Проблемы обучения детей с ОВЗ
статья на тему

Шангина Татьяна

Внедрение новых стандартов обучения для детей с ОВЗ требует как новых технологий обучения, так и нового методического обеспечения. Например, 0 класс для детей с ЗПР (диагноз 7.2 - пять лет начального обучения) не обеспечен ни программой, ни учебными пособиями. Как же обучать? И таких примеров можно привести много. Нет только путей разрешения проблем, возникших с внедрением  новых стандартов обучения для детей с ОВЗ. Такое положение дел требует широгоко обсуждения и совместных усилий...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_obucheniya_detey_s_ovz.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Переход от школы знаний к школе компетенций.

Мир не нужно понимать,

 нужно лишь найти в нем свое место.

Альберт Эйнштейн

Идея «переход от школы знаний к школе компетенций» стала в последнее время неким лозунгом, призывающим к обновлению отечественного образования. И если этот лозунг рассматривать применительно к здоровому ребенку, то все предельно ясно: получаемые в процессе обучения знания должны постоянно приносить определенные дивиденды в виде жизненно необходимых компетенций, помогающих ученику отыскать именно ему предназначенное «свое место», а не быть простым запасом сведений из предметных областей. Но как же меняется смысл задекларированного лозунга, если речь идет о детях с ОВЗ.

Сам термин «дети с ОВЗ» иногда являет собой некую грусть и безысходность и, если посмотреть шире, то эти дети страдают не только от собственных ограничений, но и испытывают ограничения со стороны общества (ограниченные ограничения), которое зачастую (в бытовом смысле) рассматривает их как балласт. Разовые акции, директивы сверху мало что меняют в жизни детей с ОВЗ, нужно изменить сознание людей - не заставлять любить таких детей, но принять их как равноправных членов общества.

До сегодняшнего времени для большинства детей с ОВЗ имелись только специальные закрытые социумы –  специальные (коррекционные) школы.     Концепция новых специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ, опирающаяся на современные методические разработки в области диагностики и специальных коррекционных технологий, потребовала от коррекционных образовательных организаций применения дифференцированного подхода к стандартизации требований, предъявляемых к уровню образования, результатам образования, условиям, структуре содержания образования, изменения форм функционирования.

Инклюзивное образование, которое представлялось как панацея для определенного круга детей с ОВЗ, не принесло ожидаемых результатов, так как не было в должной мере подкреплено ни кадрами, ни финансами. Образованные кластеры, холдинги и прочие укрупненные образовательные учреждения нового вида стали поглощать специальные (коррекционные) структуры, что в свою очередь привело к значительной деформации смысла специального (коррекционного) образования. Кроме того, выбор экстенсивного пути развития специального образования привел к тому, что в школах стали поступать дети с множественными, тяжелыми нарушениями в психофизическом и умственном развитии, обучение, воспитание и развитие  которых ранее были прерогативой учреждений социальной защиты.

И перед учителями встал вполне закономерный вопрос «Как и чему обучать детей с ОВЗ?».

Наблюдения за сложившейся на сегодняшний момент ситуацией в образовании позволяют сделать выводы, которые могут быть неоднозначны, но их очевидность отрицать нельзя.  ЦМППК стала очень осторожна в определении АООП для детей с ОВЗ, следствием чего стал недобор детей в коррекционные структуры для детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью (где дети? в прежние годы такой проблемы не было). Диагноз ЗПР вообще ставит родителей ученика в тупик, так как практически нет школ (классов), реализующих АООП для детей с ЗПР. А длительность обучения детей с ОВЗ в начальной школе (4,5,6 лет) уже ставит в тупик самого учителя: класс сформировать нельзя в силу отсутствия кворума, оборудования, методических и учебных пособий. И, наконец, на какой базе создавать классы для детей с ЗПР: на базе коррекционной школы или массовой? Компромиссом стало создание ресурсных школ. В своей основе идея хорошая, но кто призван реализовать эту идею – это в основном учителя массовых школ, которые поверхностно знают специфику обучения детей с ОВЗ и подчас не имеют опыта работы с таким контингентом.  

