Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствующим им физическими формулами. Также рассматривается решение прикладной задачиc помощью производной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Физический смысл производной на уроках математики (интегрированный урок: математика + физика).
Цели урока:
1. Определение физического смысла производной, использование механического истолкования производной при решении задач, физический смысл производной второго порядка.
2. Развитие логического мышления при установлении связи физических величин с понятием производной, развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий.
3. Развитие навыков самостоятельной работы.
Девиз урока: «Добывай знания сам!».
Оборудование: Таблицы производных, карточки с тестами для самостоятельной работы.
Ход урока.
Сегодня мы с вами рассмотрим применение производных при решении различных физических задач, поэтому нам будет нужна следующая таблица.
v=S'(t) | v-скорость S-перемещение | v=St |
a=v'(t) | a-ускорение v-скорость | a=vt |
ω=φ'(t) | ω-угловая скорость φ-движение по окружности | ω=φt |
F=A'(s) | F-сила A-работа | F=AS |
N=A'(t) | N-мощность A-работа | N=At |
ρ=m'(l) | ρ-линейная плотность m-масса тонкого стержня l-длина | ρ=ml |
I=q'(t) | I-сила тока q-электрический заряд | I=qt |
ρ=m'(V) | ρ-объемная плотность m-масса V-объем | ρ=mV |
c=Q'(t) | c-удельная теплоемкость Q-количество теплоты m-масса | c=QmΔT |
I Решение задач из учебника Алимова Ш. А. «Алгебра и начала анализа» для 10-11 класса.
- Задача №496. Тело, масса которого 5кг, движения прямолинейного по закону S=1-t+t2, где S - измеряется в метрах, а t в секундах. Найти кинетическую энергию тела через 10с после начала движения.
Решение.
S=1-t+t2 E=mV22 V=S'(t)
m=5кг V=2t-1
t=10с
V10=19
E=5∙3612=902,5 (дж)
Ответ: 902,5 дж.
- Задача №497. В тонком неоднородном стержне длиной 25см его масса (в г) распределена по закону m=2l2+3l, где l – длина стержня, отсчитавшая от его начала. Найти линейную плотность в точке:
- отстоящей от начала стержня на 3см;
- в конце стержня.
Решение.
m=2l2+3l ρ=m'(l)
l=25см
- ρ=4t+3
ρ3=15 (г/см)
- ρ25=103 (г/см)
Ответ: 15г/см; 103г/см.
II Решение задачи из учебника Башмакова М.И. «Алгебра и начала анализа» для 10-11 класса.
Задача №61. Количество электричества, протекающее через проводник, начиная с момента t=0, задается формулой q=3t2+t+2. Найдите силу тока в момент времени t=3.
Решение.
q=3t2+t+2 I=q'(t) I=6t+1
t=3 I3=19(А)
Ответ: 19А.
III Задача из ЕГЭ.
Точка движется прямолинейно по закону xt=5t2+3t-12, где xt - перемещение в сантиметрах, t - время в секундах. В какой момент времени скорость точки будет равна 33см/с?
Решение.
xt=5t2+3t-12
vt=x't
vt=10t+3
10t+3=33
10t=30
t=3(с)
Ответ:3с.
III Самостоятельная работа в двух вариантах (ответы на откидной доске).
Вариант 1
- В чем сущность физического смысла y'?
А. Скорость. Б. Ускорение.
В. Угловой коэффицент. Г. Не знаю.
- Точка движется по закону st=2t3-3t. Чему равна скорость тела в момент времени t0=1с.
А. 15 Б. 12 В. 9 Г. 3
- Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt22. Назовите формулу скорости.
А. t Б. 2gt В. gt Г. g
- Точка движется прямолинейно по закону
St=t33-2t2+3t+1
В какие моменты времени ее скорость будет равна нулю?
А. 1 и 3 Б. 1 и 4 В. 2 Г. 2 и 0
- Скорость тела, движущегося прямолинейно, определяется по формуле Vt=5t3+t2
Чему равно ускорение тела в момент t0=1с?
А. 17 Б. 32 В. 30 Г. 16
Вариант 2
- В чем сущность физического смысла y''?
А. Скорость. Б. Ускорение.
В. Угловой коэффицент. Г. Не знаю.
- Точка движется по закону st=2t3-3t. Чему равна скорость тела в момент времени t0=1с.
А. 15 Б. 12 В. 9 Г. 3
- Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt22. Назовите формулу ускорения.
А. t Б. 2gt В. gt Г. g
- Точка движется прямолинейно по закону
St=t33-2t2+3t+1
В какие моменты времени ее скорость будет равна нулю?
А. 1 и 3 Б. 1 и 4 В. 2 Г. 2 и 0
- Скорость тела, движущегося прямолинейно, определяется по формуле Vt=15t2+2t
Чему равно ускорение тела в момент t0=1с?
А. 17 Б. 32 В. 30 Г. 16
IV Решение прикладной задачи. (Башмаков М.И. «Алгебра и начала анализа» 10-11 кл.).
Над центром круглого стола радиуса r висит лампа. На какой высоте следует повысить эту лампу, чтобы на краях тела получить небольшую освещенность?
Из физики известно, что освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника света и пропорциональна синусу угла наклона света к освещаемой маленькой площадке. Иными словами,
E=r*sinφh2+r2 ,
где E – освещенность на краю стола, sinφ=hh2+r2 , где h – расстояние от лампы до стола.
Вместо функции E=r*h(h2+r2)32 рассмотрим функцию T=1r2 E2=h2(h2+r2)3 . При этом вместо h можно взять переменную z=h2 и найти критические точки T как функции от z:
T=z(z+r2)3, T'=(z+r2)3-z*3*(z+r2)3(h2+r2)6=z+r2-3z(z+r2)4 ;
T'=0, r2-2z=0, z=r22 , т.е. h2=r22 и . h=r2
И так, освещенность максимальна, если h=r2, т.е. если tg φ=hr=12
Например, если r=5дм, то h=52≈3,5дм.
V Итог урока. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Физический смысл производной" для 10 класса
В данном уроке рассмотрено применение производной при решении физических задач....
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Материалы к уроку по теме "Геометрический смысл производной"
Материалы к уроку алгебры 11 класса по теме "Геометрический смысл производной"....
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Презентация к урокам по теме "геометрический смысл производной"
Материал презентации может быть использован при закреплении и проверки понимания геометрического смысла произволной....
методическая разработка. Открытый урок по теме " Геометрический смысл производной"
Методическая разработка состоит из двух файлов....
Урок по теме: «Геометрический смысл производной»
Цели урока:Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к ре...