адаптированная рабочая программа
рабочая программа (10 класс) по теме

Бевзюк Елена Борисовна

Рабочая программа для учащегося 10 года обучения со сложной структурой дефекта. Разработана на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой У.О." Л.Б.Баряевой. Если понадобится планирование, пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_10_kl.docx62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное управление образования Псковской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 VIII вида»

г. Великие Луки

Принято на                                                               УТВЕРЖДАЮ  

педагогическом совете                                          директор школы

протокол № 1                                                          _____________Т.В.Самарина                      

от « 27 » августа 2014 года                                     «____» _________2014 г.

 Рабочая программа (адаптированная)

10 класс

индивидуальное обучение на дому

по предметам:

Чтение

Русский язык

Математика  

Природоведение

Прикладной труд

Чураков Александр

Составитель адаптированной программы:

учитель начальных классов

Бевзюк Елена Борисовна

2014-2015

г. Великие Луки

Рабочая программа

(индивидуальное обучение на дому, адаптированная программа)

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для 10 класса (индивидуальное обучение)  по предметам:  «Чтение», «Русский язык», «Природоведение», «Прикладной (обслуживающий) труд», «Математика» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:         

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,  

3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.

4. Индивидуального учебного плана на 2014-15 учебный год.

Используемые дополнительные программно-методические методические материалы:

1.  «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»,Л.Б.Баряевой Д.И.Бойкова, О.П.Гаврилушкиной,

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Основная цель работы с детьми по адаптивной программе – улучшение качества их жизни,  формирование элементарных навыков, социализация.

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными дефектами  предполагается построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Занятия по чтению и русскому языку проводятся интегративно, включаясь в единый комплекс, нацеленный на овладение чтением и письмом с учетом индивидуальных особенностей учащегося, и/ или раздельно, в зависимости от освоения того или иного материала.  В связи с тем, что ребенок с трудом овладевает чтением и самостоятельным письмом, учебный материал планируется с учетом многократного повторения, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Темп прохождения материала замедленный.

Занятия по математике направлены на обучение элементарным математическим представлениям и носят, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. У детей с умеренной степенью умственной отсталости крайне сложно формируются понятия числа, они с трудом овладевают конкретным сётом. Формирование представления о форме, величине, количестве, пространстве и времени происходит очень медленно. У них не возникает подлинного понятия о числе и составе числа.

Обучение счёту проводится только на практической, наглядной основе.

На уроках используются компьютерные варианты обучающих и проверочных заданий и упражнений виде презентаций, обучающих игр, направленных на развитие внимания, мышления, формирование арифметических умений.

В процессе урока-занятия используются различные виды деятельности:

 игра (дидактическая, сюжетно–ролевая, подвижная),

элементарная трудовая,

конструктивная,

изобразительная.

Программа по профильному (обслуживающему)труду направлена на освоение учащимся социально значимых практических умений и навыков. Цель уроков-занятий – подготовка ребенка к взрослой жизни через воспитание максимально возможного уровня самостоятельности.

В 10 классе происходит уточнение и закрепление основных бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды. На уроках учащийся знакомится с элементарной системой информационно-бытовых значений. В программу включены разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания и состояние здоровья», «Средства связи».

Основные методы и приемы работы, применяемые на уроках:

совместные действия учащегося и учителя;

действия по образцу и словесной инструкции;

самостоятельная работа;

беседы, дидактические игры, практические задания, просмотр презентаций, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей.

При изучении предметов широко используются межпредметные связи.

Контроль  уровня освоения учебного материала осуществляется путем выполнения тестовой работы под руководством учителя.

В ходе занятий по предмету «Природоведение» по адаптированной программе обобщаются, систематизируются и закрепляются представления обучающегося об объектах и явлениях окружающего природного и социального мира.

В десятом (11) классе уроки проводятся на интегративной основе. Интеграция уроков по предметам «Природоведение», «Чтение», «Устная речь», «Лепка, рисование, ручной труд».

Выбор тем для уроков-занятий  отражает различные стороны человеческого бытия:

- человек (представления о человеке, внешнее строение, здоровье и режим дня и т.п.);

- явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей и т.п.)

