-нравственного воспитания требует определенных методик, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам общества. Наиболее эффективными являются подходы, которые направлены на то, чтобы вовлечь обучающихся в активное совместное основанное на критическом анализе обучения.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу:
- Классные часы;
- творческие конкурсы;
- научно-исследовательская работа;
- поисковая работа;
- тимуровское движение;
- встречи с ветеранами;
- выставки;
- сдача норм ГТО;
- Организация поощрения за достигнутые успехи в патриотическом движении;
- Информационная работа: знакомство с материалами СМИ, обсуждение теле и радиопрограмм;
- Создание банка информационных материалов по патриотической и героической тематике;
- Экскурсии: посещение спектаклей, музейных экспозиций, других городов и т.п.;
- Конкурсы;
- Беседы;
- Анкетирование;
- Использование государственных символов Российской Федерации.
Эти методы обучения не только повышают интерес обучающихся к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность к духовно-нравственным ценностям.
Механизм реализации программы
Программа «Мир, который мы строим сами» - это работа над проблемой патриотического и духовно-нравственного воспитания, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений будущего поколения России, профилактике проявлений агрессии по отношению к другим национальностям, представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. (см. Таблица 1)
Ожидаемые результаты.
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Организация воспитания учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к Родине, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре своего Отечества и других народов.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
9. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
10. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
11. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у учащихся отношения к семье, как основе общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- расширять знания о родственных связях, родословной, традициях;
- формировать уважительное отношение к родителям, осознанного отношения к старшим и младшим;
- знакомить со способами выражения любви, заботы, уважения и благодарности, взаимопомощи;
- формирование начального опыта о социально-психологическом и материальном благополучии своей семьи.
12. Воспитание любви к родному краю:
«Родной край, его история, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
– писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- создание условий для воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества и родного края;
Механизм реализации программы
Программа «Мир, который мы строим сами» - это работа над проблемой патриотического и духовно-нравственного воспитания, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений будущего поколения России, профилактике проявлений агрессии по отношению к другим национальностям, представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
Таблица 1
№ п/п | Мероприятия | Содержание работы | Срок исполнения | Предполагаемый результат |
Организационный этап |
| Август 2017 | Создание графической схемы мероприятий | |
Сбор и обработка статистических сведений |
| Сентябрь 2017 | Выявление основных тенденций и закономерностей | |
Работа с педагогами |
| Сентябрь 2017 | Создание информационной базы для организации работы | |
Организация деятельности учащихся | Специально организованная деятельность: - проведение уроков по темам программы с учащимися; - организация тематических мероприятий и развлечений; - организация выставок детского творчества. Самостоятельная деятельность детей: - организация творческой продуктивной деятельности детей (участие в конкурсах); выбор темы и разработка проектов; Деятельность, осуществляется через: - чтение, тематические беседы; -просматривание презентаций, видеоматериалов; - встречи с нужными людьми. | В соответствии с тематическим планом и В соответствии с календарно-тематическим планированием | Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у школьников. | |
Работа с родителями. |
| Сентябрь 2017г В течении учебного года | Совместная работа учащихся и родительского коллектива. | |
Формы работы с родителями |
| |||
Работа с социальными партнерами |
- тематические выставки,
| В течении учебного года | Информационно-методическое сопровождение по работе программы. | |
Подведение итогов |
| Апрель- Май 2017 | Обобщение и распространение накопленного опыта организации работы. |
Таблица 2
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность: | |
№ п\п | Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы: |
высокие этические нормы поведения и жизни; | |
активная гражданская позиция; | |
стремление к духовному обогащению и развитию; | |
чувство патриотизма, гуманизма и толерантности; | |
уважение к родителям; | |
знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа; | |
стремление к здоровому образу жизни; | |
участие в ежегодных школьных проектах. |
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития обучающихся.
Возможность оценить результаты освоения программы патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся:
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы:
Школьный тест умственного развития (ШТУР).
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение.
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для определения нравственной направленности личности. (см. приложения)
Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. (см. приложения)
Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение.
Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося
Методика выявления коммуникативных склонностей.
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение.
Сформированность эстетического потенциала личности учащегося
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение.
Сформированность физического потенциала личности учащегося
Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Сформированность общешкольного коллектива
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”(см. приложения)
Заключение
Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Программа «Мир, который мы строим сами », носит комплексный, интегрированный характер, опирается на определенную систему гуманистических ценностей, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Литература
- КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-sovremennyh-uchenyh-v-issledovanie-problem-grazhdanskopravovogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya
- https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-malchik-i-morskie-zvezdy/
- Амонашвили Ш. А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии, 1996. № 2. Стр. 103.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- Н.Е.Щуркова «Программа воспитания школьника» М.2001 г.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строим сами, своими руками – рыцарский замок
творческий проект...
Эссе "Предмет, который я преподаю, самый интересный"
Эссе расскрывает значимость предмета "Биология" в настоящее время. А также чем может заинтересовать "биология" современных учащихся....
Программа воспитания "Свой мир мы строим сами"
Программа для классного руководителя поможет спланировать работу с коллективом на несколько лет. Содержит цели, направления, планы работы с учащимися, родителями....
Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Мир, который мы строим сами»
Я не ошибусь, если скажу, что тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.Проблемы взаимоотношения государства и гражданина давно привлекал...
ЭССЕ "Предмет, который я преподаю, самый интересный"
Каждый учитель, конечно, скажет, что его предмет самый интересный и нужный. Одна из наиболее важных задач учителя – это привлечь учеников к изучению его ...
Проект.Ориентируемся на местности,Учащиеся всех классов в мае учавствуют в данном проекте.Разбивается класс на группы и получает задание.По окончании ребята сдают план местности)))Который необходимо составить самим)))
Чтобы разноообразить уроки по географии,стараюсь научить детей правильно ориентироваться на местности,часто проводим уроки на свежем воздухе....
„Танец - единственное искусство, материалом для которого служим мы сами”
Есть короткие дороги к счастью, и танец - одна из них....
- Мне нравится (1)