Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды» на тему:«Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»
презентация к уроку

Генрих Иван Артурович

Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад27.94 КБ
Файл Презентация к докладу1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды»

Тема доклада: «Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»

Докладчик: Генрих Иван Артурович, педагог дополнительного образования ГКОУ школы №8 г. Лабинска.

Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Ускорить этот процесс помогают структурируемые занятия. На занятиях физического развития следует придерживаться последовательного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

В занятия по физическому развитию необходимо включить:

Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).

Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).

Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).

В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.

При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

начинать обучение с коротких перемещений по прямой;

  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью: во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде. Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.

Легкая атлетика также подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что ориентирована на индивидуальное физическое развитие ребенка. Бег, прыжки, ходьба помогают ему стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Для детей с РАС проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые. Если на индивидуальных занятиях большое внимание уделяется четкое следование словесной или зрительной инструкции взрослого, правильности выполнения упражнений то на групповом занятии происходит вовлечение ребенка в коллективную деятельность-играм.

  1. Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

«Летаем как самолетик»

«Прыгаем как кролик»

«Едим как паравозик»

  1. Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

  1. Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструктора (воспитатели) и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

  • «Крабовую» походку
  • Прыжки лягушкой
  • Перекатывания
  • Ходьбу по линии
  • Лазание по предметам и т. п.

Физическая культура, адаптированная к особенностям наших детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "средством социализации", способствующих формированию личностных, регулятивных, коммуникативных действий обучающихся с РАС.

Использованная литература:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Москва «Просвещение» 2021.
  2. М.Н.Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка», Москва, 1973
  3. Геслак Дэвид. «Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный подход в проведении коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра Развитие двигательных навыков и координации у детей с РАС на занятиях по Общей Физической Подготовке ( офп ) Педагог дополнительного образования ГКОУ школы № 8 г. Лабинска Генрих иван артурович

Слайд 2

Цель: Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых.

Слайд 3

В занятия по физическому развитию необходимо включить: Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия;

Слайд 4

Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания , подлезания ;

Слайд 5

подлезания , ползания различными способами;

Слайд 6

Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства

Слайд 7

В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения; Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка .

Слайд 8

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо : медленно и четко выполнять движения, комментируя их; описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений; проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их; начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.); одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их; сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом; помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Слайд 9

Для детей с РАС проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые. К групповым играм относят: Символические игры Туннель Полоса препятствий «Летаем как самолетик» «Прыгаем как кролик» «Едим как паровозик » «Крабовую» походку Прыжки лягушкой Перекатывания Ходьбу по линии Лазание по предметам « прятки » поиск спрятанных вещей символические игры .

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Современная школа заинтересована в правильно организованной внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В связи с введением ФГОС необходимо создание усл...