РМО Представление опыта работы по теме «формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии «Река времени»
методическая разработка

Долгова Елена Владимировна

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

 

 

 

 

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ ДОО

 

 

     

 

Представление опыта работы по теме «формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии «Река времени»

 

 

 

Тема: «Путешествие по реке времени: знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием»

 

 

 

 

Подготовила: Долгова Елена Владимировна,

                                     Педагог дополнительного образования 

                                               1 квалификационной категории

                                            МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.

 

 

 

 

 

Тайшет, 2025 г.

  1. Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить важнейшую тему - формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Тема моего выступления, «Путешествие по реке времени: знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием».

Использование технологии «река времени» в образовательном процессе, особенно с детьми старшего дошкольного возраста, имеет цель и несколько задач, которые помогают развивать их мышление, креативность и понимание временных последовательностей.

Цель применения технологии заключается в формировании у детей осознанного восприятия времени, последовательности событий и причинно-следственных связей. Эта технология помогает детям не только запомнить факты, но и представить их в контексте своего опыта и знания, а также связать с более широкими темами.

Задачи, которые я поставила перед собой, включают в себя:

  • Развитие навыков пространственного и временного мышления: Дети учатся представлять события в линейной последовательности, что улучшает их способность организовывать информацию и понимать временные рамки.
  • Формирование умений работать с информацией: Технология позволяет детям собирать, анализировать и интерпретировать информацию, что является важным навыком для их будущего обучения.
  • Стимуляция креативности и художественных навыков: Создание визуальных образов помогает детям выразить свои мысли и чувства, развивать художественные способности и индивидуальность.
  • Углубление знаний о мире: Работая с реками времени, дети имеют возможность узнать больше о важных исторических событиях что расширяет их кругозор.
  • Стимулирование эмоций и социального взаимодействия: Технология может стать основой для групповых проектов, что способствует социальным взаимодействиям и объединяет детей вокруг общей деятельности.

Таким образом, технология «река времени» представляет собой мощный инструмент для образовательного процесса, который помогает детям развивать множество навыков, необходимых для их полноценного поведения в обществе и успешного обучения в будущем.

  1. Оснащение. Пособие река времени. Карточки по изучаемой теме.
  2. План.

Введение

 

Обоснование выбора темы

 

Актуальность исследования

 

Цели и задачи работы (выше)

 

Основная часть

Теоретические основы технологии «река времени»

Применение технологии «река времени» в образовательном процессе

Практическая реализация технологии «река времени». Эффективность технологии для развития детей

Заключение

 

Обобщение полученных данных и выводов

 

Перспективы дальнейшего использования технологии

 

Проект решение

 

Список использованных источников

 

Литература и материалы, на которые опиралась работа

 

 

 

 

  1. Введение. Актуальность темы трудно переоценить. В современном обществе, где глобализация и информационные технологии стирают границы культур и традиций, особенно важно сохранять и передавать нашим детям богатство русской культурно-исторической идентичности. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста - это залог создания гармоничного и социализированного человека. Нам необходимо не только знакомить детей с культурным наследием, но и воспитывать в них уважение к своему прошлому, их корням, что прямо влияет на формирование личности.

Мое выступление будет посвящено технологии «Река времени», которая позволяет мне не только погрузить детей в исторический контекст, но и развить их креативные способности через творчество и искусство.

  1. Основная часть.

Автором технологии является Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Надежда Александровна предложила использовать длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями. Например: «древность» - «старина» - «наше время». 

Моё пособие - это река времени, для изучения предметов художественного развития, оформлена в виде папки передвижки. Тематику и остановки легко можно поменять согласно изучаемой теме. Одна сторона пособия, демонстрационная. Она всегда направлена на зрителя, на детей. Оборотная сторона, моя помощница, на ней располагаются кармашки, с карточками для занятия. То, что будем изучать, начиная с глубины веков и до нашего времени. Каждая остановка во времени обозначена «меткой». На моём пособии такими «метками» являются: древность, старина, прошлое, настоящее и время инноваций (современное настоящее).

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, то есть, заполняются материалом по изучаемой теме. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляются реальными вещами, которые можно исследовать.

