Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
материал по теме
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovanie_urokov.doc | 32 КБ |
integrirovannyy_urok.docx | 27.21 КБ |
po_vasyutkinym_tropam.pptx | 2.68 МБ |
po_vasyutkinym_tropam.docx | 380.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированное обучение».
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
- весь урок подчинён авторскому замыслу,
- урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
- этапы и компоненты урока находятся в логико - структурной зависимости,
- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:
- паритетным, с равным долевым участием каждого из них;
- один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
- весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры.
В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.
Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс
Предмет: Литература, география, биология.
Тип урока: урок обобщения.
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа текста литературного произведения, умение обобщать изученное, применять знания, полученные на других предметах на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.
ΙII. Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы:
- Работа в группах (в сотрудничестве).
- Индивидуальная работа учащихся.
- Проектная деятельность учащихся.
- Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала). Какие художественные приёмы использует автор для описания душевного состояния героя, изменений в природе.
- Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
- Элементы фронтальной работы.
- Языковой анализ текста (элементы).
- Чтение карты.
- Элемент инсценирования.
Средства обучения: компьютер, экран, презентация, учебник.
Литература: Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Оформление урока:
- Презентация.
- Текст рассказа «Васюткино озеро».
- Карта России.
- «Васюткина» карта.
Ход урока:
Структура содержания:
1. Оргмомент
2. Целеполагание
3. Планирование (задания по группам)
4. Применение знаний
5. Рефлексия (проверка знаний)
6. Подведение итогов
Группы:
Биологи: …
Географы: …
Литературоведы: …
Форма урока: работа в группах («Литераторы», «Биологи», «Географы»).
Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, географии и биологии; знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.
Организационный момент.
Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину:
журчит, лепечет ручеек, о том, что путь далек-далек.
Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжелый жук,
листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины.
Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.
Учитель географии: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга.
Учитель литературы:
- Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание
Учитель литературы: Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «По Васюткиным тропам»
Учитель географии: Посмотрите на подборку афоризмов и попробуйте сформулировать вопросы, на которые сегодня мы должны ответить.
Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь)
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг. (Сюнь- Цзы)
Леса учат человека понимать прекрасное. (А.П.Чехов)
Формулируем проблемные вопросы:
- Спасение Васютки – чудо или закономерность?
- Какие уроки дает природа герою и читателю?
- Природа – друг или враг?
Учитель географии: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы проследуем за Васюткой по тайге, от опушки Литераторов к просеке Юных натуралистов и… возможно доберемся до берега Успеха.
Учитель географии: Как вы уже поняли, сегодня мы работаем командами. Первая команда – литераторы, вторая географы и третья – биологи. Каждый участник группы, выполняя то или иное задание, вносит свой вклад в общую оценку команды.
Учитель географии: Тайга среди всех природных зон России занимает самую большую площадь.
- Какой район тайги послужил местом действия описываемых событий в рассказе?
- На какой реке происходит действие рассказа?
- Кто может показать Енисей на карте России?
Учитель литературы: А что говорит о Енисее дедушка Афанасий?
Учитель географии: Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Географов. ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Енисее.
Учитель литературы: С какой целью Васютка пошёл в лес? Посмотрим, как это было. ИНСЦЕНИРОВКА «В тайгу за шишками». Черненков Д., Садыгова. (стр.199-200) (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).
Учитель географии: Что же видел Васютка на своем пути?
Сообщение «Тайга и её обитатели» –ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель литературы: Давайте обратимся к тексту рассказа. Оказавшись в тайге, мальчик помнил наказ матери – надо следить за затесями (стр.200). Читаем отрывок «Весело насвистывая шёл от по тайге»
Учитель литературы: Путь Васютки лежал через разные географические объекты – лес, поляну, озеро. Правильно ли он повёл себя, оказавшись один в тайге?
- Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 202 учебника)?
- Какую оплошность допустил мальчик? – он потерял затеси (с.203)
- Кто виноват в том, что он заблудился? – он сам
- Когда Васютка понял, что он заблудился?
Учитель географии: Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке (на слайде картосхема):
- Лес;
- Поляна;
- Тропинка;
- Озеро;
- Берег.
