Конспект урока по литературе на тему "По Васюткиным тропкам".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).
Класс: 5
Цель урока: познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности и творчеству;
Задачи урока:
Обучающие:
- Продолжать работу по обучению аналитическому пересказу;
- Учить умению работать с текстом художественного произведения.
Развивающие:
- Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения;
- Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;
- Развитие логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
- Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
- Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – экскурсия. ( презентация)
Оборудование: презентация, проектор, карты, карточки
Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2 . / Автор – составитель: Коровина
Ход урока.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы сегодня отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Наш урок – экскурсия называется «По Васюткиным тропкам». Для того, чтобы наша экскурсия была не только интересной, но и познавательной, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а неутомимые защитники природы – юные натуралисты. В классе будет работать 3 группы.
Виктор Петрович Астафьев - писатель – сибиряк, он писал о природе, о людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.
Дорогие натуралисты, перед нами стоит непростая задача – мы пройдём Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к Роднику Лесовиков, выйдем на просеку юных натуралистов и … возможно доберёмся до берега Успеха. Посмотрите на карту.
2. Проверка домашнего задания.
Итак, первая достопримечательность нашей экскурсии – Опушка АРХИВАРИУСОВ.
- Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?
( Работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).
- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, жизни, его детских рассказах?
Ответы учащихся:
1. Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже Виктор Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».
2. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. С какой теплотой вспоминает он бабушку: « Выходило по рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них и умела замечать их в простой своей и нелёгкой жизни. Дети родились – радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость. Обновка себе или детям – тоже радость. Урожай на хлеб хороший - тоже радость. Рыбалка была удачливой – тоже радость.
3. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
4. Осенью 1942 года из родных мест ушёл на фронт, был тяжело ранен и контужен.
5. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, и в 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать печатать свои рассказы, затем повести и романы. Это и стало началом его творческой биографии.
6. Сравнительно недавно ушёл из жизни Виктор Петрович Астафьев, но произведения, которые он нам оставил, навсегда останутся в сознании читателей как книги о добре и зле, где добро, чаще всего, одерживает верх.
- А что вы можете рассказать об истории создания рассказа «Васюткино озеро?»
(Ответы учащихся).
- Какое из названий вам понравилось больше?
3. Изучение нового материала
Вторая остановка на нашем пути. Перед нами - Поляна Литераторов.
- Кто такие литераторы? Чем они занимаются?
( Литераторы – это люди, которые пишут литературные произведения или занимается их изучением).
- Правильно, мы тоже с вами будем заниматься изучением литературного произведения «Васюткино озеро».
- Юннаты! А почему этот рассказ имеет такое название?
( Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нём заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.)
-Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
( Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведётся бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живёт на одном месте и ведёт промысел паромами и перемётами. В ловушки попадалась ценная рыба – осётр, стерлядь, налим.
- Для чего отправлялся Васютка в лес?
( Васютка ходил в лес за орешками для рыбаков).
- Найдите в тексте диалог Васютки с матерью. Стр. 127 (119).
Инсценирование в лицах.
- Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собою краюшку хлеба?
( Мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба, потому что «спокон веков так заведено». Васютка понимал, что таков старинный обычай: « идёшь в лес – бери хлеб, бери спички».)
- Как случилось, что не раз бывавший в лесу мальчик Васютка заблудился?
( Васютка заблудился, потому что погнался за глухарём и сбился с дороги.
Он нарушил законы тайги)
- Найдите в тексте эпизод с мухой.
Послушаем пересказ. Почему он важен? Стр. 132.
( Автор как бы сравнивает Васютку с попавшей в паутину мухой).
Итак, Васютка заблудился в огромной тайге. Что такое тайга? Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, прочитаем в словаре…
А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.
Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?
ЛЕС Испугаюсь
Позову на помощь Разожгу костёр Заплачу
- Хорошо. А как же повёл себя Васютка?
- Попытаемся понять Васютку. Послушаем монолог «А я заблудился». Стр.
Дорогие юннаты! Перед вами места, где пришлось проходить Васютке:
·Лес
·Поляна
·Тропинка
·Озеро
·Берег
Вам, как знатокам природы, необходимо определить, какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия (работа в паре).
( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха).
3. Мы добрались до Просеки ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ.
- Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите в тексте. Стр.
Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
Составьте, пожалуйста, памятку «Советы идущему в лес».
Давайте сверим наши памятки. ( СЛАЙД).
Советы идущему в лес.
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3. Возьми спички для костра.
4. Одежда должна быть тёплой.
5. Приготовь запас еды ( соль, хлеб, сухари)
4. Перед нами следующая остановка - Родник Лесовиков.
v Самостоятельная работа
Ребята, вы дали ценные советы тем, кто собирается отправиться в лес.
Васютка, знаток тайги, всё же заблудился.
Какими знаниями и умениями обладал Васютка?
( СЛАЙД)
Знания и умения, которые помогли Васютке выжить:
Ø Умение определять стороны света.
Ø Найти по типу леса реку.
Ø Понять проточный характер озера.
Ø Предсказать погоду на завтра.
Ø Подстрелить дичь, разделать и запечь.
Ø Пользоваться затесями.
Ø Запастись дровами.
Ø Подготовить ночлег.
Ø Экономить заряды, хлеб.
5. Наша экскурсия приближается к заветному Берегу Успеха.
- Что помогло Васютке выжить? Сумел он добраться до своего берега успеха?
(Для того чтобы выжить, Васютке помогли знания законов тайги.)
- Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Человек и природа – основная тема в творчестве Виктора Астафьева.
- Каким предстал перед вами Васютка?
( Любознательный, непоседливый, азартный, способный к размышлению, наблюдательный)
- Как вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/
( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро.)
- Правильно, он нашёл озеро. Но - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?
( Он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.
-Правильно, ребята. Как вы определите идею произведения?
( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию).
4 . Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся. Оценки.
- Назовите запомнившиеся события из жизни писателя.
- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?
- Какой совет выживания для вас самый важный?
- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
- Что вы будете делать, если заблудитесь?
5. Домашнее задание– подготовить кроссворд по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» или написать письмо Васютке. За работу на уроке оценки следующие: … Урок окончен, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Анализ отрывков текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».Богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П...
Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс
Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....
Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...