сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
проект на тему
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.
Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.
Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории.
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.
Проективное обучение можно проводить только при соблюдении определенных условий: наличии намеченной цели, выполнение определенных требований, четкое определения типа проекта, организация работ по строгой структуре создания проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о методе проектов | 25.95 КБ |
виды проектов, анализирование проектной работы | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
сообщение
«Проектирование
(проектная деятельность, проектное обучение),
как условие развития исследовательской компетенции
учащихся во внеурочной деятельности»
подготовил:
педагог - организатор
Шулепова Лариса Викторовна
2013
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов. Проектное обучение используется в школах США и ряда других стран.
В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, на в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.
Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.
Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории.
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.
Проективное обучение можно проводить только при соблюдении определенных условий: наличии намеченной цели, выполнение определенных требований, четкое определения типа проекта, организация работ по строгой структуре создания проекта.
Цели проектного обучения.
- Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии.
- Развивать исследовательские умения, творческие способности и коммуникативную компетенцию.
- Совершенствовать способности к самообразованию.
Требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка пр.);
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов:
- проблемно – поисковый;
- научный метод;
- анализ информации;
- мозговой штурм;
- наблюдение;
- опрос;
- изучение литературы;
- работа в сети Internet;
- эксперимент и др.
Типология проектов.
- По доминирующей в проекте деятельности.
Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, выдвижения гипотезы с последующей проверкой, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, анализа результатов.
Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.
Информационные. Представляют собой обобщенно – аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.
Практико – ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.
Ролево – игровой. Участники проекта берут на себя социальные роли или роли литературных, исторических персонажей с целью создания ситуации социальных или деловых отношений.
- По предметно – содержательной области.
Монопроекты – в рамках одной области, на материале одного предмета.
Межпредметные – на стыке различных предметных областей, интегрируется смежная тематика нескольких предметов.
Надпредметные - затрагиваются личные, не связанные ни с каким конкретным предметом, темы.
- По количеству участников проекта.
- Индивидуальные (личностные).
- Парные.
- Групповые.
- Коллективные.
- Массовые.
- По продолжительности выполнения.
- Краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы.
- Средней продолжительности (от недели до месяца).
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Общая структура проекта. Для того чтобы начать работать над проектом, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему проекта. Важно, чтобы каждый участник перед началом проекта был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»
Древнегреческое слово «проблема» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя — найти что-то необыкновенное в обыкновенном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
Методика проведения исследования – это способы получения информации.
Подведение итогов, оформление результатов. Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное: что нового мы узнали в ходе проекта?
Презентация результатов. Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании, рекламы журнала и т.п.
Работа в группах. Организация проектной работы. В таблице выделены этапы работы над проектом, деятельность учащихся. Нужно определить роль учителя на каждом этапе.
С введением проектной деятельности роль учителя кардинально меняется. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель становиться специалистом, обладающим знаниями и умениями в нескольких областях, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение поставленной цели. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем.
Оценка проекта. Очень важным является момент оценки проекта. С критериями оценки необходимо познакомить учащихся в самом начале проекта. Группам предлагается несколько вариантов оценок проекта. Задача: выделить достоинства и недостатки.
Таким образом, безусловно, метод проектов – метод нового времени. Он меняет роли ученика и учителя. Не стоит каждому с завтрашнего дня начинать работу над проектами, но готовить себя к внедрению нового метода необходимо.
Предварительный просмотр:
Вид проекта. Этапы работы над проектом.
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст документа (Словарь иностранных слов).
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2.Планирование | а) Определение источников необходимой информации, б) Определение способов сбора и анализа информации, в) Определение способа представление результатов (формы проекта), г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта, д) распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и основывают свои критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся |
3.Исследование | 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Темы для выполнения надпредметного проекта «Поговорим о луке»:
- Раздел «Здоровье» - «Лук от семи недуг».
- Раздел «Кулинария» - «Вкусно и полезно».
- Раздел «Косметология» - «Советы косметологов».
- Раздел «Общая оценка» - «Луковый мир».
- Раздел «Сорта лука» - «Моя семейка».
- Раздел «Загадки» - «Луковки – плутовки».
- Раздел «Агрономия» - «Луковый двор».
- Раздел «История» - «А знаете ли вы?».
Анализ деятельности класса по этапам работы над надпредметным проектом «Поговорим о луке».
