Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
проект по теме
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-Петербург, 2014 г.) составлена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей. Она включает в основное содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" пение детей с четкой артикуляцией слов произведений, "насыщенных музыкальными образами, разных по тембровым характеристикам", а также пение в ансамбле (индивидуально и коллективно, с инструментальным сопровождением и без него). В связи с этим мы спроектировали работу с детьми-логопатами по оптимизации процессов автоматизации корригированных звуков, используя традиции русского народного творчества, малого словесно-музыкального фольклора - частушки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.
Цель: оптимизация процесса коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста; развитие у детей ритмических способностей, голосовых модуляций, автоматизация поставленных звуков в частушечных четверостишиях и повышение уровня развития связной речи у дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Цель проекта: - обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности, инициативы и самостоятельности в совместной художественной деятельности.
Задачи проекта:
Для учителя-логопеда:
- Приобщать детей к русскому народному творчеству, музыкальному фольклору через знакомство с частушкой и балалайкой.
- Развивать познавательный интерес к частушке и частушечному творчеству.
- Познакомить детей с частушечным ритмом и рифмой.
- Закреплять у детей поставленные звуки речи на разных стадиях их автоматизации (изолированно, в слогах, словах и чистоговорках-частушках)
- Обогащать словарный запас и развивать у детей связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам.
- Учить придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки.
- Развивать фонематические процессы.
Для детей:
- Вырабатывать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, развивать мелодику, темп, ритмику, эмоциональность и выразительность речи.
- Тренировать речевой аппарат и правильное звукопроизношение при разучивании частушек.
- Закреплять и автоматизировать поставленные звуки речи в частушечных четверостишиях.
- Вырабатывать ритмичные полуприседания под частушечный ритм игры на балалайке.
- Развивать словотворчество, умение подбирать слова-рифмы.
Для родителей:
- Научиться помогать детям, заучивать частушки по различной тематике, контролировать правильное звукопроизношение в четверостишиях, придумывать частушки.
Проект долгосрочный – 8 мес.
Проблема: трудности автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие педагоги и родители проявляют недостаточную активность в помощи детям, страдающим речевой патологией, по закреплению и автоматизации поставленных в результате коррекции звуков. В результате этого дети, выступающие на утренниках и праздниках, читают стихи смазано, пропуская или искажая по привычке трудные звуки, которые научились правильно произносить на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Овладение навыками длительного речевого выдоха, ритмикой, тембром, мелодикой, эмоциональностью и выразительностью речи.
- Повышение интереса к частушечному творчеству, исполнению частушек под балалайку.
- Увеличение словарного запаса у детей с нарушениями речи, речь более эмоциональная и выразительная.
- Повышение речевой активности и коммуникативности посредством заучивания стихотворных четверостиший и частушек.
- Улучшение психических функций: речевой памяти, слухового внимания и восприятия, воображения и мышления.
- Улучшение звукопроизношения в свободной речи и рассказывании стихотворений на детских утренниках и праздниках.
1 этап – подготовительный
- познакомить родителей с темой проекта;
- поисковая работа по подбору художественной литературы, иллюстрационного материала, интернет ресурсов, видеозаписей, мультфильмов по теме;
- организация кружка «Частушечник» и детского ансамбля «Частушечка» для детей с нарушениями речи;
- подготовка и показ презентации для родителей «Использование частушек для закрепления и автоматизации поставленных звуков дома»;
- подбор и сочинение частушек по лексическим темам, предусмотренным в ООП ДО, оформление картотеки «Звуки и частушки-веселушки»;
- разработка цикла бесед с детьми по теме «Частушечное творчество».
Обеспечение:
- познавательная литература
1.М.Горький Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499.
2. Виктор Боков. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5
3.«Заря – заряница»: песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н. Морохин ) - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с., ил.
4.«Энциклопедия земли Вятской». Том 8. Этнография, фольклор.1998г.
В.А.Поздеев «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.
- специальная литература
1.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, Издательство: КАРО Год: 2008
2.Крупенчук О.И. Лого-рифмы. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2000 г.
3.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КОРОНА принт, 2005.
- русский народный музыкальный инструмент – балалайка;
- художественная литература (пословицы, стихи, сказки, «Сказка о глупом мышонке»);
- мультфильмы с частушками под балалайку; видеоролики выступлений детей из ансамбля «Частушечка» (выпускников детского сада)
- игровое пособие по обучению чтению «Складушки», картинки, стихи, песенки из серии «Развивающие игры Воскобовича», С-Петербург, 2009 г.
- разрезные картинки по теме («Балалайки», сюжетные разрезные картинки и т.п.);
- дидактические игры «Подбери балалайку по цвету», «Кто на чем играет? », «Узнай по силуэту», «Сосчитай», «Кого не стало? » и другие;
- трафареты балалаек
- картотека частушек на лексические темы,
- картотека частушек на звуки речи (С-Сь, З-Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, К, Х, Г, Д, Т)
2 этап – основные направления реализации проекта.
- Логоритмика с включением частушек-попевок по изучаемой теме.
- Мелкая моторика: обводки, раскраски балалаек, аппликация «музыканты-балалаечники».
- Ручной труд: изготовление венков на голову из бросового материала, как дополнительное украшение к русскому народному костюму.
- Беседы с детьми «Что такое частушка?», «Роль частушек в жизни людей», «Как выучить частушку».
- Ручной труд: изготовление атрибутов к русскому народному костюму (веночек, браслет, подвеска).
- Чтение художественной литературы, стихов и песен, которые можно положить на частушечный лад (С. Маршак, А. Барто и др.)
- Заучивание стихотворений по темам, обсуждение пословиц и поговорок, театрализованная деятельность.
- Соблюдение двигательной активности с проведением динамических пауз по темам и пальчиковых гимнастик под частушечные ритмы «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик в лес пошел…» и др.
- Придумывание частушек-говорушек детьми и родителями. Конкурсы для родителей на лучшую частушку по темам.
- Презентация для родителей «Использование частушек для закрепления и автоматизации поставленных звуков дома»;
- Консультация для родителей «Роль частушки в развитии речи и творчества детей».
- Участие детей с нарушениями речи в праздниках и фестивалях под названием ансамбля «Частушечка».
- Организация фотовыставки «Детский ансамбль «Частушечка».
3 этап: итоговый
Продукт проектной деятельности:
- приобретенные знания детей о частушках, как произведениях устного народного творчества и фольклорного жанра, и умения их исполнять под балалайку;
- правильное произношение поставленных звуков в частушках на изучаемые темы;
- образование детского ансамбля «Частушечка»; его выступления в детском саду, в поселке и в районе.
- проявление индивидуальности и творческого потенциала детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...