Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности
статья по теме

Дюкарева Анна Станиславовна

В работ дано краткое описание внеурочной деятельности и ее видов, и предложены несколько универсальных упражнений на развитие внимания у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya-deyatelnost.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности

Дюкарева Анна Станиславовна,

заместитель директора по УВР

 государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга

(e-mail: dukareva79@mail.ru)

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Главная стратегическая цель Петербургской Школы выражена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России. Следовательно, всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного интеллектуального развития в условиях качественного школьного образования. Сегодня в деятельности образовательных учреждений предлагают выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, уделить больше внимания внеурочной работе, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует от учителя обратить особое внимание на организацию образовательной деятельности школьников за рамками уроков. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования.

Внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью работы любого образовательного учреждения, термин «внеурочная деятельность», понятие не новое, но в наши дни трактуется иначе. Сегодня данное понятие, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС определены следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

В процессе урочной и внеурочной  деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни как внимание. Многие проблемы неуспеваемости учащихся связаны с физиолого-психологическими особенностями развития учащихся.

Для развития внимания во внеурочных мероприятиях можно использовать разнообразные задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания, но, что самое главное дать алгоритм решения подобных задач. Можно предложить лишь несколько наиболее популярных и универсальных упражнений, которые могут быть проведены на различных предметных играх, конкурсах и викторинах.

1. Упражнение «Снежный ком» (развитие внимания).

Суть игры запоминать слова в заданном порядке, данную игру можно проводить вдвоем, втроем и даже вчетвером. Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных, термины по учебному предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей, химические символы и др. Допустим, что тема игры - названия животных. Участники состязания садятся в кружок.

- Медведь, — говорит один.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

- Медведь, лиса.

- Медведь, лиса, заяц - говорит третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

- Медведь, лиса, заяц, кот

Так, каждый раз прибавляя по одному названию животного, играющие в свой очередной ход должны повторять всех названных раньше животных, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

 2. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Правила игры, например, нужно в перечне слов при упоминании персонажа из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»  вставать. В игре могут принимать участие несколько игроков. Называйте участникам игры различные слова: стол, стул, мешок, Тартила, бревно, доска и т.д.  Участники игры внимательно слушает и встают в нужный момент. Если участник сбивается, он выбывает из игры, оставшиеся участники, продолжают игру.

3. Упражнения по методике Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А. В этой таблице спрятано 10 названий животных (названия животных могут располагаться вертикально и горизонтально).

А

К

Л

Р

О

К

Ж

Д

Н

Е

К

Т

И

Г

Р

Й

Ц

У

К

О

С

У

Л

Я

Е

Н

Г

Ш

З

З

Ф

М

Ы

В

А

П

Р

О

Л

З

А

Я

Ц

Д

Ж

Я

Ы

М

И

Т

Б

Е

Л

К

А

Н

О

О

Л

Ф

А

Ш

С

У

Н

А

Ш

С

У

М

Д

Л

Ы

В

П

П

Ь

Т

Б

Е

Р

Я

Ц

Д

Е

Л

Д

О

Л

Е

Д

Я

Ц

Д

П

С

Ц

У

К

Д

Н

Г

К

О

С

Д

О

Л

Е

В

У

П

С

У

В

А

Я

В

А

П

К

А

В

О

Л

К

К

Е

Н

Е

Р

О

Я

Ц

Д

А

Н

О

О

Л

Ф

О

Л

Г

Д

О

Л

Е

Н

Ь

О

Ж

Э

П

Р

З

Р

Ы

С

Ь

Л

Р

О

К

Ж

Б. Участникам игры даются бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв участники должны отыскать 10 слов (в каждой строчке по 2 слова) и подчеркнуть их. В качестве зашифрованных слов, могут быть термины по предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей и многое другое. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Победителем считается то игрок, который выполнил задание первым. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОМОРЕУФСНКПХЬАБЦРИГЪЗАЛИВЫГШЯЧ

НГРОНЛГГАОКЕАНШГНЕЛООАВВПРОЛИВЗЩГ  

ФРШУГИДРОСФЕРАСЯИУМАЕЕНЦВОДАЩМОЖ

БРПТЯРЕКАЭЦБУРАНСГЛКЮГОЗЕРООФСПТУЧ

ОСОПОРОГУЖЫЪЕЛБУСИИСТОКТОХПСДЯЗВЖ

Литература.

  1. Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
  2. Дюкарева А.С. Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии, http://pedsovet.org
  3. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
  5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
  6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  8. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
  9. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
  10. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. :Рольф, 2000.
  11. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку

Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подраст...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...