- явления окружающей природы («природный мир, который меня окружает» и т.п.);

- мир искусства и техники («Театр», «Мир часов», «Цирк») и т.п.;

-традиционные для семьи, государства и общества праздничные дни и события (День матери,  Новый год и Рождество, День Российской армии и т.п.);

- представления о профессиях

Программа направлена на развитие у обучающихся связной речи, умения использовать полученные знания  на практике, формирование представлений о природе и окружающем мире.

В обучении используются следующие методы: беседа, наблюдение, демонстрация, экскурсия на школьный двор, просмотр презентаций и коротких учебных фильмов.

Оценивание происходит с помощью баллов:

5 баллов – задание выполнено самостоятельно;

4 балла – задание выполнено с небольшой помощью учителя (поддержка руки, наводящие вопросы, совместный анализ объекта - основные представления сформированы, действия - освоены);

3 балла – задание выполнено совместно с учителем (представления сформированы недостаточно, действие освоено не полностью).

                       

Краткая характеристика обучающегося

  • По заключению ОПМПК у ребенка F 71.0, тяжёлые  нарушения речевой и сенсорной  сферы, мелкой моторики рук.
  • Возраст:  1998 г.р.
  • Уровень готовности к усвоению программы:

несформированность познавательных процессов

Ожидаемый результат

  • Социально – коммуникативные умения
  • Повышение уровня развития познавательной сферы
  • Сформированность социально-бытовых  умений
  • Сформированность практических знаний об окружающем природном и социальном мире, обеспечивающих формирование и усвоение жизненных компетенций ребенка с целью уменьшения сложностей адаптации в социуме (микро и макросреде).

ЧТЕНИЕ.

 3 часа в неделю.

Пояснительная записка.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») -> обобщающее понятие -» закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в коррекционно-образовательном процессе, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В самых простых терминах процесс чтения определяется как процесс извлечения информация из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения (1-11-е классы) зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

«...Термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы  в зависимости  от орфографической  формы.   <...>  чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. <...> Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. <...> Если более широко рассматривать понятие текст..., этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т. д.» [оксфордский толковый словарь/под ред. Ребера  - М.:Вече: АТС, 2003] .

Наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов» и т. п.

В « Рабочей программе» рассматриваются следующие варианты «чтения»: - «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на CD-диски);

 - «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы — мультфильмы, документальные кадры о природе, животных);

- чтение пиктограмм;

- глобальное чтение;

- чтение букв, цифр и других знаков;

-чтение по складам.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствуют развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен для формирования у ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильных представлений о себе, социальном и природном мире.

Обучение чтению на основе работы со знаково-символической системой ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся. Это позволит учителю осуществлять коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся, то есть учить их вышеперечисленным видам «чтения», достигая, если возможно, чтения как можно большего количества слогов, слов и фраз.

Обучение чтению детей рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

Художественная литература, являясь видом искусства, с одной стороны, выполняет эстетическую и этическую функции образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а с другой — становится средством их социально-коммуникативного развития. Поэтому при определении направлений и содержания работы по  чтению необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося.

Формируя круг чтения учащихся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, учитель должен в первую очередь руководствоваться принципом соответствия произведений развитию учащихся (социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому), поскольку подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован на детей с более высоким уровнем интеллектуального развития.

Процесс чтения с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (то есть чтения для них) будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя и ученика.

Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания чтения в доступных учащимся пределах) является радость учащихся при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков, чтение отдельных слов, фраз) ее с непосредственным интересом и увлечением.

Общие задачи обучения чтению:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

- расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

  • знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;
  • использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания учащимися содержания литературных произведений.

Цель и задачи программы:

Цель:  максимальное включение обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных ему видов деятельности (предметно-практической, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи: 

- организовать речевую среду

- пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного чтения

- научить понимать прочитанное

- отвечать на вопросы по предложению

- заучивать короткое стихотворение с голоса учителя.

Темы уроков-занятий по обучению чтению находят свое логическое продолжение в содержании других учебных предметов и в ходе реализации коррекционно-адаптационной области образования.

Алгоритм использования картинок в работе с литературным материалом может включать подбор картинок к каждому слову текста, к каждой строке, а также подбор сюжетных картинок к разным текстам.

