Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.
статья по теме

Прибыткина Галина Николаевна

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribytkina_g.n._statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

Прибыткина Г.Н.,

директор школы ВКК,

Заслуженный учитель России,

кандидат педагогических наук,

Отличник народного просвещения.

Романова А.В.,

методист ОЭП, учитель ВКК

ГБОУ СОШ №349 с углубленным

изучением английского языка

Красногвардейского района

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных  типов образовательных учреждений, использовании новых программ, УМК, изменении содержания образования, внедрении инноваций.

Понятие инновация в настоящее время  чаще употребляется педагогами в контексте нововведений и реформ.

Президентская инициатива «Наша новая школа» задала  их ключевые направления. Новый федеральный государственный  образовательный стандарт общего образования-изменения образовательной парадигмы. Новая технологическая волна – внедрение новых технологий.

Все это требует от каждого отдельного педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности, стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу.

А от образовательного учреждения создания условий для взращивания и укрепления инноваций.

Инновационная работа  в нашей школе ведется с 2009 года в рамках Федеральной экспериментальной площадки по теме: «Внедрение Всемирного природного и культурного наследия в школьное образование» (ВПКН).

        Актуальность данной проблемы  обусловлена целевыми установками современного образования, направленного на формирование у обучающихся не только образовательных компетенций, но и эмоционально-ценностного отношения к окружающему Миру. В решении этих задач важно использовать потенциальные возможности СПб и Ленинградской области.

Цель работы состоит в создании такой  педагогической среды, которая обеспечивала изучение ВПКН и внедрение его в образовательный процесс.

        Объектом исследования стал образовательный процесс при внедрении ВПКН.

Предметом исследования – мировые жемчужины природы, науки и искусства  и их изучение как условие повышения качества образования, развития и воспитания обучающихся.

Построение образовательной среды предусматривает преемственность и согласованность всех реализуемых в ОУ образовательных программ, индивидуальных маршрутов, совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Важной составляющей нашей работы является  горизонтальная и вертикальная интеграция учебных образовательных дисциплин, а также сфер образования, одной из которых и является дополнительное образование.

Современная педагогика характеризует термин «дополнительное образование» как всю сферу образования, находящуюся за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

Основными  направлениями внеурочной деятельности в нашей школе мы считаем: профильное (углубленное изучение английского языка), физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, культурологическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое.

Этот список является в нашей школе открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами обучающихся и их родителей. В школе функционирует сеть платных услуг, а с января начнет свою работу ОДОД.

Но процесс интеграции основного и дополнительного образования невозможно координировать без развитой сети социального партнерства с образовательными учреждениями разного типа. Вот почему педагогический коллектив много трудился над ее созданием.

А совет развития района предложил нашей школе продолжить инновационную деятельность в новом статусе Экспериментальной площадки района по теме: «Социальное партнерство между ОУ разного типа как условие повышения качества образования в контексте ВПКН».

Исследования будут проводиться в ходе урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.

Осуществляет координацию работы  научно – методический совет.

Результативность  планируем отслеживать по следующим показателям:

  • предметные и метапредметные результаты, соответствующие требованиям стандартов;
  • личные достижения учащихся, определяемые уровнем  компетентности и уровнем сформированности  у них универсальных учебных действий, а  так же опыта творческой деятельности;
  • самооценка и самоанализ учителей и обучающихся.

Критериями эффективности ОЭР будут:

  • повышение качества образования по отдельным предметам (предметные, метапредметные результаты);
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности обучающихся и педагогов;
  • мониторинг достижений учащихся и преподавателей: изменение количества и качества их участия в открытых мероприятиях  для субъектов педагогической среды района, города, страны.

Конечным продуктом  станут:

  • схема сетевого взаимодействия с социальными партнерами (ОУ, ДОУ, ДДТ, ОДОДы и т.п.);
  • пакет нормативно-правовых документов для реализации сетевого взаимодействия.

Таким образом, в  ОУ созданы все необходимые условия для повышения качества образования школьников, развития  личности детей, их индивидуальности, защиту их прав на саморазвитие и самоопределение. А, значит, разрешается противоречие между освоением Государственного стандарта образования, с одной стороны, и свободного развития ребенка, с другой. Наши обучающиеся имеют возможность выровнять свои стартовый потенциал, выбрать свой собственный образовательный маршрут, ощутить ситуацию успеха.

Об этом свидетельствуют их  ежегодные, многочисленные победы в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, игровых программах и смотрах достижений педагогической среды района, города, страны.

Ведь школа – это целый мир! А годы, проведенные в ней, должны остаться в памяти человека навсегда, как время, когда все было впервые. Знакомство с науками, победы и поражения. И именно от нас зависит, чтобы побед было больше, а поражения только расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...

«Развитие дзюдо в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся к занятиям физической культурой и спортом, и возможн...

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области н...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...