Конспект урока по литературе на тему "По Васюткиным тропкам".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гольская Екатерина Владимировна

разработка урока по литературе для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Класс: 5

Цель урока: познакомить учащихся  с биографией  В.П. Астафьева, пробудить интерес к его  личности и творчеству;

Задачи урока:

Обучающие:

  • Продолжать работу по обучению аналитическому пересказу;
  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения;
  • Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;
  • Развитие  логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей. 

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Форма урока: урок – экскурсия. ( презентация)

Оборудование:  презентация, проектор, карты, карточки

Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2 . / Автор – составитель: Коровина

 Ход  урока. 

1.      Организационный момент.  Целеполагание. 

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы сегодня  отправляемся на экскурсию в лес  вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Наш урок – экскурсия называется «По Васюткиным тропкам». Для того,  чтобы наша экскурсия была не только  интересной, но и познавательной, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а  неутомимые  защитники природы – юные натуралисты.  В классе будет работать  3 группы.

Виктор Петрович Астафьев -  писатель – сибиряк, он  писал о  природе, о людях с крепким  несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.

Дорогие натуралисты, перед нами стоит непростая задача – мы пройдём Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к Роднику Лесовиков, выйдем на просеку юных натуралистов и … возможно доберёмся до берега Успеха. Посмотрите на карту.

 2.      Проверка домашнего задания. 

 Итак, первая  достопримечательность нашей экскурсии – Опушка АРХИВАРИУСОВ.

- Ребята, расскажите, чем занимаются  архивариусы? 

( Работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты). 

- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, жизни, его детских рассказах? 

Ответы учащихся: 

1.      Виктор Петрович Астафьев  родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на Енисее.  К самому берегу подступает вековая тайга. Позже Виктор  Астафьев  писал: «Землю люблю свою  и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

2.      Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. С какой теплотой вспоминает он бабушку: « Выходило по рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них  и умела замечать их в простой своей и нелёгкой жизни. Дети родились – радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость. Обновка себе или детям – тоже радость. Урожай на хлеб хороший - тоже радость. Рыбалка была удачливой – тоже радость.

3.      Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. 

4.      Осенью 1942 года из родных мест ушёл на фронт, был тяжело ранен и контужен. 

5.      После войны поселился на Урале, сменил много профессий, и в 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать  печатать свои рассказы, затем повести и романы. Это и стало началом его творческой биографии.

6.      Сравнительно недавно ушёл из жизни Виктор Петрович Астафьев, но произведения, которые он нам оставил, навсегда останутся в сознании читателей как книги о добре и зле, где добро, чаще всего, одерживает верх. 

- А что вы можете рассказать об истории создания рассказа «Васюткино озеро?» 

(Ответы учащихся). 

- Какое из названий вам понравилось больше? 

3.      Изучение нового материала 

 Вторая остановка на нашем пути. Перед нами -  Поляна Литераторов.

 - Кто такие литераторы? Чем они занимаются?

 ( Литераторы – это люди,  которые  пишут литературные произведения или занимается их изучением). 

- Правильно, мы тоже с вами будем заниматься изучением литературного произведения «Васюткино озеро».

- Юннаты! А  почему этот рассказ имеет такое название? 

( Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нём заблудившийся мальчик Васютка  находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.) 

-Что рассказывает писатель о рыбной ловле? 

( Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведётся бригадами. Бригада либо движется по реке вниз  по течению и ловит сетями, либо живёт на одном месте и ведёт промысел паромами и перемётами. В ловушки попадалась ценная рыба – осётр, стерлядь, налим. 

- Для чего отправлялся  Васютка в лес? 

( Васютка ходил в лес за орешками для рыбаков).

-  Найдите в тексте диалог Васютки с матерью. Стр. 127 (119).

Инсценирование в лицах.

- Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собою краюшку  хлеба? 

( Мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку  хлеба, потому что «спокон веков так заведено». Васютка понимал, что таков старинный обычай: « идёшь в лес – бери хлеб, бери спички».) 

- Как случилось, что не раз бывавший в лесу  мальчик Васютка  заблудился? 

( Васютка заблудился, потому что погнался за глухарём и сбился с дороги.

Он нарушил законы тайги) 

- Найдите в тексте эпизод с мухой.

Послушаем пересказ. Почему он важен? Стр. 132.

( Автор как бы сравнивает Васютку с попавшей  в паутину мухой).  

Итак, Васютка заблудился в огромной тайге.   Что такое тайга?  Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, прочитаем в словаре…

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка. 

Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?

ЛЕС                                                               Испугаюсь 

Позову на помощь                      Разожгу костёр                                                            Заплачу

  -  Хорошо. А как  же повёл себя Васютка?

  - Попытаемся  понять Васютку. Послушаем монолог «А я заблудился». Стр.

 Дорогие юннаты! Перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

·Лес

·Поляна

·Тропинка

·Озеро

·Берег

Вам, как знатокам природы, необходимо определить,  какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия (работа в паре).

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха).

3.  Мы  добрались до  Просеки  ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ.

  - Какой  старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.  Найдите в тексте. Стр.

Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Составьте, пожалуйста, памятку «Советы идущему в лес».

 Давайте сверим наши памятки. ( СЛАЙД).

 Советы идущему в лес.

1.       Продумай тщательно маршрут.

2.      Не забудь взять компас.

3.      Возьми спички для костра.

4.      Одежда должна быть тёплой.

5.      Приготовь запас еды ( соль, хлеб, сухари)

4.        Перед нами следующая остановка  - Родник Лесовиков.

Самостоятельная работа

Ребята, вы  дали ценные советы тем, кто собирается отправиться в лес.

  Васютка, знаток тайги, всё же заблудился.

Какими знаниями и умениями обладал Васютка?

( СЛАЙД)

      Знания и умения, которые  помогли Васютке выжить:

Ø  Умение определять стороны света.

Ø  Найти по типу леса реку.

Ø  Понять проточный характер озера.

Ø  Предсказать погоду на завтра.

Ø  Подстрелить дичь, разделать и запечь.

Ø  Пользоваться затесями.

Ø  Запастись дровами.

Ø  Подготовить ночлег.

Ø  Экономить заряды, хлеб.

 

   5.  Наша экскурсия приближается к заветному Берегу Успеха.

Что помогло Васютке выжить?  Сумел он добраться до своего берега успеха?

(Для того чтобы выжить, Васютке помогли знания законов тайги.)

-  Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом  наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Человек и природа – основная тема в творчестве Виктора Астафьева.

- Каким  предстал перед вами Васютка?

( Любознательный, непоседливый, азартный, способный к размышлению, наблюдательный)

  - Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/

( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро.)

 - Правильно, он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?

 ( Он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

-Правильно, ребята.  Как вы определите идею произведения?

( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию). 

4 .  Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся.  Оценки. 

- Назовите запомнившиеся события из жизни писателя.

- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?

- Какой совет  выживания для вас самый важный?

- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?

 - Что вы будете делать, если заблудитесь? 

5. Домашнее задание– подготовить  кроссворд по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» или написать письмо Васютке. За работу на уроке оценки следующие: …   Урок окончен, всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».Богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П...

Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс

Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...