С помощью картинок проводятся элементарные беседы по сюжетным иллюстрациям.

Художественные тексты, прежде всего стихотворные, широко применяются на уроках-занятиях по всем учебным предметам и в коррекционно-адаптационной области. Одно и то же произведение может быть творчески использовано в бытовых и учебных ситуациях, то есть пройти через жизненный опыт учащегося.

В зависимости от интеллектуальных и речевых особенностей учащегося тексты литературных произведений адаптированы, но таким образом, чтобы не искажался их смысл. Учитель читает (рассказывает) произведение сам или предлагает послушать его аудиозапись. Так же учащийся читает короткие тексты.

Обучение чтению ведётся по индивидуальной адаптированной  программе как на основе аналитико-синтетического метода, так и с использованием метода послогового и глобального  чтения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики. Программа по чтению поострена на основе программно – методических материалов под редакцией И. М. Бгажноковой.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала).

 Формы работы на уроке: индивидуальная

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Выполнение тестовых работ 2 раза в год.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего часов

1

Чтение слогов

7 ч

2

Чтение слов

6 ч

3

Чтение короткого предложения

9 ч

4

Чтение текстов

45 ч

5

Слушание текстов

13 ч

6

Заучивание текстов

22 ч

Итого

102 ч

Итого

102 ч

Содержание тем учебного курса.

Чтение слогов (7 часов):

- повторение чтения слогов СГС ГСГ;

- повторение чтения прямых и обратных слогов (ССГ ГСС);

- чтение тренажеров (типа: та-ту-та, ло-ли-ло и т.п.)

Чтение слов (6 часов):

-  чтение двусложных слов;

- чтение трехсложных слов;

- ответы на вопросы по прочитанному.

Чтение короткого предложения (9 часов):

- чтения короткого предложения;

 -чтение вопросительного предложения с соответствующей интонацией;

- ответы на вопросы по прочитанному предложению;

- совместное рисование иллюстраций к предложению;

- повторение (проговаривание) прочитанного предложения;

 - дополнение предложения по картинке (последнее слово).

Чтение короткого текста (45 часов):

- чтение короткого текста (3-7 предложений состоящих из 2-5-ти слов);

-ответы на вопросы по тексту;

-пересказ текста из 2-3-х предложений с опорой на картинку и с помощью учителя.

Слушание текста (13 часов):

- слушание текста, читаемого учителем;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа по тексту;

- ответы на вопросы по тексту;

- совместное или самостоятельное чтение некоторых предложений.

Заучивание текста (22 часа):

-разучивание стихотворений с голоса учителя.

Приблизительные результаты для учителя:

К концу года обучающийся

- самостоятельно читает слоги;

-самостоятельно читает двусложные слова;

- с помощью учителя читает трехсложные слова;

- самостоятельно читает короткое предложение (2-5 коротких слов). Повторяет прочитанное. Отвечает на вопросы по предложению;

- самостоятельно читает короткий текст (3 предложения);

-отвечает на вопросы по тексту;

-с помощью учителя пересказывает текст;

-с помощью учителя читает и правильно интонирует вопросительное предложение, отвечает на вопрос;

-разучивает короткое стихотворение с голоса учителя и/ или родителей и рассказывает его.

                      Используемые программно-методические методические материалы:

Основное:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

Используемая литература: потешки из книги «Карусель» (увлекательный досуг); «Быстро читаем», Белолипецкий С.А.; «Папки для чтения» (стеллаж №1),  тетрадь для чтения с текстами, составленными учителем, презентация «Чтение. Тексты.», Ушинский «Для малышей».

РУССКИЙ ЯЗЫК

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Овладение грамотой является одной из задач обучения детей с множественными нарушениями развития. Дети с диагнозом F 71.0  получают лишь элементарные основы грамоты.

Обучение носит практическую направленность, не требуя от учащихся соблюдения чётких правил. Конечная цель обучения грамоте данной категории детей заключается в том,  чтобы научить их по возможности самостоятельно писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

Дети обучаются  печатному и письменному(по возможности) образам букв, что происходит не параллельно. Это позволяет исключить ряд трудностей, связанных с одновременным усвоением нескольких образов одной буквы.

