Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
методическая разработка на тему
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_v_ramkakh_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti_na_urokakh_geografii.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
включает в себя следующие компоненты:
- диагностика уровня обученности учащихся географии, уровня критического мышления учащихся;
- программы по курсу географии с разработкой тематических полей проектов и планированием творческих мастерских в межпогруженческом пространстве;
- рефлексивный характер обучения:
-создание условий для включения учащихся в деятельность:
- организация рефлексивно-дифференцированных заданий (оценочных листов по изучаемой теме (приложение 1)) на протяжении погружения в проект и в течение межпогруженческого пространства;
- принцип самостоятельного выбора ученика – самостоятельная формулировка тематического поля проекта: в частности, 9 классы работают над проектами: «Собери город» (тема «Центральная Россия»), 10 классы – «Освоенцы – островитяне» (тема «Природные ресурсы мира», 11 классы – «Построй город!» (тема «Политическая карта мира. Африка.») (приложение 2).
- исследовательские проекты. Оценивание защиты проектов происходит по следующей схеме (приложение 3).
- работа с тестами;
- разработка учащимися серии проблемных вопросов, составление тестов, схем, кроссвордов, дидактических карточек, написание стихов, разработка путеводителей, туристических схем, составление презентаций, подготовка сообщений, политинформации;
- решение задач на пересечение множеств «Властелин колец»;
- новизна в системе работы проявляется в следующем:
- мотивация развития критического мышления и исследовательских умений учащихся;
- организация самостоятельной работы учащихся в течение всего периода обучения (на протяжении погружения в проект и в течение межпогруженческого пространства);
- фасилитация педагога;
- создание ситуации успеха:
- организация «социальной практики» учащихся старших классов (проведение конференций с учащимися среднего звена, например, «Озеро Байкал»);
- создание комфортных условий для деятельности учащихся;
- организация рефлексии учащихся.
Иными словами, в результате работы педагога формируются компетентности личности, необходимые человеку для успеха в современном обществе.
Инновационные методические приёмы контрольно-оценочной деятельности учителя:
Корзина идей, кластер, инсерт, синквейн, водоворот, Игры разума, Сетевая игра, Создание географического образа территории (приложение 2,4).
Сами проекты учащихся можно видеть на сайте в разделе «Проектные работы учащихся».
Приложение 1
Оценочный лист по теме «Гидросфера»
Дата сдачи:
Требования к освоению темы | №№ контр. задания | Моя оценка | Оценка учителя |
Знать понятие «гидросфера» | |||
Знать части Мирового океана | |||
Знать основную номенклатуру Мирового океана | |||
Знать основные черты динамики вод | |||
Знать особенности органического мира Мирового океана | |||
Знать понятие «воды суши» | |||
Уметь определять характерные черты вод суши и закономерности их распределения на Земле |
Контрольные вопросы:
- Почему Мировой океан называют колыбелью жизни? Животные или растительные организмы преобладают по числу видов в Мировом океане?
- Виды волн. Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
- С чем связано возникновение течений в Мировом океане?
- На какие группы по способу передвижения подразделяется органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам.
- Почему вода в Мировом океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в океанской воде?
- Что такое теплые и холодные течения? Как они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
- Какие вы знаете воды суши? Чем отличаются болота от озер?
- К чему привязаны котловины озер?
- Составь «справочник» основных представителей флоры и фауны Мирового океана.
- Составь «справочник» стихийных явлений в Мировом океане.
- Расшифруй афоризмы:
- «морская вода – жидкая руда»
- «Гольфстрим – водяное отопление Европы»
- «Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан»
- «Течения – реки океанов».
- Прочитай текст и выскажи свою точку зрения:
Цунами подарило людям подводный город
Морская стихия не только отбирает, но и возвращает человечеству утерянные ценности. Цунами, унесшее в декабре прошлого года сотни тысяч жизней на берегах Индийского океана, обнажило на дне Бенгальского залива древний затопленный город: волны подняли у берегов Южной Индии тысячи тонн песка, из которого показались скульптуры и развалины города царства Паллавов 3-9 века.
