Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-конспект по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" | 281 КБ |
Рабочая программа по литературе. 5 класс | 180.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
Подготовила: Просникова Т.Г., учитель литературы
Цель:
- Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
- Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
- Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Оформление урока:
- Презентация «Васюткин край».
- Текст рассказа «Васюткино озеро».
- «Васюткина» карта.
- Кроссворды учащихся.
Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).
Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.
Ход урока
1.Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости посмотреть на нас, как вы умеем работать
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но, в то же время, мудрые вопросы.
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что же это? Тайга. Слайд 1,2
Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
- Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
- Кто это? Слайд 3
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”- Васютка
- Ребята, вы, наверное, заметили, какое противоречие возникает из сказанного?
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
- Что же помогло выбраться герою из трудной ситуации? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
Слайд 4
Тема нашего урока: «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Слайд 5
Эпиграфом к нашему уроку взяли слова Георгия Скребицкого
«Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»
Ребята, а как вы понимаете это высказывание?
Запишем число, тему урока.
Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку Юных натуралистов и доберемся до берега Успеха.
2. Исследовательская работа
Ребята, на дом вы получили задание: прочитать рассказ «Васюткино озеро», сделать рисунки к рассказу »Васюткино озеро»
Слайд 6
Первый этап: Опушка Архивариусов.
Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?
(ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).
Слайд 7,8
- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
- Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».
- Какое из названий вам понравилось больше?
- А теперь, ребята, давайте обратим внимание на ваши рисунки. Кого изобразили на них? Почему вам больше всего понравился этот сюжет? Кто хочет рассказать?
Слайд 9
Второй этап: Поляна Литераторов.
- Понравился ли рассказ?
- В какое время происходят описанные события?
- От какого лица ведется повествование? Значит, это автобиографическое произведение.
Слайд 10
- На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей)
- А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 120 учебника).
- Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Лесовиков
Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.
Слайд 11
- С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы. (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).
Сценка по тексту рассказа.
Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.
ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.
МАТЬ (недовольно) — Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.
ВАСЮТКА — Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.
МАТЬ — «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.
Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:
МАТЬ — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
ВАСЮТКА — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
МАТЬ — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.
Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.
ВАСЮТКА - Кедровка! Вот уж нахальные птицы. …. И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.
ВАСЮТКА — «Кра-кра!» — (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! —
Васютка пошел дальше, но впереди вдруг что – то захлопало. Мальчик остановился.
ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)
В рассказе мать Васютке напомнила, чтобы от затесей далеко не отходил.
- Ребята, а что такое затеси и как они помогают в тайге?
( Затеси – это отметки на сволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)
- Ребята, а вы знаете, что такое тайга?
Тайга - это хвойные леса. Занимает около 10% суши Земли. В основном там растет ель, пихта, сосна, лиственница. Растет черника, брусника, мох. Из животных встречается медведь, рысь, соболь. Из птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге находятся значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырь
Найдите описание тайги (стр. 129) по тексту рассказа «Васюткино озеро».
Слайд 12
- Какую оплошность допустил мальчик в лесу?
- Кто виноват в том, что он заблудился?
- Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр.124)
- Когда Васютка понял, что он заблудился?
- Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?
Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.
Слайд 13,14
6. Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:
- Лес;
- Поляна;
- Тропинка;
- Озеро;
- Берег.
Определите, какими казались Васютке эти места?
- Успеха;
- Отчаянья;
- Надежды;
- Страха;
- Уверенности.
(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).
- Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 126).
- Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?
Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
Слайд 15
Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр.128)).
Монолог Васютки
Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.
Что же это? Я направляет ружье и крикнул:
— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!
В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:
— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!
Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.
— Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.
Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:
- Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.
- Что помогло спастись Васютке в лесу? Какие советы и приметы помогают Васютке?
Слайд 16 Третий этап: Просека юных натуралистов.
Мы добрались до просеки Юных натуралистов!
- Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.
- На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать (стр.122)
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Памятка №2 Если ты заблудился
- Не паникуй, успокойся.
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
- Разожги костер, приготовь пищу.
- Подготовь место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Памятка №1. Советы идущему в лес.
- Подумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой теплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Слайд 17,18
1.Ребята, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?
2.Как природа подсказала о близости Енисея? (скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки)
3. Кому благодарен Васютка за свое спасение?
4.Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где еще не ступала нога человека? (непуганые птицы, изобилие ценной рыбы, тишина)
5. Почему озеро назвали Васюткиным?
Слайд 19
Четвертый этап: Берег Успеха.
Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой пологий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красиво, так широка была его родная река! А раньше она казалась обыкновенной. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками.- Енисеюшко! Славный, хороший…- шмыгал Васютка носом и размазывал грязными руками слезы по лицу.
- Сумел он добраться до своего берега Успеха?
- Ребята, чему вы научились у Васютки?
- Смогли ли вы выжить четверо суток в лесу?
- Какие вы читали произведения, где героям приходилось выживать один на один в тяжелых природных условиях? (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
- Можно ли сравнить Васютку с ним?
Ребята, а вами что-то подобное происходило?
Заключительное слово
Итак, ребята, наша экскурсия по тайге подошла к концу. Из рассказа мы узнали о природе, о человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения
Слайд 20
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф: озеро, Васютка
- Имя существительное, определяющее тему.
- 2 прилагательных – описание темы.
- 3 глагола (деепричастия) – название действий.
- 4 слова: фраза – отношение к теме.
- Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.
Слайд 21- Кроссворд
Слайд 22
Шестой этап: Домашнее задание. Написать свой рассказ о приключениях в лесу, в походе
Материалы к уроку.
Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.
Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.
Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.
Предварительная подготовка:
Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».
Предварительное задание группам:
Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;
«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;
«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;
«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;
«Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример - Маршрутный лист
№ | Архивариусы | Молодец! | Молодец. | Молодец? |
1. | Элина |
|
|
|
2. | Рома |
|
|
|
3. | Даша |
|
|
|
4. | Марат |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценка по тексту рассказа.
Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.
ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.
МАТЬ (недовольно) — Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.
ВАСЮТКА — Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.
МАТЬ — «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.
Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:
МАТЬ — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
ВАСЮТКА — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
МАТЬ — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.
Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.
ВАСЮТКА - Кедровка! Вот уж нахальные птицы. …. И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.
ВАСЮТКА — «Кра-кра!» — (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! —
Васютка пошел дальше, но впереди вдруг что – то захлопало. Мальчик остановился.
ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Монолог Васютки
Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.
Что же это? Я направляет ружье и крикнул:
— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!
В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:
— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!
Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.
— Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.
Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:
- Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Загадки о природе
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
У нее кусты
Высоки, густы,
Ствол и ветки—трубкой,
Очень хрупкой.
Ягоды красны,
да не вкусны. (Бузина)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Ее всегда в лесу найдешь—
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Приложение 5
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
Презентация к уроку...
Разработка урока по бурятской литературе в 5 классе по рассказу А.Г.Лыгденова "Унаган"
Хэшээлэй зорилго: А.Лыгденовэй зохёохы намтар, зохёолнуудтайнь танилсуулан, эпическэ зохёолой байгуулга, уран арганууд тухай мэдэсэ үргэдхэхэ....
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"
Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"...
Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная деталь,...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...