Необходимо определить, как эти места будут называться на созданных нами «Васюткиных картах»:
- Успеха;
- Отчаянья;
- Надежды;
- Страха;
- Уверенности.
(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).
Учитель литературы: Объясните, чувствуется ли в этих названиях, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим».Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? МОНОЛОГ ВАСЮТКИ – с.204.
Учитель литературы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
Попытаемся понять Васютку. Описание тайги. МОНОЛОГ - стр.208.
Какие обрывки разговоров рыбаков и охотников вспомнил Васютка, заблудившись в тайге?
В чём проявлялся практицизм Васютки, умение выжить в тайге?
Учитель географии: Какие советы географы могут дать тем, кто идёт в лес?
Памятка №1. Советы идущему в лес.
- Подумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой теплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Учитель географии: Отправляясь в лес, нужно быть готовым ко всему. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Ситуации «Если ты заблудился».
Памятка №2 Если ты заблудился.
- Не паникуй, успокойся.
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
- Разожги костер, приготовь пищу.
- Подготовь место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей, родственников.
- А теперь обратимся к началу урока. Мы перед собой ставили проблемные вопросы, на которые искали ответ. Подведем итоги, ответив на них.
- Спасение Васютки – чудо или закономерность?
- Какие уроки дает природа герою и читателю?
- Природа – друг или враг?
ИТОГ УРОКА.
Учитель литературы: Сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые самостоятельно знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…
Учитель географии: Результатом работы будет та оценка, которую каждый из Вас выставит себе.
Для этого мы просим вас заполнить карты самоанализа:
Оцените работу своих групп. Подсчитайте количество заработанных вами шишек. Победителем будет считаться та команда, которая набрала больше всего шишек.
Домашнее задание.
- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее.
«По Васюткиным тропам»
Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь) Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг. ( Сюнь - Цзы ) Леса учат человека понимать прекрасное. ( А.П.Чехов )
П роблемные вопросы: Является ли с пасение Васютки – чудом? Какие уроки дает природа герою и читателю? Природа – друг или враг?
опушка Литераторов просека Юных натуралистов б ерег Успеха
Какой район тайги послужил местом действия описываемых событий в рассказе? На какой реке происходит действие рассказа? Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?
ЕНИСЕЙ
В ТАЙГУ ЗА ШИШКАМИ
ТАЙГА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ
Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки ? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр. 202 учебника ) Какую оплошность допустил мальчик? (с.203 ) Кто виноват в том, что он заблудился ? Когда Васютка понял, что он заблудился?
Лес Поляна Тропинка Озеро Берег ОТЧАЯНЬЯ СТРАХА НАДЕЖДЫ УВЕРЕННОСТИ УСПЕХА
Какие обрывки разговоров рыбаков и охотников вспомнил Васютка , заблудившись в тайге? В чём проявлялся практицизм Васютки , умение выжить в тайге? Какие советы географы могут дать тем, кто идёт в лес?
ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ..
П роблемные вопросы: Является ли с пасение Васютки – чудом? Какие уроки дает природа герою и читателю? Природа – друг или враг?
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика ________________________________________________________
Группа _______________________________________________
Тема урока: «___________________________________________________________».
Проблемные вопросы:
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
Цель урока: __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта самоанализа:
Я узнал: _________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Я научился: ________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Мне нужно выучить: ________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Я считаю, что наша группа работала на оценку «___», так как _____________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи фразы, подчеркнув выбранный ответ:
Я работал на уроке активно/не активно;
Своей работой на уроке я доволен/не доволен;
Материал урока мне был понятен/не понятен, интересен/не интересен.
Я считаю, что за работу на уроке заслужил оценку «____», так как
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: «Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ».
Материал для педагогического совета....
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Конспект урока по литературе на тему "По Васюткиным тропкам".
разработка урока по литературе для 5 класса....
Технология развивающего обучения (интегрированные уроки)
Чтобы процесс обучения детей в начальной школе был интересным, особым, адаптированный для учеников с различными позновательными и физическими возможностями я использую технологию развивающего обучения...
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...
Выступление "Активные методы обучения на уроках математики" - презентация
Презентация к выступлению...
Выступление "Активные методы обучения на уроках математики"
Выступление "Активные методы обучения на уроках математики"...