Проходит обучение (по возможности) работе на компьютере (самостоятельное включение и выключение компьютера; создание документа и его сохранение; печать текста под диктовку/ списывание).

Каждая тема повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения изучаемого материала. В зависимости от особенностей детей темп прохождения материала может увеличиваться или замедляться.

В связи с неразвитой мелкой моторикой рук и общей координации движений обучающегося, ручка удерживается неправильно, нажим при письме слабый, самостоятельно написать букву не может. Легче дается нажатие клавиш с буквами на компьютере. Поэтому параллельно с письмом в тетради ребенок обучается печати на компьютере. Для улучшения мелкой моторики, усиления нажима и развития координации используются специальные упражнения (прикрепление  и открепление прищепок, выкалывание шилом фигур по линии, обводка по линии и точкам).

Контроль знаний осуществляется путем выполнения тестовой работы под руководством учителя.

  Оборудование:

прищепки, планшет для прищепок, шило, карточки для списывания, тетрадь, альбом для выкалывания, компьютер.                 

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а так же  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала).

 Формы работы на уроке: индивидуальная.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Выполнение тестовых работ 2 раза в год.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего часов

1

Подготовка рук к письму.

4 ч

2

Письмо слогов

7 ч

3

Письмо слов.

10 ч

4

Письмо предложения.

13 ч

5

Предлоги У В НА.

18 ч

6

Письмо короткого текста.

14 ч

7

Контроль знаний

2 ч

Итого

68 ч

Содержание тем учебного курса.

Подготовка рук к письму (4 часа):

 -обводка по линии,

- выкалывание по линии,

- закрашивание внутри контура,

- проведение линий в заданном направлении на доске и нелинованной бумаге.

Письмо слогов (7 часов):

- совершенствование техники самостоятельного письма;

- письмо слогов мелом на доске под диктовку;

- письмо слогов в тетради в широкую линейку с небольшой поддержкой руки.

Письмо слов (10 часов):

- письмо/ печатание на компьютере и в тетради коротких слов после звукового анализа совместно с учителем,

- самостоятельное письмо коротких слов на доске и на нелинованной бумаге.

Письмо предложений (13 часов):

- письмо коротких предложений с помощью учителя на доске, на нелинованной бумаге, в тетради под диктовку;

- списывание с карточки;

-составление короткого предложения по картинке (под руководством учителя);

-составление и запись с помощью учителя предложения с местоимениями Я, ОН, ОНА, ОНИ.

- печать на компьютере. 

Предлоги   У, В, НА (18 часов):

- выделение предлога в предложении;

- называние «предлог»

Письмо короткого текста (4 часов):

- письмо коротких текстов (2-3 предложения)  в тетради;

-знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак).

Приблизительные результаты для учителя.

К концу года обучающийся

-самостоятельно «списывает» на компьютере слова, предложения и короткие тексты;

-пишет на доске мелом без линии и на линии;

-пишет с минимальной помощью учителя (придерживание руки с тыльной стороны ладони, или пишущего кончика ручки кончиком карандаша) в тетради;

-пишет в тетради и на компьютере под диктовку, слова, предложения и короткие тексты (2-3 предложения);

- правильно произносит окончания слов с предлогами У В НА, написание – после анализа совместно с учителем;

- с помощью учителя составляет короткое предложение по картинке (после анализа);

- составляет предложения с местоимением Я после проигрывания действия. Типа: «Я пишу». « Я стою». « Я играю». « Я иду»;

- составляет предложения с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ  на основе наблюдения за действиями других детей .

Используемые программно-методические методические материалы:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

МАТЕМАТИКА

3 часа в неделю

Пояснительная записка.

В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения. На второй неделе обучения проводится  тестовая работа для сравнительного анализа уровня элементарных математических представлений на конец предыдущего и начало наступившего учебного года.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала).

