Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности
статья по теме
В работ дано краткое описание внеурочной деятельности и ее видов, и предложены несколько универсальных упражнений на развитие внимания у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya-deyatelnost.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности
Дюкарева Анна Станиславовна,
заместитель директора по УВР
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга
(e-mail: dukareva79@mail.ru)
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Главная стратегическая цель Петербургской Школы выражена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России. Следовательно, всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного интеллектуального развития в условиях качественного школьного образования. Сегодня в деятельности образовательных учреждений предлагают выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, уделить больше внимания внеурочной работе, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует от учителя обратить особое внимание на организацию образовательной деятельности школьников за рамками уроков. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования.
Внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью работы любого образовательного учреждения, термин «внеурочная деятельность», понятие не новое, но в наши дни трактуется иначе. Сегодня данное понятие, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС определены следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
В процессе урочной и внеурочной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни как внимание. Многие проблемы неуспеваемости учащихся связаны с физиолого-психологическими особенностями развития учащихся.
Для развития внимания во внеурочных мероприятиях можно использовать разнообразные задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания, но, что самое главное дать алгоритм решения подобных задач. Можно предложить лишь несколько наиболее популярных и универсальных упражнений, которые могут быть проведены на различных предметных играх, конкурсах и викторинах.
1. Упражнение «Снежный ком» (развитие внимания).
Суть игры запоминать слова в заданном порядке, данную игру можно проводить вдвоем, втроем и даже вчетвером. Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных, термины по учебному предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей, химические символы и др. Допустим, что тема игры - названия животных. Участники состязания садятся в кружок.
- Медведь, — говорит один.
Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:
- Медведь, лиса.
- Медведь, лиса, заяц - говорит третий.
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.
- Медведь, лиса, заяц, кот
Так, каждый раз прибавляя по одному названию животного, играющие в свой очередной ход должны повторять всех названных раньше животных, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.
2. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Правила игры, например, нужно в перечне слов при упоминании персонажа из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вставать. В игре могут принимать участие несколько игроков. Называйте участникам игры различные слова: стол, стул, мешок, Тартила, бревно, доска и т.д. Участники игры внимательно слушает и встают в нужный момент. Если участник сбивается, он выбывает из игры, оставшиеся участники, продолжают игру.
3. Упражнения по методике Мюнстерберга (и ее модификации)
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
А. В этой таблице спрятано 10 названий животных (названия животных могут располагаться вертикально и горизонтально).
А | К | Л | Р | О | К | Ж | Д | Н | Е | К | Т | И | Г | Р |
Й | Ц | У | К | О | С | У | Л | Я | Е | Н | Г | Ш | З | З |
Ф | М | Ы | В | А | П | Р | О | Л | З | А | Я | Ц | Д | Ж |
Я | Ы | М | И | Т | Б | Е | Л | К | А | Н | О | О | Л | Ф |
А | Ш | С | У | Н | А | Ш | С | У | М | Д | Л | Ы | В | П |
П | Ь | Т | Б | Е | Р | Я | Ц | Д | Е | Л | Д | О | Л | Е |
Д | Я | Ц | Д | П | С | Ц | У | К | Д | Н | Г | К | О | С |
Д | О | Л | Е | В | У | П | С | У | В | А | Я | В | А | П |
К | А | В | О | Л | К | К | Е | Н | Е | Р | О | Я | Ц | Д |
А | Н | О | О | Л | Ф | О | Л | Г | Д | О | Л | Е | Н | Ь |
О | Ж | Э | П | Р | З | Р | Ы | С | Ь | Л | Р | О | К | Ж |
Б. Участникам игры даются бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв участники должны отыскать 10 слов (в каждой строчке по 2 слова) и подчеркнуть их. В качестве зашифрованных слов, могут быть термины по предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей и многое другое. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Победителем считается то игрок, который выполнил задание первым. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОМОРЕУФСНКПХЬАБЦРИГЪЗАЛИВЫГШЯЧ
НГРОНЛГГАОКЕАНШГНЕЛООАВВПРОЛИВЗЩГ
ФРШУГИДРОСФЕРАСЯИУМАЕЕНЦВОДАЩМОЖ
БРПТЯРЕКАЭЦБУРАНСГЛКЮГОЗЕРООФСПТУЧ
ОСОПОРОГУЖЫЪЕЛБУСИИСТОКТОХПСДЯЗВЖ
Литература.
- Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
- Дюкарева А.С. Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии, http://pedsovet.org
- Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. :Рольф, 2000.
- Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере. Чтобы максимально подготовить подраст...
Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...