Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
проект по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. На занятиях с использованием нетрадиционных техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Проблема: - не все дети проявляют интерес к различным видам изобразительной деятельности; - не умеют выполнять задание по образцу; - многие дети не проявляют терпения и упорства при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца; Цель : Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации.
Задачи : 1. Ознакомление с разными способами нетрадиционными техниками аппликации; 2. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 3. Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания; 4. Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями; 5. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; 6. Развитие опыта и творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 7. Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам; 8. Соблюдение правил техники безопасности; 9. Стремление к поиску, самостоятельности; 10. Понимание необходимости качественного выполнения образа; 11. Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером .
Гипотеза : Если использовать нетрадиционные техники аппликации на занятиях с детьми, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Так же в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Ожидаемый результат. 1. Овладение детьми различными нетрадиционными техниками аппликации; 2. Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения; 3. Повышение уровня развития детей в художественном творчестве; 4. Развитие мелкой моторики рук в соответствии с возрастом детей; 5. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к нетрадиционным техникам аппликации. Продукт проекта: Презентация мультфильмов своими руками: «Утренняя зарядка», «Времена года»
Формы работы: Теоретические: - беседа, рассказ; - работа с наглядным материалом; - показ способов действий. Практические: - упражнения для отработки необходимых навыков; - рассматривание панно, картин, иллюстраций; - подготовка и проведение выставок детских работ; изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей. Методы и приемы : наглядный, практический, словесный, метод сотворчества поисковых, игровых и творческих ситуаций. Средства: бумага разного вида и бросовый материал, ножницы, кисточка, клей, салфетки, технические средства, ИКТ.
Работа с родителями: Анкетирование , консультации по теме; оформление папок-раскладушек, памяток «Нетрадиционные техники в аппликации».
Работа по повышению нетрадиционным техникам у детей подготовительной группы с через нетрадиционные техники аппликации организуется в вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества: Объемная аппликация Обрывная аппликация Накладная аппликация Симметричная аппликация Силуэтная аппликация Модульная аппликация Торцевание Квиллинг Скрапбукинг Оригами Аппликация из салфеток Аппликация из ниток Изонить
Этапы работы Подготовительный: Теоритически изучить виды нетрадиционных техник аппликации. Выявить уровень развития творческих способностей детей. Разработать тематический план занятий кружка. Основной(практический): Активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка «Умелые ручки» Заключительный: Подведение итогов. Презентации мультфильмов своими руками. Обобщение опыта работы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА: Реализация опыта осуществлялась в группе в рамках работы кружка «Умелые ручки» Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми подготовительной группы Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывает
Свою работу я начала от простого к сложному. Накладная аппликация «Курица с цыплятами». Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь казалась меньше предыдущей по размеру.
Познакомила детей с модульной аппликацией «Сова». В качестве основы для модульной аппликации мы использовали вырезанные кружки. В процессе аппликации идет закрепление геометрических фигур. Симметричная аппликация «Лес» Ребятам показала для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения, после разворачиваем. Ребятам очень понравилась эта техника.
Технику обрывной аппликации дети усложнили: не просто рвали бумажки, как получится, а выщипывали или обрывали контурный рисунок. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики рук; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры. Ещё дин вид техники это объёмная аппликация. Техника, позволяющая придать простой аппликации объём. Суть её заключается в том, что на основу наклеивается не вся поверхность вырезанных деталей, а лишь их часть. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Мы нарезали из бумаги квадратиков. Накручивали каждый квадрат на карандаш, получившуюся скрутку, не снимая с карандаша, приклейте на основу картон. Ребята быстро освоили эту технику. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами
Силуэтная аппликация «Подснежник». Дети вырезают силуэт подснежника из белой бумаги, составляют композицию, приклеивают на темный фон.
Познакомила детей с – оригами — древним искусством складывания фигурок из бумаги. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук.