Тема проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Этапы проекта | Содержание работы | Отчет совместного сотрудничества деятельности учащихся | Описание проблем в работе над проектом |
I.Подготовка | 1. Возникали трудности в определении темы проекта, 2. Возникали трудности в определении цели проекта, 3. Возникали трудности в определении исходного положения проекта, 4. Возникали трудности в определении подбора рабочей группы, 5. Обсуждали тему проекта с педагогом, 6. Получали необходимую дополнительную информацию. 7. Получилось учащимся самостоятельно определить цель проекта, 8. Проводил педагог знакомство со смыслом проектного подхода, 9. Наблюдал педагог за работой учеников над проектом | а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в) а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет | |
II.Планирование | а) Возникали трудности в поиске и определении источников необходимой информации, б) Возникали трудности в определении способов сбора и анализа информации, в) Возникали трудности в определении способа представления результатов (формы проекта), г) Возникали трудности в установлении процедур и критериев оценки результатов проекта, д) Возникали трудности при распределении задач (обязанностей) между членами рабочей группы, е) Возникали трудности при формировании задач проекта, ж) Возникали трудности во время разработки плана действий. з) Выбирали и основывали свои критерии успеха проектной деятельности, к) Предлагал педагог идеи, л) Высказывал педагог предположения, м) Наблюдал педагог за работой учащихся | а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в) а) да, б) нет, в)
а) да, б) нет, в)
а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет | |
III.Исследование | 1. Какие виды инструментов сбора и уточнение информации вы выбрали, 2. Выявляли («мозговой штурм») и обсуждали вы альтернативы, возникших в ходе выполнения проекта, 3. Выбор оптимального варианта хода проекта, 4. Соблюдали вы поэтапное выполнение исследовательских задач проекта, 5. Как руководил педагог деятельностью учащихся | а)интервью, б)опросы, в)наблюдения, г)эксперимент а) да, б) нет а) да, б) нет а) да, б) нет а) наблюдал, б) советовал, в) косвенно руководил деятельностью учащихся. |
Анализ деятельности школьного коллектива, направленной на личностное развитие учащихся в процессе разработки группового проекта
Процесс разработки группового проекта во многом определяется способностью школьников быть организаторами своей учебной деятельности как проекта, т.е. умением определить ближнюю и дальнюю перспективы, найти возможность для поиска и привлечения необходимых ресурсов, наметить план действий и, претворив его в жизнь, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Одним из широко применяемых в настоящее время современных методов обучения школьника является метод проектов, осуществляемый как на уроках, так и во внеурочное время.
В качестве примера проектной работы можно привести следующие групповые проекты «Поговорим о луке» (см. приложение). В соответствии с общешкольным планом по направлению «ЗОЖ» ученики школы решили в качестве проекта оформить иллюстрированный журнал «Луковый двор» (работы были выполнены в программе Microsoft Word). В качестве итогового объекта труда ученики получили план работы над проектом и разделы исследования (темы).
Для работы над проектом ученикам было необходимо исследовать новую информацию по теме «Лук», выявить его виды, значимость и пользу для человека, рассмотреть его особенности условий при посадке, сборе урожая, использование человеком в разных сферах жизнедеятельности. Эту часть работы организовал педагог, поскольку исследование в сфере образования носит учебный характер и главной целью проектирования является развитие личности, нравственное воспитание школьника, а не на получение объективного результата, как в науке. Педагог поставил перед учащимися задачу поиска информации не только в сети Интернет, но и при посещении библиотеки. Начиная уже с этого этапа, им велась работа по организации взаимоотношений между учениками, поэтому задания были не индивидуальными, а групповыми.
После сбора необходимой информации ученики приступили к выполнению проекта, предварительно договорившись о стиле оформления работы. На этом этапе работы школьники учились выслушивать чужое и отстаивать свое мнение перед группой. На этапе реализации проекта ученики совместно разрабатывали иллюстрации. Эту работу педагог организовал в форме мозгового штурма. Затем подгруппы выбирали текст оформления и приступили к работе. Оценка проекта происходила в форме защиты учениками своих работ. Каждая группа подготовила выступление, оценку получили одну на всех.
При работе над проектом педагоги не только развивали в детях способность к самостоятельному, критическому мышлению, но и учили, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы, принимать индивидуальные и групповые решения. Совместная работа учеников над одной задачей помогла развить интерес к предмету «Биология», к которому они испытывают склонность, развить исследовательские умения и навыки, а главное, дали возможность ребенку научиться работать в команде, осознать свою ответственность за общее дело.
Выполнение проектного задания позволило учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повысить их социальной статус в школе, открыть для них новые возможности. Процесс работы учащихся над проектом включал все стадии: выбор темы проекта, сбор материала, его обработку, выстраивание проекта, согласование, его реализацию, защиту и оценку. Совместно трудясь над проектом, дети обнаруживали не только свои положительные качества, но и слабые стороны, над которыми им приходилось работать. Особенности проективной деятельности дали возможность педагогу нестандартно подойти к личности каждого, активно повлиять на его интеллектуальное и эмоционально – ценностное развитие.
Мы не случайно отдали предпочтение групповым проектам, которые выполнялись во внеурочное время (в нашем случае, подготовительная работа началась на внеклассном занятии). Трудясь над решением одной задачи, ученики стремились выполнить ее сообща и помогали друг другу.