Но вернемся к лозунгу: «от школы знаний к школе компетенций». С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования  обучающихся с ОВЗ, где содержание образования строго поделено на две части: академический компонент и жизненные компетенции. Особую трудность  для учителя представляет организация процесса обучения детей с  умственной отсталостью разной степени выраженности и множественными  нарушениями в развитии.  Обучение детей с ментальными нарушениями по адаптированным основным общеобразовательным программам предполагает освоение нецензового уровня образования, смыслом которого является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах, причем доля академического компонента зачастую сводится к минимуму или вообще отсутствует.

Внедрение ФГОС процесс длительный и сложный, поэтому уже сейчас должна вестись хорошо спланированная подготовительная работа по реализации особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями: выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать её. Методы познания и труда – основное содержание школьного образования школы, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы. Совсем не приемлемо обучение, построенное на «прохождении программы». Учебники не должны заслонять живую действительность. Во время учебного процесса на ребенка сыпятся кусочки знаний из отдельных наук, по звонку переходя от рассказа о Киевской Руси к задаче на умножение, а от последней к басне Крылова. Школа, создающая просто человека, должна давать цельное знание. Вместо того, чтобы давать цельное знание, например, учительница начальной школы выступает то в роли учительницы русского языка, то в роли учительницы математики … , а ученики не могут связать грамотность с записками, грамматику с чтением, математику с природоведением. Трудовое обучение, как основное в специальной (коррекционной) школе, так же не должно пониматься как обучение ребенка различным ручным работам, так как человек – существо общественное; деятельность человека – деятельность общественная, и именно к этой деятельности надо подготовить ребенка (социальный труд).

Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса, обновления содержания образования. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.

             Одно из основных направлений работы по социальной интеграции детей с ментальными нарушениями– это профессионально - трудовое обучение как система социальных связей и развития способностей обучающихся, которые могут быть востребованы там, где они живут, учатся и работают, иными словами, к трудовому обучению детей с ОВЗ должен применяется многофункциональный подход. Кроме того это целый комплексный процесс, включающий получение общего и  начального профессионального образования с обязательным медико-реабилитационным сопровождением, стажировку на учебных производствах со сдачей квалификационного экзамена и последующее трудоустройство.

Образовательная концепция для детей с ОВЗ выдвигает ряд специфических требований к материально – техническому обеспечению, которое должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования – это организация пространства, временного режима, рабочего места, доступа к техническим средствам обучения, специальным учебникам, тетрадям и дидактическим материалам.

Содержание учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, задача для специальной (коррекционной) школы, реализующей АООП на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для обучения, воспитания, коррекции, развития и формирования творческого потенциала обучающихся.

        Школа для детей с ОВЗ должна быть обращена лицом к ребенку, обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Только на таких условиях может состояться переход «от школы знаний к школе компетенций».

Шангина Т.В.

Сорокина К.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии

Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...

Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе

Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...

Проблемы обучения детей с ОВЗ физике

В статье описаны проблемы, возникающие при обучении детей с ОВЗ физике и пути их решения...

Доклад " Проблемы обучения детей- инвалидов средствами АФК"

В докладе раскраваются средства, методы, применяемые с детьмя с ОВЗ на занятиях по АФК....

Современные проблемы обучения детей с ОВЗ. Эссе

Дети с ОВЗ нуждаются в реализации своих потенциальных возможностей, а мы – педагоги - обязаны создать условия для их всестороннего развития и социализации, и не только в рамках адаптированной пр...

Академический компонент АООП для УО. Проблемы обучения детей с легкой умственной отсталостью.

Академический компонент АООП для УО. Проблемы обучения детей с легкой умственной отсталостью....

Статья на тему "Проблема обучения детей-инофонов в условиях общеобразовательной школы"

Проблема обучения детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна.Решение проблем школьного образования этих детей в первую очередь легло на плечи учителя-филолога. При работе с так...