Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
статья (9 класс)
Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной информацией, проводить исследования. В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная и исследовательская деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность
Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса оказывает возрастающее влияние на изменение во всех сферах общественной жизни: науке, культуре, образовании. Высокие темпы научного прогресса и многозадачность внешней среды предполагают, что современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями, но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной и многочисленной информацией, проводить исследования. Реализация стандартов ставит перед современными преподавателями задачу повышения качества образования.
В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная и исследовательская деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося, а главное – повысить качество получаемого учащимися образования.
В учебный мультимедийный проект могут входить рисунки, аудио – и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, для обработки которых необходимо научиться работать с новыми программными продуктами. Практика показывает, что для успешной реализации проекта необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются учащимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на уроках, т.е. найдет свое практическое применении, то учащиеся будут работать над ним с большей отдачей.
На протяжении нескольких лет кадеты КМКВК совместно со своими руководителями-преподавателями работают в самых разных направлениях, представляя продукты своей деятельности на научно-практических конференциях. Но для того, чтобы как можно шире вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, показать им её достоинства и пользу, необходимо тщательнее продумывать формы защиты ученических проектов и исследовательских работ. Главная цель – выбрать такие активные формы, чтобы присутствующие на защите учащиеся были не просто зрителями и слушателями, а рецензентами, оппонентами или участниками дискуссий.
Оппонирование – одно из важнейших умений, которое необходимо развивать у учащихся, занимающихся или желающих заниматься научными исследованиями. Для этого необходимо познакомить учеников с ролью оппонента в процессе защиты исследовательских проектов и помочь им освоить этапы его деятельности. Выступить на защите в качестве оппонента – значит достаточно хорошо знать тему исследования и круг проблем, связанных с её изучением, тщательно изучить исследовательскую работу и сделать определённые выводы:
– подчеркнуть все положительные моменты, которые привлекли, заинтересовали методом и сущностью анализа, выводами, цифрами, фактами, грамотностью и оформлением работы;
– отметить явления, факты, которые недостаточно или совсем не рассмотрены в исследовании;
– высказать несогласие (если есть) с теми фактами, выводами, которые не вытекают из текста исследования или неверно, с точки зрения оппонента, аргументированы, обобщены;
– выразить свою интерпретацию отдельных вопросов, проблем исследовательской работы или дополнить работу докладчика упущенной проблемой;
– дать в целом оценку работе и её устной защите автором.
После защиты проекта и выступления оппонентов оценивается работа авторов по следующим критериям:
- Актуализация проекта (значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её реализации).
- Содержательная часть проекта (соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему).
- Дизайн проекта (эстетика оформления).
- Техническое исполнение проекта (перечень и обоснованность применения тех или иных технических средств, владение применяемой для создания проекта технологией).
- Анализ результата своей деятельности (авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта).
- Возможность практического применения проекта (где и как планируется применить данный проект, на какую аудиторию он рассчитан).
- Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументированно говорить, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.
Очень интересен и полезен для развития интеллектуально-творческих возможностей учащихся такой вид коллективного исследовательского проекта, как создание виртуальных экскурсий. Сейчас мы работаем над виртуальной экскурсией по КМКВК. Цель проекта - создание виртуальной экскурсии на английском языке для школьников, изучающих английский язык и иностранных туристов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Научиться основам создания виртуальных экскурсий в MS Power Point, использовать различные технические приемы представления информации, изучить основные требования, предъявляемые к разработке таких ресурсов.
- Собрать и систематизировать информацию о кадетском корпусе;
- Перевести информацию на английский язык, привлечь к сотрудничеству носителей языка;
- Разработать задания для самоконтроля.
Целями самой виртуальной экскурсии являются:
- Предоставление систематизированной информации об интересных местах в корпусе (музей, библиотека, лингафонный кабинет, учебно-лабораторный комплекс STORM-M, Автокласс и т.д.)
- Создание условий для углубления и расширения знаний об учебном заведении, история возникновения.
- Формирование патриотических чувств к Кронштадтскому морскому кадетскому военному корпусу, как к визитной карточке Кронштадта – колыбели отечественного Военно-Морского Флота, города воинской славы.
Так как данный ресурс создаётся на двух языках, его практическая значимость заключается в более широких возможностях использования:
- В качестве путеводителя для дальнейшего планирования путешествия для гостей из других регионов России и иностранных туристов посредством размещения в сети Интернет;
- В качестве электронного образовательного ресурса для использования на уроках английского языка при изучении истории, культуры и географии Кронштадта-города военно-морской славы России, как дополнительный материал;
- В качестве электронного образовательного ресурса для использования на внеклассных занятиях для ознакомления и систематизации знаний обучающихся по истории и географии;
- В качестве электронного образовательного ресурса для использования на интегрированных уроках истории, географии и английского языка по закреплению пройденного материала об известных исторических сооружениях России.
