Развивающие минутки на уроках чтения и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.
методическая разработка
В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_minutki.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и чтения: Исаева Е.С.
Развивающие минутки на уроках чтения и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока.
Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.
1. Разговорная минутка.
Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.
Например:
-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?
-Почему на перемене плакал маленький (Артём)? Что вы сделали, чтобы утешить его?
- Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.
Варианты заданий.
- Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).
К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.
Например,
-Какие слова зашифрованы в ребусах?
Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.
-Попробуйте сами придумать подобные слова.
3. Поэтическая минутка.
Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.
Варианты применения.
- Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».
Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:
-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?
-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?
-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?
А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:
-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?
-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?
-А какие бы названия падежей придумали бы вы?
- Эмоциональная зарядка.
Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).
Образцы высказываний.
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
(И.Тургенев)
- Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.
(К.Станиславский)
- Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.
(К.Паустовский)
- Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
(А.Толстой)
- Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
(Н.Гоголь)
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К.Паустовский)
5. Двигательная минутка.(к сожалению, с данным контингентом детей, применяется редко )
Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.
Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.
По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.
- Музыкальная встреча.
На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского , Свиридова, Агинского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.
Варианты применения.
- При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
- К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
- А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.
- В. Астафьев «Музыка», (8 класс), полонез Огинского.
- А. Пушкин «Метель», (10 класс), Г. Свиридов.
- При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.
- Минутка прикладного творчества.
Это включение в факультатив «Народная культура» элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).
2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.
4.Рисование музыки.
- Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).
-Какое время года изображает музыка?
-Придумайте для неё название.
-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.
- «Утро» (Э.Григ).
-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?
- «Марш Черномора» (М.Глинка).
-Представьте себе колдуна Черномора.
-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.
-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?
«Метель»,
Г. Свиридов. Рисование словесных иллюстраций, после прослушивания музыкальных зарисовок, 10 класс.
5.Обрывная аппликация.
Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.
Литература.
- Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1995.
- Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
обучающимися 7-го класса:
- Правильно читать вслух доступные тексты целыми словами и по слогам;
- Читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;
- Отвечать на вопросы по содержанию;
- Пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по избраженным событиям;
- Выражать свое отношение к поступкам героев в доступнойучащимся форме;
