Выступление "Активные методы обучения на уроках математики"
материал

Амелюхина Ирина Сергеевна

Выступление  "Активные методы обучения на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Амелюхина Ирина Сергеевна

учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Амурзет»

Еврейская автономная область

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Для достижения этой цели необходимы новые и эффективные формы организации учебного процесса. Одной из таких форм являются активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний и умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В преподавании математики я использую эти методы. Я считаю, что эти методы наиболее эффективны и в большей степени соответствуют современным тенденциям развития образования.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап. Начало урока.

  • Приветствие;
  • Вхождение или погружение в тему;
  • Определение ожиданий учащихся.

2 этап. Работа над темой урока.

  • Закрепление изученного ранее (проверка д/з);
  • Объяснение новой темы (введение новых понятий);
  • Самостоятельная работа учащихся над темой урока.

3 этап. Итоги урока.

  • Эмоциональная разрядка;
  • Подведение итогов.

Для каждого этапа урока используются соответствующие методы,  которые позволяют   решать конкретные задачи этапа.

Активные методы  первого этапа урока

Цель активных методов первого этапа урока, заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к уроку.

Я использую, на этом этапе урока, метод «Фруктовый сад».

Цель: Выяснить опасения и ожидания от урока.

Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в  заранее заготовленных фруктах из белого цвета, учащиеся вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными фруктами:

  • сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – зелеными листиками
  • несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Итог: Если дерево зеленое, то цели достигнуты, если дерево желтое то выросло не то, что ожидали, т.е. цель урока не выполнена. Есть над чем работать на следующих уроках.

Активные методы  второго этапа урока

Цель активных методов второго этапа урока: Вовлечение всех учащихся в обсуждение темы, акцентирование внимание на ключевых понятиях темы, формирование УУД, оценивание знаний и умений, коррекция их.

Я использую, на этом этапе урока, следующие методы:

1.  Метод «Кластер»

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Цель: Концентрация внимания, структурирование информации. Оценка своих знания по изучаемому материалу, развитие памяти.

Проведение: Учитель в ходе объяснения новой темы записывает основные мысли заранее на цветных карточках  и приклеивает их на доску. Учащиеся визуально следят за ходом мыслей учителя. К концу
объяснения на доске получается конспект-лекция.

Итог: Хорошая визуализация, структурирование отображающее изученную информацию. 

«Кластер» в переводе с английского обозначает «гроздь», «скопление».

Составлять кластер можно и при самостоятельном чтении учебного материала. Это позволяет осмыслить прочитанное, а учитель имеет возможность по составленному кластеру определить верность установления причинно-следственных связей и, при необходимости, оказать индивидуальную помощь учащимся.

Использовать кластер возможно и  на стадии контроля, предложив учащимся заполнить уже подготовленные учителем схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение такого кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.

2. Метод «Математическое домино»

Данный метод направлен на работу в парах, на сотрудничество учащихся.

Цель: Лучшее запоминание правил, контроль их усвоения.

Проведение: Учитель в ходе проверки правила составляет для учащихся карточки, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной либо пишется пункт алгоритма правила, либо начало нового правила или знак хода нет. Учащиеся внимательно следят за ходом составления домино, проверяя правильность правил. К концу на доске получается сборка всех правил которые изучили на уроках, собранных с помощью данного домино.

Итог: Анализ усвоения правил, глубокая проверка знаний правил.

3. Метод «Теорема-пазл»

Это метод направлен на сплочённую работу учащихся в группе или паре.

Цель: Формирование внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

Проведение: Учитель предлагает обучающимся собрать теорему из фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем – что дано и что требуется доказать. Собрать в одном пакете все теоремы курса.

Итог: Знание и понимание теорем и их применение.

Активные методы  третьего этапа урока

Цель активных методов третьего этапа урока: Подведение итогов урока.

Я использую, на этом этапе урока, следующие методы:

1. Метод  «Сезоны года»

Цель: Узнать впечатление учащихся от прошедшего урока.

Проведение: Учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. У каждого четыре листочка: белый-зима, красный-лето, зеленый –весна, желтый-осень. Учащиеся выбирают цвет листочка, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот листочек  или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения. Потом они прикрепляют  свои листочки под листом этого же цвета.

Итог: Позволяет проанализировать урок, выявить, что учащиеся усвоили , а что

нет, на что обратить внимание на следующем уроке.

2. Метод «Физкультминутка»

Цель: Прийти в бодрое настроение, активно подвигаться после мыслительной нагрузки.

Проведение:  У учителя карточки с изображением животных. Учитель выбирает карточку и дает ученику, он должен показать  движение животного, которое характерно для животного с карточки. Потом весь класс  повторяет движения. Далее выходит следующий учащийся и т.д.

Итог: Эмоциональная разрядка и физическая разминка.

3. Метод «Комплименты»

Цель:  Эмоциональная разрядка.

Проведение: Учитель  подводит итог и просит по очереди каждому учащемуся выразить  по очереди признание своему соседу, что понравилось ему в действиях соседа.

Итог: Коммуникация между учащимися, возможность получить позитивную обратную связь.

Выводы: Благодаря данным методам приоритетной целью образования вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученикам становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

  • Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала).
  • Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся. Учит учащихся  самостоятельно добывать знания.
  • Активные методы обучения помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках математики

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - п...

Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...

Применение активных методов обучения на уроках математики.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках        математики в 5 классе.  «Скажи  мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем ...

Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.

статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....