Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_pochemu_prostayut_semena_6_klass_biologiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность
деятельность обучающихся
на уроках биологии.
Обоснование проблемы
Проектная деятельность на уроках биологии – это одна из ступенек к развитию творческих способностей обучающихся.
Получение любого результата образования требует определённых педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.
Метод проектов - это всегда творческая деятельность.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Поэтому проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как помогает формированию независимой личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать обдуманные решения, четко планировать действия и предвидеть результат своей деятельности.
Если мы не будем стремиться к совершенству, к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.
«Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.»
Д.Ж. Герберт.
Актуальность
Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,
- во-первых, в решении проблемной задачи каждый ученик имеет возможность самореализоваться;
- во-вторых, необходимо применение различных способностей обучающихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
- в-третьих, проектная деятельность даёт возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.
Цель
Главная цель проектно-исследовательской деятельности – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал, умело применять знания из различных областей науки.
Задачи
формировать у обучающихся приемы и способы проектно-исследовательской деятельности с элементами исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта (исследования);
способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии в 6 классе.
Программа биологии, растения в 6 классе – это обширное поле деятельности, эмоционально близкой, каждому обучающемуся, т.к. все мы сельские жители и с посадкой, уходом за растениями встречаемся регулярно.
Тема урока «Условия прорастания семян»
1)Постановка цели исследования:
Изучить условия прорастания семя
2)Создание учебно-проблемной ситуации.
Какие условия необходимы для прорастания семян?
3) Выдвижение гипотез
Мы предположили, что для прорастания семян необходима вода и воздух, тепло, свет, почва, питание.
4)Постановка опыта
Класс разделила на группы и дала экспериментальное задание каждой группе.
1 группа получила задание изучить влияние воды на прорастание семян.
Для этого несколько семян положили сухими в стакан, в другом стакане семена полностью залили кипяченой водой и закрыли стеклом, а в третьем стакане семена смочили водой и обеспечили воздухом.
2 группа выясняла влияние температурных условий на прорастание семян.
Для этого семена одинаково снабдили воздухом и водой, но поместили их в разные температурные условия. Одну чашку оставили в тепле, а другую поставили в холодильник.
3 группа изучала влияние количества питательных веществ на прорастание семян. Учащиеся разрезали семена с помощью скальпеля и положили прорастать семена с целым эндоспермом и с половинкой уже в тёплое помещение и с достаточным количеством воды и воздуха. Такие же семена были посажены в почву.
4 группа изучала влияние глубины заделки семян на прорастание семени
Для этого опыта взяли одинаковые семена тыквы и посадили их на разную глубину остальные показатели были одинаковы.
5 группа рассматривала влияние света на прорастание семян
Для этого опыта мы посеяли семена овса в одинаковые плошки и одну поставили на свет, а другую в тёмный шкаф.
5)Описание опыта и его результатов.
Через пять дней эксперты от каждой группы показывают и рассказывают о своём эксперименте и делают самостоятельно вывод.
1 группа – семена проросли лишь в третьем стакане
2 группа – семена проросли в тёплом помещении, а в холодильнике остались без изменений
3 группа – семена с полноценными семядолями имели хорошие, крепкие проростки, а у семян с одной семядолей проростки были маленькими и хилыми что в воде, что в почве.
4 группа – семя тыквы, посаженное в почву глубже, взошло позже семени посаженного до 3 сантиметров
5 группа – семена овса проросли одинаково, что на свету, что в темноте, но растения которым не хватало света вытянулись и стали тоненькими и светлыми, а на свету ростки оказались ярко тёмными и крепкими.
6) Подведение итогов
Какие же условия необходимы, чтобы семена проросли?
Обучающиеся самостоятельно делают вывод.
Для прорастания семян нужны
- вода и воздух,
-тепло,
- запас питательных веществ,
- свет,
- определённые правила глубины заделки в почву.
7)Оформление своих наблюдений в виде мультимедийной презентации
5. Значение:
Таким образом, изучение этой темы методом проектно-исследовательской деятельности позволяет
-обеспечение прочного и глубокого усвоения знаний, умений и навыков;
-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных
понятий;
-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,
явлениями;
-формирует навыки самостоятельной работы;
-способствует умственному развитию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
В статье описаны формы организации учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)
laquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...