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Как педагог дополнительного образования, работающий с детьми старшего дошкольного возраста в художественном направлении, я хочу поделиться с вами своим опытом работы. С помощью увлекательных путешествий во времени я открываю детям богатство нашего прошлого. Ребята уже знакомы с историей возникновения русской матрёшки, узнали, что этот Русский сувенир, достаточно молодой. Путешествовали в глубину веков, окунулись в историю возникновения и легенды Русского декоративного искусства, изучили происхождение традиционных народных росписей, ответили на вопросы о том, где, когда и как возникли эти удивительные виды искусства. Более того, работа охватывает и более практические аспекты: мы исследовали историю кисти для рисования, от простых до более сложных инструментов, таких как кисти аква-браш, позволяя детям увидеть, как эволюция инструмента также отражает изменения в творческом процессе. Окунулись в историю ткачества, как вид декоративно-прикладного творчества и создали свою ткань на самодельном станке.

В рамках занятий я не только передаю знания, но и взаимодействую с детьми, ставя перед ними задачи, которые способствуют развитию их креативного мышления и навыков работы в команде.

Дети не только изучали, но и создавали собственные предметы, использовали различные виды творчества, такие как аппликация, рисование, лепка. Работа по технологии позволила каждому ребёнку почувствовать себя частью нечто большего, породила желание делиться своими знаниями и находками с другими. И мы с ребятами собрали работы в экспозиции и открыли мини-музей «Русских народных промыслов». Детские практические работы стали не просто результатом творчества, но и восхитительным поводом для обсуждений о традициях, о том, как они формировались, и о значении каждого предмета в культуре. Таким образом, мы видим, как глубокое изучение темы влечёт за собой создание продуктивной образовательной среды, способствующей формированию чувства гордости за свою страну и её наследие.

Так же я хотела бы акцентировать внимание на достижении целей, которые ставила перед собой в начале проекта. Главные задачи заключались в том, чтобы через художественное творчество и исследовательскую деятельность наглядно продемонстрировать детям связь между прошлым и настоящим, показать, как традиции вплетаются в повседневную жизнь.

Кроме того, технология «Река времени» отличается интегративным подходом. Я связываю занятия по художественному направлению с изучением литературы и музыки. Эти интеграции помогают детям увидеть целостную картину художественной культуры и понимать, как взаимодействуют разные виды искусств. Например, на занятиях мы не только рисуем, но и слушаем музыкальные произведения, вдохновленные народными сказками, обсуждаем их содержание и культурные корни. Эти элементы развивают у детей комплексное восприятие искусства, которое, как мы знаем, легко запоминается и становится понятными, наполненным личным смыслом.

Использование технологии «река времени» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности открывает множество возможностей для развития их креативности, критического мышления и понимания мира. Данная технология может помочь детям осознать последовательность событий и восприятием времени в таких аспектах, как их собственные жизни, жизни людей вокруг и мир в целом.

Что касается других областей, река времени может быть успешно применена в следующих направлениях:

  • Познавательное развитие: в рамках изучения природы дети могут создавать реки времени, отражающие жизнь растений, животных или изменение сезонов. Например, они могут нарисовать последовательность роста растения от семечек до цветка, обозначая важные этапы – прорастание, рост, цветение и плодоношение. Это поможет им понять биологические циклы и важность экологии.
  • Речевое: дети могут работать над адаптацией известных сказок или историй, рисуя последовательность событий. Например, в сказке о «Трех поросятах» можно создать реку времени, изображая этапы строительства домов и взаимодействие с волком. Это развивает у детей навык пересказа и структуру повествования.
  • Музыкальное: можно визуализировать развитие музыки или танцевальных стилей. Дети могут создать коллаж или изображения, которые отражают различные музыкальные эпохи, например, от народной музыки до современных стилей. Это может стать основой для обсуждения музыкального разнообразия и его влияния на культуру.
  • Социально-коммуникативное: в рамках развития эмоционального интеллекта можно создать реки времени, представляющие разные ситуации в их кругу общения. Например, дети могут нарисовать хронологию дружбы: как они познакомились, какие события происходили вместе и какие конфликты возникали, а затем обсуждать, как они могли бы разрешить их. Это поможет в развитии навыков общения и эмпатии.

Таким образом, технология «река времени» является мощным инструментом, который может быть использован в различных областях, способствуя развитию творческого, когнитивного и социального навыков у детей старшего дошкольного возраста. Это делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным.