 Формы работы на уроке: индивидуальная

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Выполнение тестовых работ 2 раза в год.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего часов

1

Уменьшение и увеличение ряда на 1-3

9 ч

2

Числа 100-109

5 ч

3

Числа 110-120, 130, 140,150

9 ч

4

Числа 200, 250,300; 350, 400, 450,500

5 ч

5

Изменение множеств

6 ч

6

Решение задач

14 ч

7

Решение примеров

21 ч

8

Денежные знаки

9 ч

9

Измерение длины

6 ч

10

Часы

9 ч

11

Геометрические фигуры

7 ч

12

Контроль знаний

2 ч

Итого

102 ч

Содержание тем учебного курса.

Уменьшение и увеличение ряда на 1-3(9 часов):

- выкладывание предметов в заданном количестве; увеличение и уменьшение ряда на 1-3.

Числа 100-109 (5 часов):        

-названия и обозначения чисел 100-109 набор их на калькуляторе, запись чисел, отвлеченный счет от 100 до 109. Решение примеров типа 100+1, 109-5 и т.п.

Числа 110-120, 130, 140, 150(9 часов):

- знакомство с числами 110-150,узнавание, называние; набор на калькуляторе. Отвлеченный счет. 

Числа 150, 200, 250,300; 350, 400, 450, 500 (5 часов):

-узнавание и называние чисел 100, 200, 300,400, 500 на измерительных приборах (мерная кружка, сантиметровая лента, весы);

Изменение множеств (6 часов):

-отмеривание количества жидкостей и сыпучих материалов без указания единиц веса / объема (ложки, стаканчики);

Решение задач (14 часов):

-краткая запись условия задачи (под руководством учителя);

-решение простой арифметической задачи на сложение и вычитание;

Решение примеров (21 час):

- самостоятельное решение примеров на калькуляторе в два, три действия без скобок;

Денежные знаки (9часов):

-различение денежных знаков (1,2,5,10, 50, 100, 500 руб.);

-набор заданной суммы монетами (1 руб. 10/20/30/40/50 коп.; 2-10руб );

Измерение длины (6 часов):

-сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины;

Часы (9 часов):

- знакомство с часами (по выбору родителей).

Геометрические фигуры (7 часов):

- наименование, группировка фигур, обводка трафаретов, закрашивание, вырезание с помощью учителя и наклеивание в виде узора.

Приблизительные результаты для учителя:

обучающийся

-узнает и называет числа 1-100, 150, 200, 250,300; 400, 500;

- узнает и называет некоторые числа в рамках 100-150;

- выкладывает/ насыпает заданное количество предметов/ ложек (стаканчиков) сыпучих материалов 1-10самостоятельно;

-считает от заданного числа до заданного числа в пределах 70;

-самостоятельно решает примеры на сложение и вычитание в одно – три действия на калькуляторе;

-решает простую арифметическую задачу (под руководством учителя);

-измеряет длину предметов, отрезков самостоятельно с помощью линейки;

-складывает и вычитает числа, полученные при измерении с помощью калькулятора;

-различает и называет денежные знаки 1,2,5,10,50, 100, 500 руб.;

- набирает заданную сумму монетами (1 руб. 10/20/30/40/50 коп.; 2-10руб ) (под руководством учителя);

- узнает и называет время 12 часов, 1 час, 2 часа, 3 часа.

Используемые программно-методические методические материалы:

В связи с тем, что в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой отсутствует раздел «Математика 10 класс», а так же в связи с особенностями психо–физического развития обучающегося, содержание курса и темы уроков частично взяты из  «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.

1 час в неделю

Пояснительная записка.

Цель: формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью об окружающем живом мире с использованием деятельностного подхода к обучению (комплексно с развитием их речи):

Задачи: 

  • формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (зима, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела)
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;

- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), бинарные уроки.

Формы работы на уроке:  фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля:

индивидуальная.  Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащегося.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего

часов

1

Повторение материала

9 ч

2

Человек

5 ч

3

Проект «Мир животных»

10 ч

4.

Проект «Красота природы»

10 ч

Итого

34 ч

Содержание тем учебного курса

2 часа в неделю.

Повторение материала, изученного в 9 классе (9 часов):

-наблюдения за изменениями в природе;

- повторение наименований времен года, осенних месяцев;

- повторение и уточнение знаний о растениях и животных.

