Академический компонент АООП для УО. Проблемы обучения детей с легкой умственной отсталостью.
статья
Академический компонент АООП для УО. Проблемы обучения детей с легкой умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Академический компонент АООП для обучающихся с умственной отсталостью. Проблемы обучения детей с легкой умственной отсталостью.
Шангина Т.В., Сорокина К.М., учителя – дефектологи
В настоящее время сложились две системы обучения детей с ментальными нарушениями: в условиях инклюзии и в отдельном специализированном учреждении. Изучая систему и организацию инклюзивного образования, мы столкнулись в тем, что детям с умственной отсталостью, обучающихся в условии массовой школы, предоставляется такая услуга, как изучение английского языка как отдельного предмета хотя программа для таких обучающихся этого не предусматривает. Сведений о том, на сколько это успешно, нет в силу (скорее всего) отсутствия интереса к данному вопросу. Так же в информационном пространстве нет диалога педагогов, занимающихся обучением детей с ментальными нарушениями, о целесообразности разработки такого направления в обучении и воспитании как знакомство с иностранной речью.
При организации обучения детей с умственной отсталостью в отдельном специализированном учреждении руководством является АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), содержание которой – это неполные четыре класса массовой школы. Таким образом образуется пропасть между образованием, получаемым в обычной школе, и образованием, получаемым в специализированном учреждении (выдаваемый здесь документ не является документом об образовании). Чем страшна эта пропасть? Что такое «легкая умственная отсталость»? Нет черты, которая отделяет человека с нормальным интеллектом от человека с умственной отсталостью – мы постоянно встречаем детей с пограничным состоянием, интеллект которых со временем «просыпается» и требует «пищи». И встает вопрос: по какую сторону черты, от которой зависит уровень развития, окажется ребенок с пограничным состоянием? Не станет ли эта пропасть трагедией для ребенка во взрослой жизни? Чтобы ответить на эти вопросы надо решить, что лучше для ребенка – инклюзивное образование в среде сверстников с нормальным интеллектом или образование среди «своих»? И в том и другом случае есть свои преимущества, определить которые можно только применительно к каждому конкретному ребенку.
Мы представляем образовательную площадку, реализующую АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), входящую в состав ресурсной школы. И если раньше ОП представляла коррекционную школу и была в определенном смысле закрытым учреждением, то после слияния с массовой школой представились новые более широкие возможности обучения детей с ментальными нарушениями, возможности по минимизации риска проваливания ребенка в интеллектуальную пропасть.
Анализируя АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью, мы определили пути расширения академического компонента для детей с легкой умственной отсталостью, которые могут быть реализованы как часть, формируемая участниками образовательного процесса, факультативные занятия, внеурочная деятельность. Определены предметные области: география, история, литературное чтение. Содержание этих предметов ограничено строго рамками Российского государства, а практика показала, что дети с легкой умственной отсталостью способны осмыслить больше информации. Кроме того, нам показалось, что будет полезным для означенной категории детей знакомство с иностранной речью, так как, например, изучать информатику, невозможно не коснувшись английского языка. Основной методологией расширения академического компонента стало установление межпредметных связей и это понятно – как изучать культурное наследие других народов без географии и истории их стран. Основным в мониторинге продвижения в умственном развитии стал сравнительный анализ и степень достижения показателей нормального умственного развития. И это первый этап работы, непременная успешность которого даст возможность перехода к другим предметным областям. И это в первую очередь адресовано детям с пограничным состоянием. Причиной нашего пристального внимания к этой группе детей стали с одной стороны ошибки (по нашему мнению) в диагнозе, с другой – глобальные позитивные сдвиги в развитии отдельных детей, а также желание помочь детям получить образование.
Расширение академического компонента в обучении в условиях класса, где присутствуют учащиеся разного уровня умственного развития, должно проходить крайне осторожно дабы избежать излишние психологические нагрузки для неподготовленных детей. Как же определить ту меру необходимости знакомства с информацией, выходящей за рамки АООП? Здесь за основу мы взяли наличие интереса у УО ребенка, в идеале – устойчивого интереса, который дает некоторую гарантию усвоения предлагаемой информации и является предпосылкой к рефлексии. Но даже в случае отсутствия интереса ребенок не исключается из работы, просто становится пассивным участником (если не наблюдаются признаки «отторжения происходящего»).
Большой проблемой стал поиск форм и способов расширения академического компонента. Кроме традиционных потребовались нестандартные, оригинальные, авторские методики, разработкой которых занялся весь педагогический коллектив.
Интенсивный путь развития идеи привел к соединению творческих работ учащихся, занимающихся в различных мастерских, и содержания предметного материала по истории, географии, литературного чтения. Так родились маленькие школьные шедевры: А.С. Пушкин и три девицы под окном в русских костюмах от швейной мастерской; И. Федоров и действующий печатный станок от картонажно – переплетной мастерской; рыцари и фрагмент кольчуги от слесарной мастерской и др.