Два 2-хметровых гранитных льва охраняли дравидский город Махабалипурам (7век), но оказались бессильными, когда воды поглотили его. После цунами эти скульптуры, сохранившиеся под морским песком, были обнаружены рыбаком, спасшимся от волны. В результате цунами также восстал с морского дна погребенный веками в песке каменный барельеф слона – теперь к нему стекаются толпы паломников, чтобы коснуться его на счастье. Археологи планируют изучить находки и организуют подводную экспедицию.
Согласно древней легенде, город был настолько величественным, что завистливые боги вызвали наводнение, и он был затоплен.
Приложение 2
ИГРЫ РАЗУМА
«ОСВОЕНЦЫ острова» Ф.И.______________________________________
Вид ресурса: _________________________________
- Очерти границы острова. Дай ему название.
- Откуда на острове появился данный вид ресурсов?
_______________________________________(дай краткий ответ)
- Размести ресурсы при помощи значков (цвета), крупные города (деревни).
- Как использовать ресурсы с пользой для жизни на твоем острове?
Приложение 3
Оценка презентации исследовательских проектов
Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание в процессе презентации проекта | Качество выполненного проекта | ||||||
Группа № 1 | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 | Группа №5 | Группа №1 | Группа №2 | |
(трехбалльная система) | |||||||
1. Актуальность выбранной темы (обоснование) | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
2. Практическая значимость работы | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
3. Аргументированность целей работы | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
4. Выбор оптимальных методов исследования | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
5. Грамотность представления полученных результатов | 3 | 2 | 3 | 3 | |||
6. Уровень изложения материала | |||||||
6.1. научность | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
6.2.логичность | 3 | 2 | 3 | 3 | |||
6.3.доступность для понимания | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
7. Использование наглядности при представлении проекта | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
8. Умение организовывать и вести работу в команде (оцениваются только групповые работы): | |||||||
8.1.наличие разделения обязанностей | |||||||
8.2.информированность группы о результатах работы | |||||||
8.3.определение вклада каждого члена группы | |||||||
9. Умение вести дискуссию | |||||||
10. Полученные результаты и их оценка | |||||||
11. Реализация проекта | |||||||
Итого (среднее): |
Приложение 4
Сетевая игра для 9 классов «Собери город!» (Тема «Центральный район»)
1. На листе формата А4 собери свой проект города, находящегося в Центральном районе России.
2. Для этого нужно следовать плану:
- название города (подпишите на листе крупно,цветными буквами).
- население – национальность, численность человек.
- промышленность (предприятия, названия).
- сельское хозяйство (что выращивают, почему).
- центры культуры и туризма,
- народные промыслы.
- связь с другими городами Центрального района (в том числе, с проектами).
3. У Вас получится великолепный настоящий готовый проект!
УДАЧИ!!!
Создание географического образа территории
1. Один из классических, не стареющих источников создания образа территории, познания ее своеобразия, неповторимости и ценности — красота природы. Природа является материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения.
2. Ценность и уникальность природных ландшафтов лучше всего может быть раскрыта на примере памятников природного наследия мирового значения.
3. Раскрытие территориального духовного потенциала. К духовной культуре относят науку, религию, искусство, Население территории и его трудовые навыки населения, нормы поведения.
4. Большое значение для судьбы территории имеет соседство (один из внешних факторов ее развития). Граница может выполнять функцию соединения (т.е., образно говоря, быть «живой»), а может тормозить развитие («мертвая» граница, граница-враг).
5. Большое значение в создании образов, закрепляющих знание территории, имеют легенды.
6. Экономическое развитие страны (территории).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.
использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...
Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...
Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"
Данная методическая статьясодержит теоретические и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....
Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...
Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...