- Учить стихотворения наизусть (с учетом особенностей обучающихся).
Содержание рабочей программы «Чтение».
7 класс.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия | Кол-во часов 135 |
Раздел I. « Устное народное творчество». | 19 | |
Тема №1 «Сказки» | Содержание учебного материала | 8 |
1.1. «Сивка бурка». | 5 | |
1.2. «Журавль и Цапля». | 2 | |
1.3. «Умный мужик». | 1 | |
Тема №2. «Жанры устного народного творчества» | Содержание учебного материала | 11 |
2.1.Сказки | 3 | |
2.2. Былина. | 3 | |
2.3. Народные песни. | 1 | |
2.4. Пословицы и поговорки. | 1 | |
2.5. Загадки. | 2 | |
2.5. Внеклассное чтение. | 1 | |
Раздел II. «Из произведений русской литературы XIX века». | 43 | |
Тема №1. «А. С. Пушкин» | Содержание учебного материала. | 11 |
1.1. Биография А. П. Пушкина. | 1 | |
1.2. «Сказка о царе Салтане…» | 7 | |
1.3. «Зимний вечер». | 1 | |
1.4. «У Лукоморья». | 1 | |
1.5. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №2. « М. Ю. Лермонтов» | Содержание учебного материала. | 4 |
2.1. Биография М. Ю. Лермонтова. | 1 | |
2.2.«Бородино». | 2 | |
2.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №3. И. А. Крылов. | Содержание учебного материала. | 5 |
3.1. Биография И. А. Крылова. | 1 | |
3.2. «Кукушка и Петух» | 1 | |
3.3. «Волки Журавль» | 1 | |
3.4. «Слон и Моська» | 1 | |
3.5. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №4. Н. А. Некрасов. | Содержание учебного материала. | 3 |
4.1. Биография Н. А. Некрасова. | 1 | |
4.2. «Несжатая полоса». | 1 | |
4.3. «Генерал Топтыгин». | 1 | |
Тема №5. Л. Н. Толстой. | Содержание учебного материала. | 10 |
5.1. Биография Л. Н. Толстого. | 1 | |
5.2. «Кавказский пленник». | 8 | |
5.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №6. А. П. Чехов. | Содержание учебного материала. | 3 |
6.1. Биография А. П. Чехова. | 1 | |
6.2. «Хамелеон». | 1 | |
6.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №7. В. Г. Короленко. | Содержание учебного материала. | 7 |
7.1. Биография В. Г. Короленко. | 1 | |
7.2. «Дети подземелья». | 6 | |
Раздел III. «Из произведений русской литературы XX века». | 64 | |
Тема №1. А. М. Горький. | Содержание учебного материала | 8 |
1.1. Биография А. М. Горького. | 1 | |
1.2. «Детство». | 4 | |
1.3. «В людях». | 3 | |
Тема №2. М. В. Исаковский. | Содержание учебного материала | 6 |
2.1. Биография М. В. Исаковского. | 1 | |
2.2. «Детство». | 2 | |
2.3. «Ветер». | 1 | |
2.4. «Весна». | 1 | |
2.5. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №3. К. Г. Паустовский. | Содержание учебного материала. | 4 |
3.1. Биография К. Г. Паустовского. | 1 | |
3.2. «Последний черт». | 2 | |
3.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №4. М. М. Зощенко. | Содержание учебного материала. | 3 |
4.1. «Великие путешественники». | 3 | |
Тема №5. К. М. Симонов. | Содержание учебного материала. | 4 |
5.1. Биография К. М. Симонова. | 1 | |
5.2. «Сын артиллериста». | 3 | |
Тема №6. В. В. Катаев. | Содержание учебного материала. | 10 |
6.1. Биография В. В. Катаева. | 1 | |
6.2. «Флаг». | 2 | |
6.3. «Сын полка». | 7 | |
6.4. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №7. Н. И. Рыленков. | Содержание учебного материала. | |
7.1. Биография Н. И. Рыленкова. | 4 | |
7.2. «Деревья». | 1 | |
7.3. «Весна без вещуньи кукушки…» | 1 | |
7.4. «Всё в тающей дымке…» | 1 | |
7.5. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема №8. Ю. И. Коваль. | Содержание учебного материала. | 8 |
8.1. «Капитан Клюквин». | 3 | |
8.2. «Картофельная собака». | 4 | |
8.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема№9. Ю.Бондарев. | Содержание учебного материала. | 2 |
9.1. «Клара». | 2 | |
Тема№10. Ю. Я. Яковлев. | Содержание учебного материала | 5 |
10.1. «Багульник». | 5 | |
Тема№11. Р. П. Погодин. | Содержание учебного материала. | 4 |
11.1. «Время говорит – пора». | 4 | |
Тема№12. А. Г. Алексин. | Содержание учебного материала. | 3 |
12.1. «Двадцать девятое февраля». | 2 | |
12.2. Внеклассное чтение. | 1 | |
Тема№13 К. Я. Ваншенкин. | Содержание учебного материала. | 3 |
13.1. «Мальчишка». | 1 | |
13.2. «Снежки». | 1 | |
13.3. Внеклассное чтение. | 1 | |
Раздел IV. «Зарубежные писатели». | 5 | |
