Мастер-класс на тему: «Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках родного языка»
опыты и эксперименты (7 класс) по теме

Павлова Людмила Николаевна

Современный творческий урок, в основе которого лежит развивающее, личностно-ориентированное обучение, обязательно несет в себе рефлексивный характер, предусматривает рефлексивную деятельность как обучающихся, так и учителя. В педагогике и методологии приняты следующие понятия рефлексии:

Рефлексия – направленность мышления на себя. Способность мыслить о том, как мыслю; знать, что знаю; знать, как знаю.

Рефлексия школьника – способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи, границу между знанием и незнанием, корректировать собственные действия.

Есть разные формы организации на уроке. Например, «синквейн», метод «неоконченных предложений»:

- «Сегодня у меня лучше всего получилось…»

- «Сам себе я желаю…»

Или рефлексия «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно: за три минуты нарисовать плакат, изображающий то, чему вы научились; то, что узнали на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт развития образования Республики Башкортостан

Мастер-класс на тему:

«Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках родного языка»

                                Подготовила

                                    учитель родного языка

                            и литературы (чувашского)

                           МОБУ СОШ с.Ефремкино

                           муниципального района

                                                                                Кармаскалинский район

                             Республики Башкортостан

                               Павлова Людмила Николаевна

г.Уфа – 2014

Мастер-класс на тему: «Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках родного языка».

Современный творческий урок, в основе которого лежит развивающее, личностно-ориентированное обучение, обязательно несет в себе рефлексивный характер, предусматривает рефлексивную деятельность как обучающихся, так и учителя. В педагогике и методологии приняты следующие понятия рефлексии:

Рефлексия – направленность мышления на себя. Способность мыслить о том, как мыслю; знать, что знаю; знать, как знаю.

Рефлексия школьника – способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи, границу между знанием и незнанием, корректировать собственные действия.

Есть разные формы организации на уроке. Например, «синквейн», метод «неоконченных предложений»:

- «Сегодня у меня лучше всего получилось…»

- «Сам себе я желаю…»

Или рефлексия «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно: за три минуты нарисовать плакат, изображающий то, чему вы научились; то, что узнали на уроке.

Пояснения: Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

1.        Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

2.        Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

3.        Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Удачно формировать и развивать рефлексию обучающихся можно во время проведения контроля обучения. В качестве примера приведу фрагмент урока родного языка в 7 классе. Этап урока – самостоятельная работа по теме «Сӑпатлӑ формӑри глаголсене тӗрӗс ҫырасси» («Правописание глаголов изъявительного наклонения»).

Учитель. Ребята, с каким настроением вы приступаете к самостоятельной работе?

 

Какое личико больше подходит к вашему настроению? Почему? Надеюсь, что к концу урока настроение останется хорошим или даже улучшится. Возьмите оценочные листы.

Оценочный лист ___________________________________________________

Тема: «Кӑтарту наклоненийӗнчи глаголсене тӗрӗс ҫырасси»

Знание /Умение

Прогностическая оценка

Моя оценка после выполнения

Оценка учителя

1.

Хальхи вӑхӑтри глаголсене тӗрӗс сӑпатлама пӗлетӗп

2.

Пӗрре иртнӗ вӑхӑтри глаголсене ҫуклӑ формӑра лартса сӑпатлама пӗлетӗп

3.

Темиҫе иртнӗ вӑхӑтри глаголсен аффисӗсене ҫырса кӑтартма пултаратӑп

4.

Пулас вӑхӑтри глаголсене пурлӑ формара тӗрӗс сӑпатлама пултаратӑп

5.

у, ӳ сасӑпа пӗтекен глаголсене хальхи, пулас, иртнӗ вӑхӑтра  пӗрреллӗ тата нумайлӑ хисепре тӗрӗс сӑпатлама пӗлетӗп

Вспомним, что нужно знать и уметь, чтобы правильно написать глаголы изъявительного наклонения. Обучающиеся называют умения, знания, которые уже были ими определены на предыдущих уроках. Каждое умение отрабатывалось различными видами упражнений. Только поэтому к моменту выполнения самостоятельной работы они уже могут прогнозировать, т.е. предполагать уровень своих умений по теме.

А теперь поставим прогностическую оценку для каждого своего умения:

«+» это означает, знаю, умею;

«+–» это означает, знаю, умею, но допускаю ошибки (умений недостаточно);

«–» это означает, не знаю, не умею.

Каждый для себя выберите карточку с заданием для самостоятельной работы любого уровня:

1 уровень – легкий,

2 уровень – средний,

3 уровень – трудный.

(Если ученик затрудняется выбрать, учитель помогает ему. Просит несколько обучающихся обосновать свой выбор. Ребята работают по карточкам в тетрадях. Затем выполняют «самопроверку»  по карточкам-ответам.)

После выполнения «самопроверки», снова оцените свои умения и зафиксируйте их в оценочных листах в графе «Моя оценка после выполнения».

Следующий шаг – это рефлексия. Ребята заполняют листок достижений, отвечая на вопросы, записанные на доске:

1. Какой уровень сложности задания вы выбрали и почему?

2. Довольны ли вы своей работой? Объясните почему.

3. Что было труднее всего?

4. Что хочешь пожелать самому себе?

Работы детей собираются для проверки вместе с оценочными листами. Учитель к следующему уроку выставляет свои оценки в графе «Оценка учителя». Проводится подробный анализ работ. Организуется рефлексивная деятельность.

Итоговая рефлексия. С каким настроением вы завершаете самостоятельную работу?

Чье настроение стало лучше? Почему? Что особенно понравилось? Кто считает, что очень хорошо старался и работал – поднимите одну руку, а потом вторую. А теперь искупайте себя в аплодисментах. Молодцы.

Данная организация самостоятельной работы развивает самооценку обучающихся, дает возможность понять, что я знаю, умею и чего не знаю, не умею; позволяет правильно поставить цели, а также скорректировать свои собственные действия для достижения высоких результатов.



Предварительный просмотр:

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.http://constructorus.ru/wp-content/uploads/2013/01/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%BF-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.gif

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость умакреативность, отлично помогает преодолеть творческий кризиспомогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

  1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.http://constructorus.ru/wp-content/uploads/2013/01/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%B4%D0%B5-%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BE.jpg

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод  де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

- Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

- Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

- Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью — «Правила составления ментальных карт«).http://constructorus.ru/wp-content/uploads/2013/01/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%BF-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0-%D0%94%D0%B5-%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BE.jpg

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс Ивановой М.В."Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время"

Мастер – класс Ивановой М.В.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время....

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин

Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного  информационного сайта "СС...

Мастер-класс «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающегося в условиях внедрения ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной  задач...

Мастер-класс « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.Задачи:-       продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с...