ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья по английскому языку на тему
Реализация в соответствии с ФГОС СПО компетентностного подхода в влечет необходимость дополнения традиционной системы оценивания результатов обучения технологиями, позволяющими проследить формирование компетентностей студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sppk_statya.docx | 568.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Рыбина О.С.,
БПОУ
«Омский автотранспортный колледж»
г. Омск
Реализация в соответствии с ФГОС СПО компетентностного подхода в влечет необходимость дополнения традиционной системы оценивания результатов обучения технологиями, позволяющими проследить формирование компетентностей студентов. В данной статье в качестве такой технологии описана возможность и целесообразность оценки образовательных результатов студентов с помощью портфолио. Рассмотрены различные модели портфолио, структура портфолио, даны рекомендации по сопровождению студентов в процессе формирования портфолио.
Традиционная система оценивания студентов на занятии иностранного языка
Имеет существенные недостатки:
- субъективность, выражающуюся в личностно-окрашенном
понимании и восприятии преподавателя работы студента и нечетко
сформулированным критериям оценивания;
- ориентированность на фиксацию недостатков: в стандартной
системе оценивания реализуется идея вычитания, в которой все внимание
концентрируется не на достижениях, а на фиксации ошибок;
-ограниченность, которая выражается в возможности оценить отдельные образовательные результаты студента только по итогам выполненной работы на занятии;
-неполнота, состоящая в том, что при традиционном оценивании преподаватель не может оценить общие компетенции студентов;
-отсутствие системы учета не только результата, но и
приложенных студентом усилий.
Таким образом, учитывая данные недостатки было целесообразно
применить современный вид измерителя, выявляющий позитивную динамику изменений подготовленности, активность обучающихся в усвоении знаний, рост их компетентности, степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений. Одним из таких инструментов является портфолио - индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые с одной стороны представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, при котором студент может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность [ 2 ].
Подборка материалов для составления портфолио обязательно осуществляется с учетом профессиональной образовательной программой и включает основные темы согласно технологической карте дисциплины, которые оцениваются на основе четко определенных критериев выставления баллов преподавателем и сопровождаются свидетельствами самостоятельной работы студента. Студенты Омского автотранспортного колледжа являются будущими специалистами приоритетного направления автотранспортной промышленности, поэтому составление портфолио по дисциплине «Иностранный язык (английский)» носит практико-ориентированный характер.
Рис.1 Методические рекомендации для студентов по созданию портфолио
Портфолио по дисциплине «Иностранный язык (английский)» включает в себя следующие виды деятельности студента: сбор общей информации о научно-техническом стиле, перевод текстов профессиональной направленности и инструкций, выполнение индивидуальных практических заданий, создание сообщения или реферата по предложенной теме, составление монологического высказывания (мини-сочинения), составление резюме на английском языке, деловая переписка на английском языке (рекомендательное письмо, претензия, запрос и т.д.), тесты, контрольные точки/самостоятельные работы. Все выполненные работы студентов (сообщения, рефераты, выполнение письменных переводов текстов технической направленности, составление резюме на английском языке, составление тематических глоссариев к текстам, терминологический анализ, выполнение тренировочных упражнений по грамматике английского языка), необходимо аккуратно внести в список работ с подробным комментарием о проделанной работе, а затем вложить в папку. Список работ должен формироваться по порядку согласно темам занятий по технологической карте дисциплины [3].
Основными принципами формирования портфолио в рамках изучения дисциплины являются непрерывность (постоянный сбор данных студентами); диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных результатов, интересных находок); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научность (научная обоснованность модели и отлеживаемых параметров); вариативность (возможность внесения изменений в структуру мониторинга) [1].
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, к которым можно отнести:
- поддержку высокой учебной мотивации студентов;
- повышение активности и самостоятельности студентов;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной деятельности студентов.
Применяя такой вид оценивания учебных результатов студентов, можно получить обозримую картину их профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе можно начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по своей специальности. Имея положительные результаты создания портфолио, можно сделать вывод о том, что составление портфолио является непрерывным процессом отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению каждого студента.
Список литературы:
- http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4616 [дата обращения 09.03.15]
- Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3 – С. 77-78
- Рыбина О.С. Методические рекомендации для студентов по составлению Портфолио по дисциплине Иностранный язык ( английский) / БОУ ОО СПО «Омский автотранспортный колледж».- Омск, 2014.- 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения оценки общих и профессиональных компетенций выпускников ПУ №2
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику...
Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума
Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...
ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного по...
Сценарий классного часа «Технология создания портфолио»
Сценарий классного часа "Технология создания портфолио"...
«Технология создания портфолио» сценарий классного часа
Сценарий классного часа «Технология создания портфолио» Цель: содействовать повышению компетентности учащихся в разнообразных видах деятельности: учебной. Творческой, коммуникативной, социальной и ...
«Формирование общих компетенций в физическом воспитании студентов, а так же внедрение и использования инновационных здоровьесберегающих технологий в обучении»
Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физиче...