Этапы работы над проектом:
- Сбор теоретической информации о создании виртуальной экскурсии.
- Обсуждение маршрута и продумывание удобной навигации.
- Подготовка наглядного материала (фотографии) и изучение литературы.
- Перевод с русского языка на английский материала экскурсии.
- Создание виртуальной экскурсии.
- Консультирование с носителями языка по качеству перевода.
- Апробация виртуальной экскурсии.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Создание виртуальной экскурсии - сложный процесс, требующий от составителя больших творческих усилий. Процесс её подготовки включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, изучение литературных источников по теме экскурсии, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии.
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены такие принципы и требования, как последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Создание такой виртуальной экскурсии протекает в три этапа.
На первом этапе мы выясняем, что такое виртуальная экскурсия в целом, какие бывают виды экскурсий и их назначение, специфику используемого пространства и экскурсионной деятельности.
На втором этапе (основном), мы будем взаимодействовать с пространством виртуальной экскурсии. Для этого нам придётся ответить на целый ряд вопросов. Зачем нужна такая экскурсия, какие функции она будет выполнять? Какие помещения в ней будут, каково назначение каждого из них, какова логика их расположения? Какую информацию о каждом помещении или предмете следует представить и в какой форме — видео, аудио, графической или текстовый?
Третий - заключительный этап - это непосредственное создание виртуальной экскурсии (перевод собранного материала в электронную форму и размещение на сайте), поддержка его функционирования в сети Интернет, обновление и дополнение, в будущем контакты с посетителями.
По моему мнению, данная форма работы должна способствовать организации поисковой деятельности обучающихся; развития их творческих, исследовательских способностей; повышению ИКТ-компетентности участников проекта. Таким способом учащиеся усваивают опыт общественной жизни и культуру человеческих отношений, которая необходима для сотрудничества с другими людьми. Предлагая нашим кадетам создавать экскурсии, преподаватели рассчитывают, прежде всего, разбудить их воображение, без которого невозможно осуществить никакую творческую деятельность.
Такая работа вызывает интерес как у создателей проекта, так и зрителей - кадеты активно включаются в обсуждение, отмечают интересные моменты в оформлении экскурсии (например, как организована главная страница сайта, выбран ли эффектный дизайн и т.п.), они смело указывают на недостатки (например, нечёткие картинки или обилие текста, отсутствие меню или сложности в навигации и др.). Такая форма проекта убеждает в её эффективности: большинство обучающихся с увлечением начинают читать, перерабатывать информацию — именно этого, в сущности, мы и хотим добиться.
После завершения проекта «Виртуальная экскурсия по КМКВК» и ее успешной защиты учащиеся получат первоначальные навыки:
- Добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий.
- Культуры общения и умения формулировать свою точку зрения.
- Научно-исследовательской работы с использованием различных методов и форм практической деятельности.
- Анализа исторических источников, выбора и систематизации главного.
С размещением музея в Интернете работа не закончится: создатели будут активно заниматься поддержкой его функционирования в сети, обновлять и дополнять, осуществлять контакты с посетителями.
Это и есть активная форма защиты своего проекта.
Список источников:
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций // Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, -2013. – С. 124.
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. – С. 94.
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2013. - № 3. – С. 57.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. -Народное образование. - М.,- 2000. - № 9, – С.177-180.
- Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. – С. 16-23.
- Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., - 1995. - № 6, – С.34-47.
- Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. - 2013. - № 4. – С. 18-23.
- Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. - 2013. - № 4. – С. 3-7.
- Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 5. – С. 14-22.
- Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. – С. 15-18.
- Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. - 2013. - № 7. – С. 80-84.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. - 2000. - № 8-9. – С.151-157.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. – С.5.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение. - 2008. – С.192.
- Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой. - 2013. - № 4. – С. 35-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Опыт по теме: "Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"
Данный опыт предназначен для организации работы учителей музыки....
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...
Инновационный педагогический опыт "Исследовательская работа как способ творческого развития учащихся на уроках тувинского языка и литературы"
Полное раскрытие содержательной характеристики инновационной педагогической дечтельности...
Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...
Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ОБ ИННОКЕНТИИ ВЕНИАМИНОВЕ
Сегодня молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, которые прославили его. В статье авторы делятся опытом вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность с целью устано...