  1. Заключение. Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста – это не просто задача для нас, педагогов, это важная миссия, которая требует от нас постоянного творчества, инициативы и жизнерадостного подхода. Впереди у нас ещё много исследований, открытий и совместных проектов, но я уверена, что, работая вместе, мы сможем воспитать поколение, которое не только будет знать свою историю, но и с гордостью будет её нести в будущее.

Давайте продолжать наше "путешествие по реке времени", открывая для детей красоту и разнообразие нашего наследия, ведь это - ключ к формированию их внутреннего мира, понимания своего места в истории и культуре.

Проект решение:

Предлагаю коллегам использовать в практике на базе своего ДОУ технологию «Река времени», с целью формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.

  1. Список литературы
  1. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». — М.: Изд-во «Линка-Пресс», 2012.
  2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Как играть с детьми». — М.: Изд-во «Академический проект», 2001
  3. «Что было до…» Дыбина О. В. «Игры-путешествия в прошлое предметов». — 2-е изд., испр. — Москва: Творческий центр «Сфера», 2014.
  4. «Рукотворный мир» Дыбина О. В. — Творческий центр «Сфера»
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты — документы Министерства образования РФ
  6. Занков Л. В. — "Развивающее обучение"
  7. Шамова Т. И. — "Игра в образовательном процессе"
  8. Петряева Г. В. — "Методические рекомендации по внедрению игровых технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgova_e.v._tehnologiya_reka_vremeni.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Тайшетского района МКУ «Центр развития образования Тайшетского района» РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО Представление опыта работы по теме: «формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии «Река времени» Тема: «Путешествие по реке времени: знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием» Подготовила: Долгова Елена Владимировна Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска Тайшет, 2025 г.

Слайд 2

Цель Применения технологии заключается в формировании у детей осознанного восприятия времени, последовательности событий и причинно-следственных связей. Эта технология помогает детям не только запомнить факты, но и представить их в контексте своего опыта и знания, а также связать с более широкими темами.

Слайд 3

Задачи Развитие навыков пространственного и временного мышления: Дети учатся представлять события в линейной последовательности, что улучшает их способность организовывать информацию и понимать временные рамки. Формирование умений работать с информацией: Технология позволяет детям собирать, анализировать и интерпретировать информацию, что является важным навыком для их будущего обучения. Стимуляция креативности и художественных навыков: Создание визуальных образов помогает детям выразить свои мысли и чувства, развивать художественные способности и индивидуальность. Углубление знаний о мире: Работая с реками времени, дети имеют возможность узнать больше о важных исторических событиях что расширяет их кругозор. Стимулирование эмоций и социального взаимодействия: Технология может стать основой для групповых проектов, что способствует социальным взаимодействиям и объединяет детей вокруг общей деятельности.

Слайд 4

Автор технологии П едагогическая технология Надежды Александровны Коротковой, направленная на освоение временных отношений (представлений об историческом времени — от прошлого к настоящему). Суть технологии : в занимательной форме дети получают представление об истории возникновения окружающих их предметов, разных видах жизнедеятельности, явлениях социальной действительности. Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР

Слайд 5

«Река времени»

Слайд 6

Технология строится на следующих принципах Принцип доступности , который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес .

Слайд 11

Мини-музей «Русский народные промыслы»

Слайд 12

Познавательное развитие

Слайд 13

Речевое развитие

Слайд 14

Музыкальное развитие

Слайд 15

Социально-коммуникативное развитие

Слайд 16

заключение Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста – это не просто задача для нас, педагогов, это важная миссия, которая требует от нас постоянного творчества, инициативы и жизнерадостного подхода. Впереди у нас ещё много исследований, открытий и совместных проектов, но я уверена, что, работая вместе, мы сможем воспитать поколение, которое не только будет знать свою историю, но и с гордостью будет её нести в будущее. Давайте продолжать наше "путешествие по реке времени", открывая для детей красоту и разнообразие нашего наследия, ведь это - ключ к формированию их внутреннего мира, понимания своего места в истории и культуре.

Слайд 17

Проект решение Предлагаю коллегам использовать в практике на базе своего ДОУ технологию «Река времени», с целью формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Самообразование педагога «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»

laquo;Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»...

Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....

В данной работе представлен материал к программе психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами кейс - технологии на тему: «Волшебный чемоданчик». Автор О.А. Сатылбаева г. Стрежевой Томская

В данном приложении к моей программе систематезирован материал по кейсам, применяемым в дошкольном образовании. Педагоги могут воспользоваться им при применении данной технологии на своих занятиях....