Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) по теме
Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математические модели реальных физических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 27 КБ |
Презентация к уроку | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математика- физика по теме «Решение практико-ориентированных задач»
- Орг. момент. Мотивация к изучению темы.
Здравствуйте, ребята!
Математик: Мы рады видеть всех, присутствующих на уроке. В экзаменационные варианты ЕГЭ по математике под номером В12 включены задания прикладного характера.
Физик: Большинство из этих заданий физического содержания: задачи о тепловом расширении тел, об определении глубин колодцев, об исследовании температуры звёзд, о давлении на дно сосуда. В этих заданиях представлены практически все разделы, изучаемые в физике.
Математик: Цель нашего урока: формировать умение строить математические модели реальных физических процессов.
- Актуализация знаний.
На этапе актуализации знаний к доске для индивидуальной работы вызываются:
Карточка № 1 –
Карточка № 2 –
Карточка № 3 –
Устная работа
Физик: А мы повторим всю необходимую теоретическую базу для сегодняшнего урока. Слайд
Математик: Немаловажно знать физические формулы, а какие знания, умения, и навыки, полученные на уроках математики нам необходимы для решения задач блока В?
Ответы (примерные):
- Решение линейных уравнений и неравенств.
- Решение уравнений и неравенств 2-й степени.
- Свойство пропорции.
- Что такое процент.
- Иметь хорошие вычислительные навыки.
- Быть очень внимательным, владеть навыками самоконтроля.
- Из формулы выражать одну переменную через другую.
Построение алгоритма решения заданий В12.
Для решения любого математического задания необходим алгоритм выполнения. Я построила алгоритм для решения заданий В 12. Но что-то здесь не так. Помогите мне правильно расставить утверждения
- Решить получившееся уравнение или неравенство относительно неизвестной величины.
- Внимательно прочитать условие и, анализируя его, выявить искомую величину.
- Выбрать из полученных решений те, которые удовлетворяют условию задачи(проанализировать задачу с физической точки зрения).
- Выполнить подстановку данных из условия в заданную формулу.
Ответ: 2, 4, 1, 3
1-ы, 2-о, 3-т, 4-п (опыт)
- Проверка решения задач на доске, сопровождающаяся опытами по каждой задаче:
Физик: Внимание! Бросаю камень вниз (демонстрация опыта).
Вопросы:
– Какой вид движения наблюдаем при падении тела вниз?
– По какой формуле находится высоту падения тела?
Математик: Уровень воды – это разность высот при заданном времени падения камня в колодец.
Задача. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время падения камня в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле h = 5t2, где h – расстояние в метрах, t – время падения в секундах. До дождя время падения составляло 0,6 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2 с. Ответ выразите в метрах.
Рассмотрим решение задачи по карточке № 2
Физик: Внимание на экран. Демонстрация опыта с шариком - тепловое расширение
Вопрос:
- Объясните, почему шарик не проходит через кольцо после его нагревания.
– Как учитывается данное свойство металлов в технике?
Задача. При температуре 0 оС рельс имеет длину l0= 10 м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону l (tо) = l0(1 + tо), где = 1,2 * 10-5 – коэффициент теплового расширения в градусах Цельсия в минус первой степени, tо – температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 3 мм. Ответ выразить в градусах Цельсия.
Рекомендация учителя математики: При решении этой задачи необходимо искомую величину t выразить из заданной формулы.
Рассмотрим решение задачи по карточке № 3
Физик: В средние века применяли камнеметательные машины для разрушения стен крепостей. Современные орудия также устанавливают под некоторым углом к горизонту.
Демонстрация опыта стрельбы из баллистического пистолета.
Вопросы:
– Что является траекторией полета снаряда в опыте?
– Какое движение снаряда?
Решение задачи на доске
Камнеметательная машина выстреливает камни под определенным углом к горизонту с фиксированной скоростью. Траектория полета камня описывается формулой y = ax2 + bx, где а= -, b= 1. На каком наибольшем расстоянии от крепостной стены высотой 8 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стенной на высоте не менее 1 м?
Рекомендация учителя математики: Подставить значение параметров а и b и высоту стены в заданное уравнение, и найти его корни.
- Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.
Класс разбивается на группы самостоятельно в соответствии с выбранной задачей. Представитель группы идет к доске для защиты.
1. Кинематика.
2. Термодинамика.
3. Гидростатика.
- Презентация «Изюминки-2014»
Презентация с задачами блока В12, которые не рассматривались на этом уроке подготовлена учащейся 11 класса.
- Домашнее задание. Выполняем задачи блока В12 из сборника – вариант 11 и вариант 13.
- Итог урока. Самооценка. Рефлексия.
Ребята, оцените свою работу на уроке в баллах.
Учащиеся оценивают свою совместную деятельность с учителем по баллам:
50 баллов – удовлетворительно.
80 баллов – хорошо.
90 - 100 баллов – отлично.
Заключение
Что быстрее всего? – Ум.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Фалес
Математик: Я думаю, мы с вами достигли желаемого – повторили и обобщили знания методов решения физических задач, которые есть в системе подготовки к ЕГЭ.
Физик: Надеюсь, что задачи блока В12 будут на экзамене для вас желаемыми. Дерзайте!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Интегрированный урок математика+физика
интегрированный урок...
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.В...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Разработка интегрированного урока математика + физика " Производная"
Урок проводится по плану при введении понятия производной функции в точке....
Разработка интегрированного урока математика + физика " Применения производной"
Данный урок проводится вторым в системе интегрированных уроков математика + физика...
Интегрированный урок математика-физика 7 класс
1.Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Линейная функция».2. Применение математических знаний и умений в физике. 3. Закрепление навыков, постр...