Человек (5 часов):

- внешнее строение человека, режим дня школьника;

Работа по проекту «Мир животных»(10 часов):

Содержание проекта:

- просмотр презентаций, коротких документальных фильмов про диких и домашних животных;

-игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных: «Узнай и скажи…», «Покажи как…»;

-разучивание коротких стихов о животных;
- чтение кротких рассказов о животных;

- развивающие игры: «Чей дом?», «Кто и чем питается?», «Путаница»;

- подготовка видеофильма о домашнем питомце (работа с родителями);

- итоговое занятие (просмотр фильма о домашнем питомце).

Работа по проекту «Красота природы» (10 часов):

Содержание проекта:

- просмотр коротких фильмов о временах года;

- рассматривание иллюстраций с изображением времен года, ситуативные беседы;

- слушание рассказов о временах года, природе (читаются учителем);

- рисование сюжетов времен года;

- итоговый продукт: выставка рисунков о природе.

Приблизительные результаты для учителя:

Обучающийся

- называет части тела человека, их назначение;

- называет режимные моменты дня школьника;

-различает объекты по категориям «Растения» - «Животные»;

-узнает диких и домашних животных по внешнему виду, голосам или повадкам;

- различает на иллюстрациях времена года, называет их;

- рассказывает о животных и явлениях природы с помощью учителя (опора на наглядность);

- отвечает на вопросы по прослушанным текстам (с помощью учителя).

Используемые программно-методические методические материалы:

В связи с тем, что в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой отсутствует раздел «Природоведение» содержание курса и темы уроков взяты из  «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011

ПРИКЛАДНОЙ (обслуживающий) ТРУД

2 часа в неделю

Пояснительная записка.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), бинарные уроки.

Формы работы на уроке:  фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля:

индивидуальная.

  Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащегося.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего

часов

1

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

14 ч

2

Уход за жилищем

8 ч

3

Питание

6 ч

4

Безопасность дома

        8         ч

5

Одежда и обувь

20 ч

6

Средства связи

8 ч

7

Повторение

4 ч

Итого

68 ч

Содержание тем учебного курса.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (14 часов):

- упражнения на закрепление представлений об уходе за собой (определение последовательности действий в душе, проговаривание действий, предшествующих принятию душа, во время процедуры и после, умывание, уход за ногами и руками);

- беседы, способствующие формированию представлений «здоровый человек», «больной человек»;

- упражнения в наклеивании пластыря на ранку;

- упражнения в обращении с термометром и измерении температуры тела.

Уход за жилищем (8 часов):

- беседы о необходимости влажной уборки дома, проветривании;

- упражнения в вытирании пыли влажной тряпочкой;

- уборка комнаты в специально созданной образовательной ситуации;

- подготовка комнаты к празднику (украшение).

Питание (6 часов):

- беседы о здоровом питании;

- рассказ о пользе нормированного питья (вода, соки, др. напитки);

- заваривание чая;

- чтение сказок, рассказов, просмотр видео о пользе фруктов и овощей.

Безопасность дома (8 часов):

- практические действия с бытовыми приборами, изученными ранее (последовательность и безопасность).

Одежда и обувь (20 часов):

- упражнения в чистке обуви и подготовке ее к хранению;

- упражнения в одевании – раздевании (верхняя одежда);

- упражнения на застегивание и расстегивание пуговиц.

Средства связи (8 часов):

- обучение правилам пользования сотовым телефоном (определение необходимости зарядки батареи телефона, подключение зарядного устройства, набор номеров).

Предполагаемые результаты для учителя.

Учащийся

- самостоятельно обувается, раздевается и одевается;

- аккуратно складывает одежду на место;

- проговаривает действия, связанные с принятием душа;

- аккуратно наклеивает пластырь на ранку;

- встряхивает термометр, меряет температуру;

- помогает в украшении комнаты;

- вытирает пыль на подоконниках и мебели;

- открывает для проветривания и закрывает форточки;

- заваривает чай;

- чистит обувь специальной губкой;

- подключает зарядное устройство к телефону;

- набирает номера.

Используемые программно-методические методические материалы:

 В связи с тем, что в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой отсутствует раздел «Прикладной (обслуживающий) труд» содержание курса и темы уроков взяты из  «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена (специальность "Поварское и кондитерское дело")

Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», на...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...