Скрапбукинг – это вид рукоделия, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, «книга из вырезок», увлекательный вид творчества. Поэтому, мы решили познакомить с ним и дошкольников. Впереди праздники, а поделка, сделанная руками ребенка может стать прекрасным подарком маме и бабушке, папе. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка. Подарки ко Дню знаний, 23 февраля.
Техника декупаж . Суть этой техники будет зависеть от формы изделия. Узор располагаться может в центре, по краям, по углам. В центре, как правило, располагается самый главный элемент, самый крупный, который привлекает к себе внимание, а от него расходятся мелкие узоры. После расположения узоров на рабочей поверхности, ребята приклеивают узоры.
В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг .
Квиллинг — это искусство бумагокручения , то есть изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралям придается различная форма. Так получаются модули, из которых создаются работы — картины, открытки, альбомы, рамки, фигурки. Вот такие у нас получились подарки «Снежинка» игрушка на ёлку, открытка «Подарок для мамочки».
Аппликации из ниток – еще один вариант детского творчества. Начав увлечение таким творчеством еще в детском саду, усложняя картинки и усовершенствовав технику, этот вид аппликации будет интересен даже в школе. Больше всего ребятам понравилось выполнять работы «Платок», «Мы дети планеты земля».
Изонить - это техника, вышивания на твердой основе. Особенностью направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определенной последовательности. Сначала дети изготавливают простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения.
После освоения нетрадиционных техник аппликации, мы соединили несколько техник вместе, в одной работе. Это было не обычно, интересно и красиво. Открытка в техниках скрпабукинг и оригами Открытка в техниках скрапбукинг и квиллинг
Поделки по конструированию «Пингвин», «Лев», Рисование на березе «Символ России», пано из бумажных трубочек.
Данные нетрадиционные техники в аппликации так увлекли детей, что мы решили попробовать свои силы в создании пластилинового мультфильма своими руками «Утренняя зарядка». Для создания данного мультфильма с детьми слепили пластилинового персонажа и атрибуты. Вырезали части тела, чтобы они двигались и положили на основной фон. Снимали и двигали персонаж по словам текста. Далее была подготовка к съёмке. Настроили фотоаппарат, выбрали высоту и наклон (ракурс) фотоаппарата, освещение, начали снимать. Монтировали с помощь компьютерной программы. Озвучивали голос за кадром и записали на видео – мультфильм «Утренняя зарядка» готов.
Вторым стал аппликационный мультфильм своими руками «Времена года». Для создания данного мультфильма с детьми вырезали атрибуты с помощью ножниц и фигурных дыроколов. У нас было четыре фона: лето, осень, зима, весна. На каждый фон ребята выкладывали соответствующие время года, постоянное приводили в движение и каждый кадр фотографировали. Монтировали с помощью компьютерной программы. Озвучивали голос за кадром мультфильма и записали на видео – мультфильм «Времена года» готов.
Заключение Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течении года, помогла достичь цели, которую я ставила в начале своей работы: развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных техник. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях со взрослым, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков. Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи этим детям. Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявлять терпение, упрямство, фантазию и вкус. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными техниками еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Данная программа составлена с учетом: «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - (серия «Вместе с детьми»). Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской . -М: ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми) Литература: 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000. 2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 3. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 4. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»). 5.Журнал " Скрап-Инфо ". Издательство: Интернет портал " Скрап-Инфо ". Кол-во страниц: 78 страниц. 6.Открытки с улыбкой. Автор: Г.В. Иванова. Количество страниц: 26 стр. Издательство: Тригон , 2010 г. 7. Гусарова Н.Н. ТЕХНИКА ИЗОНИТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ., Методическое пособие, 2-е изд. спб , 2007 г. 8. Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет Методическое пособие, издания: 2012. Издательство: Мозаика-Синтез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации
Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...
Реализованный проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник» Кружковая работа «Умелые ручки» 2019-2020г.г.
Кружковая работа реализован проект...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...
Презентация "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации".
Нетрадиционные техники аппликации...
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...