Статья "Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке"
статья на тему
Материал раскрывает содержание процесса рефлексивной деятельности обучающихся на уроке, роль и значение её в структуре учебного занятия, предлагает для практического использования ряд конкретных методических приёмов, помогающих эффективной организации рефлексивного этапа урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ларина Галина Александровна,
Учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Медико-биологический лицей»
г. Саратов
Статья «Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке»
Представленный материал раскрывает содержание процесса рефлексивной деятельности обучающихся на уроке, роль и значение её в структуре учебного занятия, предлагает для практического использования ряд конкретных методических приёмов, помогающих эффективной организации рефлексивного этапа урока. Поскольку рефлексия помогает обучающимся скорректировать свой образовательный путь, позволяет осознать свои индивидуальность и уникальность, то следует подчеркнуть её большую роль в формировании навыков самопознания, саморазвития и определения пути нравственного взросления.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
Рефлексия – осмысление чего-либо при помощи размышления, изучения и сравнения. (Философский словарь: Основан Г.Шмидтом / Общ. ред. В.А.Малинина)
Рефлексия – осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации, на основе жизненного опыта. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П.И.Пидкасистого)
Рефлексия педагогическая – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь)
Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:
- онтологической, связанной с содержанием предметных знаний;
- психологической, то есть обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности.
Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на "знаниевых" продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые "высвечиваются" из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.
Время, отводимое на рефлексивную образовательную деятельность, должно быть сопоставимо с деятельностью по учебному предмету в "чистом" виде, поскольку только в этом случае возможно осознание и формулирование личностных образовательных результатов учеников.
Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Учебной рефлексии может подвергаться:
- настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
- деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
- содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Методика организации рефлексии ученика на уроке (по А.В.Хуторскому) включает в себя следующие этапы:
- Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность – математическая, физическая, художественная или иная – должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к "разбору предыдущего полета".
- Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд ученику не кажется важным.
- Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей.
- Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может выявлено быть выявлено несколько видов:
- предметная продукция деятельности – идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п.;
- способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
- гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.
- Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
Сравнительная характеристика процедур анализа,
самоанализа и рефлексии урока
АНАЛИЗ УРОКА | САМОАНАЛИЗ УРОКА | РЕФЛЕКСИЯ УРОКА | |
СУБЪЕКТ | все участники – субъекты урока: учитель, ученики, присутствующие на уроке педагоги | учитель, ученик | учитель, ученик |
ПРЕДМЕТ | урок как целое или его отдельные аспекты | собственная деятельность субъекта | как собственная деятельность субъекта, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях |
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА | выявление и оценка методических, дидактических и иных особенностей урока, определяющих его назначение, роль и результативность | выявление и оценка особенностей собственной педагогической или учебной деятельности | выявление и осознание основных компонентов деятельности(ей) на уроке – смысла, типов, способов, проблем, путей их решения, полученных результатов и т.п. |
РЕЗУЛЬТАТ | положительные стороны урока, недостатки, выводы, рекомендации | обеспечение перехода к последующей корректировке собственной деятельности, планированию дальнейших шагов самосовершенствования | формулировка полученных результатов, переопределение цели дальнейшей работы, корректировка образовательного пути |
Способы организации рефлексивной деятельности обучающихся имеют определенную предметную специфику только по отношению к содержанию учебного материала. В остальных случаях рефлексивные приемы носят более или менее универсальный характер.
Итак, некоторые приёмы организации рефлексивной деятельности на уроке.
- Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
- "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
- "На этом уроке меня порадовало…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После урока мне захотелось…";
- "Я мечтаю о …";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
- "Было интересно…";
- "Было трудно…";
- "Я понял, что…";
- "Теперь я могу…";
- "Я почувствовал, что…";
- "Я научился…";
- "Меня удивило…" и т.п.
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
- Рефлексия "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
- Рефлексия "А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
- Что не оправдалось и почему?
- Мои и наши перспективы?
- Рефлексия "Ассоциация".
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
- Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Важно заметить, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы у учащихся формировались навыки самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Необходимо помочь им познать собственный внутренний мир, определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности.
Литература
1. Выготский А.С.Педагогическая технология. - М., 1991.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 4-7.
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск., 2002.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о бо...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Мастер-класс на тему: «Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках родного языка»
Современный творческий урок, в основе которого лежит развивающее, личностно-ориентированное обучение, обязательно несет в себе рефлексивный характер, предусматривает рефлексивную деятельность как обуч...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...
Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики
Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики...