Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".
методическая разработка на тему
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у многих исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и необоснованные беспокойства. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие задания на уроках математики, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта
Наблюдения показывают, что учащиеся специальной (коррекционной) школы на уроках математики часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время уроков. Основная причина этих ошибок - наличие постоянных факторов, отвлекающих внимание учеников: внешние помехи, утомление, болезнь и т. п.
К числу таких ошибок следует прежде всего отнести описки. В силу утомления происходит ослабление устойчивости внимания, а, следовательно, и ослабление сознательного контроля при решении упражнений. Это приводит к появлению ошибок в устных и письменных вычислениях.
В своем докладе, я предлагаю упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках математики. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у многих исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и необоснованные беспокойства. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания ученикам предлагают упражнения на переписывание готовых примеров. Эти упражнения требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию чисел, знаков и символов.
В качестве примера приведу некоторые упражнения:
1. Перепиши примеры в порядке возрастания ответов, начиная с самого маленького.
Найди и исправь ошибку:
5+29=34 | 21+17=38 |
63- 26=37 | 56-21=35 |
14+25=38 | 96-56=40 |
2. Реши примеры устно. Запиши их в тетрадь так, чтобы числа, полученные в ответах, возрастали:
16-5=11 | 10+4 | |
8+5 | 4+6 | |
9+6 | 20-4 |
2.1. Перепиши примеры так, чтобы ответ каждого последующего примера был меньше ответа предыдущего примера на 10.
24-11=13 | 16+29-12=33 | (16=9)+46=53 |
67-24=43 | 15+8=23 | 71-8=63 |
3. К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать примеры или только ответы в определенном порядке, выбрать лишь примеры, отвечающие, заданному условию.
Эти упражнения требуют длительной сосредоточенности на одном деле и способствуют формированию вычислительных навыков.
Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:
47-29 | 36+19 |
66+27 | 37+26 |
42-9 | 72-24 |
14+37 | 16-5 |
1.1. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.
7+7 | 9+6 | 16-5 | 12+0 | 8+4 | 19-4 | 7+5 | 18-6 |
1.2. Выбери примеры, в которых первое слагаемое больше второго на 10. Запиши и реши их.
23+6 | 15+5 | 7+4 | 10+0 | 20+10 | 29+19 | 7+17 | 4+21 | 13+23 |
1.3. Запиши и реши первый пример. Затем запиши примеры так, чтобы первое слагаемое каждого последующего примера возрастало на единицу:
10+7 | 14+9 | 11+23 | 15+6 | 12+15 | 13+29 |
Образец: | 10+7=17 | 11+23= |
1.4. Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а пример, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:
32-11 | 15+16 | 9-3 | 45+6 | 47-39 | 7+23 | 23-19 | 65-56 |
Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.
Более частая смена самостоятельной работы и занятий с учителем требуют от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другую.
Поэтому упражнения, содержащие два, три задания которые необходимо выполнить попеременно, могут способствовать развитию
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
1.1. Спиши числа. Нечетные числа подчеркни
24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.
1.2. Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число на 9, а каждое двузначное число уменьши на 6.
Запиши полученные числа под данными:
32, 12, 7, 9, 54, 3, 28, 66, 41.
1.3. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 4 раза.
Запиши полученные числа под данными:
24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.
В данных упражнениях отдельные требования в условии задания ВЫДЕЛЯЮ ЦВЕТОМ, подчеркиваю или записываю на доске, а при необходимости в виде образца предлагаю форму записи данных и полученных чисел.
2.1. Спиши числа. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:
18, 49, 65, 20, 79, 2, 81, 100, 10, 3
2.2. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.
6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72.
2.3. Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат.
55, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30.
2.4. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8.
45.16.71.80.17.34.97.26.107.
2.5. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на 5, зачеркни:
72, 15, 34, 2, 45, 81, 65, 7, 90, 18.
2.6. Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное число подчеркни, самое маленькое трехзначное зачеркни.
321, 56, 17, 3, 976, 74„93, 12, 8, 205.
2.7. Спиши числа. Числа, которые делятся на 5 без остатка, подчеркни, а числа, которые делятся на 5 с остатком, зачеркни:
32, 45, 18, 25, 5, 30, 41, 9, 23.
2.8.Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши ее в правом квадрате.
Найди разность трехзначных чисел и запиши ее во втором квадрате. Заполни третий квадрат, выполнив указанное действие:
41, 9, 56, 112, 27, 2, 206, 4.
2.9.Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры:
217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.
2.10. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые делятся на 4 без остатка.
Подчеркни число, которое при умножении на 5 дает 40
Придумай примеры на сложение с ответом 43, на вычитание с ответом 17,
на умножение с ответом32.
2.11.Выпиши примеры, ответ которых двузначное число, делящееся на 5:
23+17 | 64-19 | 12+23 | 43-7 | 23+67 | 54-49 | 56+8 | 76-25 | 25+0 |
Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке.
Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития наблюдательности у учащихся на уроках математики.
Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает учащимся воспитывать самостоятельность мышления, интерес учению. Это умение стараюсь развивать на своих уроках, через включение специальных коррекционных упражнений.
К.Д.Ушинский писал: “Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами”.
Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие упражнения:
1. На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.
Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
1.1. Даны различные геометрические фигуры одного цвета.
Вопрос:
Что общего в этих фигурах?
1.2. Игровая ситуация “Что изменилось?”. Даны фигуры, разные по форме и цвету.
Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось?
1.3. Даны фигуры, разные по форме и размеру.
Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.
Предлагаю также задания-вопросы из окружающей жизни.
Например:
- Сколько этажей в нашей школе?
- Сколько классов на нашем этаже?
- Сколько деревьев растет у школы?
Выполнение таких упражнений я называю
“Наблюдательные разминки”.
При изучении темы “Сложение и вычитание в пределах 100”предлагаю учащимся такие “наблюдательные разминки”.
2. Даны числа:
23 74 41 14
40 17 60 50.
Какое число лишнее, в какой строчке?
(В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).
2.1. Что общего в записи чисел каждой строчки:
l2 24 20 22
30 37 13 83
(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй — цифра З)
2.3. По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его: 10 30 50... 14 34 54...
(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)
2.4. По какому признаку записаны столбики примеров:
27+5 | 76+20 |
39+5 | 56+30 |
34+5 | 35+40 |
(Основы классификации составляет вычислительный прием.)
2.5. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры, и чем они отличаются?
60-6 | 32-11 | ||
60-16 | 32-13 |
2.6. Придумай каждому данному примеру похожий пример:
12+6=18 | 16-4=12 |
(При составлении таких примеров учащиеся указывают тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием).
3. Найти ошибки и исправь' решение примеров:
43-11=43-(10+1) =33+1=34
60-1 7=60-(10+7) =50+7=57
В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у моих учащихся повысился интерес к предмету, дети стали лучше и быстрее усваивать новый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"
В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»
В данной работе рассмотрены: - признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...
Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»
Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Проблем...
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...