Проблемы обучения детей с ОВЗ физике
статья на тему

Фадеева Ирина Александровна

В статье описаны проблемы, возникающие при обучении детей с ОВЗ физике и пути их решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы обучения  детей с ОВЗ физике.

Фадеева И.А. г. Вязники

При  обучении  физике учащихся с запоздалым психическим развитием возникают  следующие проблемы:

  • имеются  пробелы в знаниях, умениях и навыках школьников по предметам;  наблюдаются недостатки памяти,  отставание в мыслительной деятельности, что особенно заметно во время решения задач; отсутствует  самостоятельность при выполнении заданий; низкий темп работы;
  • формируется ряд отрицательных качеств личности, заниженная самооценка,  инертность, пассивность мышления, низкая мотивации к обучению,  неспособность  управлять своим поведением;
  • снижена работоспособность, а внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

Я считаю, что для решения этих проблем  необходимо формировать  ключевые  компетенции учащихся   в соответствии с содержанием обучения при опоре на зону ближайшего развития ребенка;  повышать  уровень  учебной мотивации и познавательной активности  учеников; расширять  кругозор;  предупреждать неуспеваемость учащихся с помощью индивидуализации, дифференциации обучения и педагогической поддержки;  применять  здоровьесберегающие  технологии – отсутствие авторитарности на уроке, физкультминутки, предупреждение усталости, смену форм работы и видов деятельности, корректирование программы, разгрузку для глаз; формирование коммуникативных умений, содействие  социализации личности.  

Использование  ИКТ значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ, так как  более 90% информации поступает через зрение и слух. Применяю  готовые  ЭОР по физике или создаю свои. Использую презентации и тренажеры для изучения нового материала, закрепления и контроля знаний; лабораторные работы, которые  позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание; видеоматериалы; работу с интерактивной доской. Все это  делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся,  уменьшает  срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка; повышает динамику и образность предлагаемого учебного  материала и позволяет проверить  объем и правильность знаний.

Осуществляю  постоянный  контроль качества обучения: применяю возбуждение ответных реакций, свидетельствующих о восприятии учащимися излагаемого материала, использую разнообразные формы устного опроса,

выставляю одну или две оценки за урок,  с каждым учеником обсуждаю его ошибки и задаю один или несколько вопросов  по теории, за ведение тетради выставляю оценку в журнал в конце четверти. Знания проверяю с помощью тестов, составленных по каждой теме. При составлении учитываю общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики – это экономит время по сравнению с устным опросом, организует детей, позволяет работать в приемлемом для ученика темпе. Отслеживаю промежуточные результаты и при необходимости корректирую индивидуальную траекторию развития ребенка. 

Игровые формы учебной деятельности применяю при завершении темы, во внеклассной работе, так как они повышают мотивацию обучения.

Для успешности усвоения материала применяю следующие виды педагогической поддержки: обучение без принуждения,  взаимообучение, использование предварительной проверки контрольных  работ, адаптацию содержания,  оптимальность темпа, предупреждение о возможных ошибках.

Использую  опоры  различного типа.

Таким образом, всё перечисленное соответствует целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии

Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы            ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её р...

Презентация по физике"Радиация - проблемы и перспективы"

В данной презентации подобран материал о плюсах и минусах радиации....

Актуальные проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по физике

В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью п...

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов современного обучения физике в свете реализации требований ФГОС второго поколения, а именно реализация деятельностного подхода....

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...