"Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками"
материал по теме
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
· изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
· изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;
· регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
· определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
· педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetssimenar.docx | 29.23 КБ |
prezintatsiya_k_spetssimenaru.pptx | 83.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками»
Социальный педагог
О.В.Ворончихина
Черепановская С(К)ШИ
1 слайд Заголовок
2 слайд Образование и воспитание – две половины одного целого. Л.Н. Толстой, размышляя о взаимосвязи воспитания и учения, писал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».
Названную тему не назовешь новой или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодолимая проблема. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом
Целью воспитания в нашей школе является воспитание творчески развитой социально- ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности и роль классного руководителя в этом процессе одна из самых важных. В ходе управления воспитательным процессом класса, классному руководителю приходится сотрудничать не только с детьми и родителями, но и со своими коллегами по ремеслу. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
Сотрудничество классного руководителя и учителей – предметников необходимо в самых разных областях и периодах жизни ученика и тогда, когда пятиклассники знакомятся с новыми учителями и предметами и тогда, когда выпускники школы готовятся к итоговой аттестации.
3 слайд В чем же сущность взаимодействия классного руководителя и учителей предметников?
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
- изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
- изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;
- регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
- определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
- педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая друг другу, помогают и себе.
4 слайд Каково содержание работы классного руководителя с учителями предметниками ?
Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой - обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником. Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на них.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
5 слайд Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудничества с педколлективом. Они могут быть следующими:
- Изучение учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;
- Изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
- Выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- Развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- Помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности школьников.
Классный руководитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы.
- Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
- Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
- Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
- Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками в коллективном планировании.
Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы участия в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории. Каждый период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллективному анализу в классе.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.
6 слайд Какими могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?
В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения предмета. Для этого учителя предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности при переходе из начальной школы.
Классный руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам - познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником. И классному руководителю и учителю очень полезно изучение отношения учащихся к учебному предмету. Учителям-предметникам, работающим в классе, можно использовать для этого следующие вопросы:
- Какую учебную тему мы закончили изучать?
- Какие понятия являются главными в этой теме?
- Какие уроки данной темы были самыми интересными?
- Как ты можешь оценить свою активность на уроках по теме?
- Какие отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы
исправить?
6.Какие вопросы данной темы остались тебе непонятными?
В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
Бывая на уроках в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие или нет должной дисциплины. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроках, классный руководитель фиксирует активность учащихся класса в уроке по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок, следит за нарушениями. Результаты данного исследования должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителями-предметниками и самими детьми с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и ее результативности.
Классный руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он изучает вопросы привлечения в урочную деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм проведения урока, помогает учителям вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные мероприятия по учебным предметам.
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.
Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением. Эти проблемы могут быть связаны:
- с трудной семейной ситуацией;
- с болезнью ребенка;
- с проблемами в общении;
- с особенностями характера.
Классный руководитель может подготовить и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по теме «Проблемные учащиеся моего класса». Цель данного мини-педсовета, на котором присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы - обсуждение путей решения проблемы трудностей в поведении учащихся и в их учении, а также конкретные и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.
Решение малого педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Малый педсовет может дать следующие рекомендации:
- пригласить родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;
- посетить учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;
- организовать дополнительные занятий для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь учащихся класса;
- привлекать учащихся к участию в работе кружков, факультативов;
- привлекать учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;
- организовать самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности
Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей. Он привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
7 слайд Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование и воспитание – две половины одного целого . Л.Н. Толстой, писал : «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно ».
В чем же сущность взаимодействия классного руководителя и учителей предметников? изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми; изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми; регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению; педагогически целесообразное использование возможностей
Задачи классного руководителя: Создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Функции классного руководителя: Обеспечение жизни и здоровья обучающихся Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями Содействие освоению школьниками образовательных программ Воспитание у обучающихся патриотических чувств Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения Развитие социальной компетентности учащихся Программирование воспитательной работы с классом Профилактическая работа
Формы организации взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками 1. Совещания классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе 2. Посещение уроков классным руководителем 3. Приглашение учителей-предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями-предметниками 4. Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками
Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками"
В презентации показаны цели и задачи взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников, основные направления их совместной деятельности. Эта проблема актуальна для любой школыЭ...
Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками
Приложение к презентации "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками " (печатный вариант). Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выпо...
Проблемы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников
Вступление на педсовете по данной теме. Заранее был проведен опрос классных руководителей и учителей-предметников для выявления особенностей их взаимоотношений и взаимных ожиданий.Успешность достижени...
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и п...
"Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников как важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы"
Выступление на педагогическом совете....
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Данный материал поможет учителям в подготовке к педсовету...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками в школах пенитенциарной системы»
Важнейшей особенностью вечерних школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Это отвечает и современн...