Оптимальным для экстенсивного пути развития идеи нам представилась проектная деятельность. Первым шагом в этом направлении стал проект «Английский язык вокруг нас». В нашу жизнь бурным потоком врываются слова – англицизмы, которые становятся неотъемлемой частью нашей разговорной речи. Дети с ментальными нарушениями зачастую повторяя необычные слова, употребляют их, не понимая сути контекста. Вот поэтому целью проекта стало разъяснение детям с умственной отсталостью значения слов – англицизмов, обучение правильному употреблению иностранных слов в разговорной речи. Решено было представить проект в виде игры – путешествия по англоязычным странам с остановками – заданиями (магазин, меры длины, массы, народное творчество, компьютерный сленг, алфавит, музыкальные кумиры, литературные герои и др.) по требованию. Такая форма была необходима для сбора информации – откуда к нам пришли слова – англицизмы и почему мы стали так говорить. Кроме того, такой подход позволяет оправданно познакомиться с достопримечательностями страны, историей, культурой, обычаями её народов. В завершении проекта детско – взрослые сообщества представляют результаты своих изысканий в виде небольших фильмов, просмотр которых должен стать большим творческим праздником.
Если говорить о процессе, методологии и необходимости работы по знакомству с иностранной речью ментальных детей, то надо обратиться к дефектологии. Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью сильно ограничивают уровень и объем таких процессов как восприятие и память, что влечет за собой ограничение, как общего кругозора, так и частных представлений о действительности. Однако, современные реалии таковы, что количество иностранных слов, которые изрядно «обрусели» и прочно вошли в нашу повседневную жизнь, увеличилось многократно. И встал вопрос как помочь детям с интеллектуальной недостаточностью более эффективно адаптироваться к современным условиям? Вот здесь школа и должна оказать действенную помощь, организуя специальный тренинг.
Для определения круга знакомства со словами - заимствованиями и иностранными словами, которые плотно вошли в обиход каждого человека, нами был проведен подробный анализ сферы жизнедеятельности ребенка с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), который показал, что изучение общих понятий социальной сфере перешли от возможности к необходимости. Нами были выделены следующие социально значимые объекты, где иностранные слова или написание транскрипций стало неотъемлемой частью жизни мегаполисов: названия улиц города (надписи, указатели); транспорт (название остановок); рестораны, кафе (меню); путешествия (ориентирование в аэропорту, прохождение таможенного контроля); социально-бытовые ситуации (слова приветствия, слова благодарности и т.д.).
Анализируя первые результаты реализуемого проекта, мы увидели, что работа ведется в правильном направлении. В основном дети выразили стойкий интерес к изучению англоязычных слов (слов - приветствия, слова - благодарности и т.д.), многие могут понять не только значение отдельных слов, но и использовать их адекватно ситуации. Также отмечается позитивная эмоциональная динамика в развитии личности, так как, например, изучение надписей на этикетках дали готовность обучающимся к самостоятельной ориентации при выборе одежды в магазинах, подростки с интересом стали применять знания из области английской измерительной системы при оценке к примеру своих мобильных устройств, обсуждая правила игры в регби, американский футбол и прочее. Познакомились с алгоритмом поиска необходимых образовательных платформ, используемых в период дистанционного обучения, и теперь могут входить на образовательные платформы, не прибегая к помощи взрослых. Благодаря оригинальной методике обучающиеся научились дифференцировать латиницу и кириллицу, строить элементарные игровые диалоги, которые могут применить, путешествуя или общаясь. Результаты начатой работы видимые и позитивные, но они не будут устойчивы, если такие проекты будут разовыми без практического применения в реальной жизни и не будут представлять звено целостной системы по расширению академического компонента АООП. Итак, резюмируя, можно сказать, что наметились два направления деятельности: «материализация» учебного материала в рамках АООП и обогащение учебного материала путем увеличения его объема с выходом за рамки АООП.
Чтобы ответить на вопрос «Нужна ли такая работа с детьми, чей умственный потенциал априори приговорен диагнозом к ограничению?», мы приведем слова Б. Паскаль «Величие человека - в его способности мыслить». Вот в максимальном (для каждого отдельного ребенка) развитии этой способности мы видим основную цель. У ребенка с ОВЗ масса проблем, которые имеют свойство множиться и, чтобы научиться ими управлять, необходимо знать, как это сделать. Кроме того, в слове проблема есть некая безысходность, некий мысленный тупик, поэтому проблемы зачастую кажутся неразрешимыми. А если попытаться рассматривать проблемы как некую "ситуацию", которая предполагает движение?! Тогда можно помочь ребенку управлять проблемами как отдельными разрешимыми ситуациями, показав пути возможных действий выпутаться из данной конкретной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая реабилитация детей с легкой умственной отсталостью
Пояснительная записка ...
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса
Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Неживая природа» и «Растения, бактерии, грибы»; для 6-7 классов
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспита...
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
В данной статье раскрываются методы и приемы работы на уроках математики с детьми с легкой умственной отсталостью....
Методическая разработка урока математики в 6 классе (АООП для детей с легкой умственной отсталостью вариант 1). Тема: «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел»
Методическая разработкаурока математики в 6 классе(АООП для детей с легкой умственной отсталостью вариант 1). Тема: «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел»....