Самообразование педагога «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»
методическая разработка
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по теме самообразования на 2018-2019 уч. гг.
Воспитателя Айметовой Р.А.
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018- 2019г.г.
Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»
Специальность: «Воспитатель в дошкольных учреждениях».
Образование: вышнее профессиональное
Стаж педагогической работы: 24 года
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации:
«Паспорт электронного гражданина»; «Коррекционно-развивающие технологии в планировании занятий воспитателя Дома ребёнка» Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция».
Дата начала работы над темой: 2018 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2019 год
Актуальность
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важные как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания «не». В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку. Развитие мышления для ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных способностей детей. Даже в одной игре – задания можно варьировать – кто – то из детей оперирует одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2 -3 свойства одновременно. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Задачи плана профессионально- личностного саморазвития.
- Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.
- Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу, педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет по данной теме.
- Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
- Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша;
- Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Блоки Дьенеша»
7. Обобщить педагогический опыт работы по теме: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша».
Направления саморазвития:
1. Изучение нормативно-правовых документов.
2. Изучение методической литературы.
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом.
4.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
5. Работы с детьми.
6. Повышение квалификации.
7. Работа с семьей, социумом.
8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
9. Аттестация.
Предполагаемый результат:
Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта). Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности. Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- участие в вебинарах;
- посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- изучение модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Изучение: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Распоряжение правительства России от 24.12.2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в РФ . | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов |
Октябрь | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал. |
Октябрь – декабрь | Участие в методической работе организации. | Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность. |
В течение года | Посещение открытых просмотров, взаимопесещеня. | Знакомство с передовым педагогическим опытом. |
Ноябрь | Консультация- диалог для родителей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, через блоки Дьенеша». | Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Блоки Дьенеша» |
Декабрь | Открытый показ НОД. | Распространение педагогического опыта работы. |
Январь | Оформление картотеки презентаций для детей. Пополнение личной странички на личном сайте методическими разработками. | Трансляция педагогического опыта по теме. |
Февраль | Знакомство с передовым педагогическим опытом. | Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша. |
Март | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | Создание условий для развития воспитанников. |
Апрель | Повышение квалификации. | Повышение профессиональной активности. |
Май | Отчет о проделанной работе по плану самообразования. | Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности, выработка перспективы развития на следующий учебный год. |
Май | Защита проекта по теме самообразования. | Проект то теме самообразования. |
Систематически | Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы, выступления на педсоветах. | Сертификаты, дипломы участника |
Систематически | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте, размещение материалов в Интернете | Авторские разработки в электронном варианте |
Систематически | Добиваться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях | Сертификаты, дипломы участников |
Систематически | Разработка и использование электронного образовательного ресурса и цифрового образовательного ресурса. | ЭОР и ЦОР |
Систематически | Работа с семьей. | Привлечение родительской общественности к развитию детей. |
Систематически | Работа с социумом. | Развитие адаптивной способности в контексте |
|
| современных тенденций развития образования. |
Литература:
1. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.
2. А.А. Столяра, Е.А.Носова, М.Фидлер, Н.И.Касабуцкого, З.Михайловой,
«Игровой методический комплекс к дидактическому материалу «Логические блоки Дьенеша» составителя Н. Лелявиной.
3. Математика для школы: Пособие для воспитателей дет.садов и родителей - 4. А.А.Смомнцева, О.В.Пустовой; СПБ: «Детство-Пресс», 2006г.
5. «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
6. «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.
7. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
8. «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.
9. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.
10. «Блоки Дьенеша для самых маленьких», Б.Б.Финкелыптейн
11. Материалы Интернет-ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Самообразовательная работа....

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-П...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...

Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
Кружковая работа результат...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...