Тема №1. Д. Лондон. | Содержание учебного материала | 5 |
1.1. «Волк». | 5 | |
Повторительно – обобщающие уроки. 4 |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | По факту |
| Устное народное творчество | 19 |
| |
1-3 | Устное народное творчество. Общее понятие. | 3 |
| |
4-8 | «Сивка бурка». Русская народная сказка. | 5 |
| |
9-10 | «Журавль и цапля». | 2 |
| |
11 | «Умный мужик». | 1 |
| |
12-14 | «Три поездки Ильи Муромца».Былина. | 3 |
| |
15 | Народные песни. | 1 | ||
16 | Пословицы и поговорки. | 1 |
| |
17-18 | Загадки. | 2 | ||
19 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
| Из произведений русской литературы ХIХ века. | 43 |
| |
| А.С.Пушкин. |
|
| |
20 | Биография А.С.Пушкина. | 1 |
| |
21-27 | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Лебеди». | 7 |
| |
28 | «Зимний вечер» (наизусть). | 1 |
| |
29 | «У Лукоморья». | 1 |
| |
30 | Внеклассное чтение. | 1 |
| |
| М.Ю.Лермонтов. |
|
| |
31 | Биография М.Ю.Лермонтова. | 1 |
| |
32-33 | «Бородино» (отрывок наизусть). | 2 |
| |
3-4 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
| И.А.Крылов. |
|
| |
35 | Биография И.А.Крылова. | 1 |
| |
36 | «Кукушка и Петух». | 1 |
| |
37 | «Волк и Журавль». | 1 |
| |
38 | «Слон и Моська». | 1 |
| |
39 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
| Н.А.Некрасов. |
|
| |
40 | Биография Н.А.Некрасова. | 1 |
| |
41 | «Несжатая полоса» (наизусть). | 1 |
| |
42 | «Генерал Топтыгин». | 1 |
| |
| Л.Н.Толстой. |
|
| |
43 | Биография Л.Н.Толстого. | 1 |
| |
44-50 | «Кавказский пленник». | 7 |
| |
51 | Обобщающий урок. | 1 |
| |
52 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
| А.П.Чехов. |
|
| |
53 | Биография А.П.Чехова. | 1 |
| |
54 | «Хамелеон». | 1 |
| |
55 | Внеклассное чтение. | 1 |
| |
| В.Т.Короленко |
|
| |
56 | Биография В.Т.Короленко. | 1 |
| |
57-62 | «Дети подземелья» | 6 |
| |
63 | Обобщающий урок. | 1 |
| |
| Из произведений русской литературы ХХ века. | 64 |
| |
| А.М.Горький |
|
| |
64 | Биография А.М.Горького. | 1 |
| |
65-68 | «Детство». | 4 |
| |
69-70 | «В людях». | 2 |
| |
71 | Обобщающий урок. | 1 |
| |
| М.В.Исаковский. |
|
| |
72 | Биография М.В.Исаковского. | 1 |
| |
73-74 | «Детство» | 2 |
| |
75 | «Ветер» (наизусть) | 1 |
| |
76 | «Весна» | 1 | ||
77 | Внеклассное чтение. | 1 |
| |
| К.Г.Паустовский |
|
| |
78 | Биография К.Г.Паустовского. | 1 |
| |
79-80 | «Последний черт» | 2 |
| |
81 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
М. М. Зощенко | ||||
82-83 | «Великие путешественники» | 2 | ||
84 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
| К.М.Симонов |
|
| |
85 | Биография К.М.Симонова | 1 |
| |
86-87 | «Сын артиллериста» (отрывок наизусть) | 2 |
| |
В. В. Катаев | ||||
88-89 | «Флаг» | 2 | ||
90-96 | «Сын полка» | 7 | ||
97 | Внеклассное чтение | 1 | ||
| Н.И. Рыленков |
|
| |
98 | Биография Н.И. Рыленкова. | 1 |
| |
99 | «Деревья». | 1 |
| |
100 | «Весна без вещуньи-кукушки…» | 1 |
| |
101 | «Всё в тающей дымке…» (наизусть) | 1 | ||
102 | Внеклассное чтение. | 1 |
| |
Ю. И. Коваль | ||||
103-105 | «Капитан Клюквин» | 3 | ||
106-109 | «Картофельная собака» | 4 | ||
110 | Внеклассное чтение. | 1 | ||
Ю. Бондарев. | ||||
111-112 | «Клара» | 2 | ||
| Ю.Я.Яковлев |
|
| |
113-117 | «Багульник». | 5 |
| |
| Р.П.Погодин. |
|
| |
118-121 | «Время говорит - пора». | 4 |
| |
| А.Г.Алексин |
|
| |
122-123 | « Двадцать девятое февраля» | 2 |
| |
124 | Внеклассное чтение. | 1 |
| |
| К. Я. Ваншенкин |
|
| |
125 | «Мальчишка» | 1 |
| |
126 | «Снежки» | 1 |
| |
127 | Внеклассное чтение |
|
| |
Джек Лондон. | 5 | |||
128-132 | «Волк» |
|
| |
133-136 | Повторительно – обобщающие уроки. | 4 |
|
Сведения об используемом УМК
- И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. М. Просвещение.2014 г.
- И.В. Белякова. Организация работы с умственно отсталыми школьниками при разучивании ими стихотворений. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников. Под ред.В.Г. Петровой. 2001 г.
3. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. С-Пб. Каро. 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"
Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовате...
Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...