В центре внимания здесь оказывается деятельность педагога. При работе учеников над проектом от него требовалось создание условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Работа школьных групп по всем этапам проекта очень важна при низкой мотивации учащихся к учебной деятельности.
Эффективность работы школьных групп над проектом будет отражаться не только на успехах в учебе, но и на нравственном развитии ребенка. В процессе реализации проекта у школьников была возможность посоветоваться с товарищем и обсудить различные варианты решений. При таком подходе каждый ученик понимал, что от него зависит успех всей группы, и осознал свою ответственность за успехи и неуспехи товарищей. Ребята научились вместе работать, учиться, творить, проявляли готовность прийти на помощь. Из своей практики мы можем утверждать, что ученики становятся друзьями во время выполнения общих заданий на уроке, занятиях, при выполнении общеполезных дел. Их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах товарища становится качествами их личности. Помочь друг другу, вместе решить проблему, разделить радость за победу и горечь за неудачу – все это становиться для ребенка естественной потребностью.
Таким образом, опыт показал, что успех работы группы над проектом может быть достигнут только в случае самостоятельных усилий ученика, при постоянном взаимодействии с другими членами команды. Кроме того, работа в группах научила детей общению с людьми. Приходиться констатировать, что дети не умеют высказывать на уроках свои мысли, часто не могут преодолеть страх не только перед учителем, но и перед сверстниками, перед аудиторией. Выполнение проекта, мы считаем, научит школьников формулировать цели и задачи, выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, выслушивать чужие мнения, а также при защите четко излагать свои мысли.
На этапе оценки проекта мы в первую очередь акцентировали внимание учащихся на сотрудничестве и взаимопомощи, которые существенно влияют на получение результатов работы группы. Успех всей команды зависел от вклада каждого участника при условии помощи членов команды друг другу. Многие школьники отметили то, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной группе, в ходе работы над проектом стали их «лучшими друзьями».
Интерес к проекту зависел от степени самостоятельности каждого ученика. Как ответили более половины школьников, проект был им интересен именно потому, что выполнялся с большой помощью руководителя. Напротив, у тех, кто не сам выбирал тему, интерес к проектной деятельности был низким. 60 % учащихся назвали самым интересным исследовательский этап проекта, 30 % - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта, 10 % - презентацию.
По итогам выполнения проектов даже слабые учащиеся стали выше оценивать свои возможности и способности, некоторые говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект покачественнее. На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся дали такие ответы: «Правильно распределять время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать все до конца, достигать поставленной цели, рассматривать тему, с разных точек зрения, советоваться с товарищами, доверять мнению группы, распределять обязанности между членами группы».
Можно отметить то, что при совместной работе ученики могут помочь друг другу разобрать сложный материал. В случае необходимости они не боятся все вместе обратиться за помощью к педагогу. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания сведений в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях. У учащихся, мы считаем, при разработке проекта формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать ее. Школьники овладевают коммуникативными навыками, общаясь между собой, педагогами. Обучение в группах воспитывает в детях чувства товарищества, взаимопомощи, способствует нравственному воспитанию.
Вывод. Бережное, уважительное отношение к ребенку, эмоциональная, вызывающая теплую ответную волну, отличает многие проекты, представленные в «Луковый двор». Мы полностью уверены в том, что представленные групповые проекты будут оценены по достоинству; наш небольшой опыт работы над групповыми проектами будет успешно вживаться в стройный организм обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, и будет содействовать внедрению проективных технологий.
Актуальность.
Процесс разработки группового проекта во многом определяется способностью школьников быть организаторами своей учебной деятельности как проекта, т.е. умением определить ближнюю и дальнюю перспективы, найти возможность для поиска и привлечения необходимых ресурсов, наметить план действий и, претворив его в жизнь, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Одним из широко применяемых в настоящее время современных методов обучения школьника является метод проектов, осуществляемый как на уроках, так и во внеурочное время.
Разработка исследовательских проектов – это особая форма обучения, которая поможет учащимся нестандартно мыслить, искать новое решение, преодолевать психологическую инертность, выявлять противоречия, научиться ставить цель перед выполнением работы, выбирать способы, средства для выполнения, развивать способность активного поиска.
Активность познавательного интереса
Повышение уровня качества знаний
Увеличение успеваемости
Гипотеза. Если полноценно использовать учебный труд, разработать конкретные рекомендации школьному содружеству, провести обучение методу проектирования, уделить внимание раннему начинанию приобщения детей к науке, то от этого можно ожидать больших результатов в будущем школьника.
Объект. Развитие творческого мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Субъект. Проективная деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...
Сократовские Чтения по теме "Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности в практике обучения иностранным языкам".
В этой статье рассматривается теория и практика по теме "Исследовательская деятельность в школе"....
Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...
Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....
Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по математике в условиях введения ФГОС
Я хочу уделить внимание тому, как важно развивать логическое мышление обучающихся во внеурочной деятельности по математике....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...