Развивающие минутки на уроках чтения и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.
методическая разработка

В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_minutki.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и чтения: Исаева Е.С.

Развивающие минутки на уроках чтения и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока.

Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.

1. Разговорная минутка.

Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.

Например:

-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?

-Почему на перемене плакал маленький (Артём)? Что вы сделали, чтобы утешить его?

  1. Разминки-хитринки.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.

Варианты заданий.

  • Игра «Вспоминай-ка!».

-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?  Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.

Например,

        -Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

3. Поэтическая минутка.

Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Варианты применения.

  • Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».

Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:

        -Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

        -Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:

        -Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

        -Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?

        -А какие бы названия падежей придумали бы вы?

  1. Эмоциональная зарядка.

Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).

Образцы высказываний.

  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках  умелых оно в состоянии совершать чудеса!

                (И.Тургенев)

  • Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

(К.Станиславский)

  • Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.

                                                                        (К.Паустовский)

  • Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.                                

(А.Толстой)

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

                                (Н.Гоголь)

  • Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

                        (К.Паустовский)

5. Двигательная минутка.(к сожалению, с данным  контингентом детей,   применяется редко )

        Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

  1. Музыкальная встреча.

На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского , Свиридова, Агинского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.

Варианты применения.

  • При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
  • К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
  • А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.
  • В. Астафьев «Музыка», (8 класс), полонез Огинского.
  • А. Пушкин «Метель», (10 класс), Г. Свиридов.
  • При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.
  1. Минутка прикладного творчества.

Это включение в факультатив «Народная культура» элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования,  конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.

  •  Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).

-Какое время года изображает музыка?

-Придумайте для неё название.

-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.

  • «Утро» (Э.Григ).

-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.

-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?

  • «Марш Черномора» (М.Глинка).

-Представьте себе колдуна Черномора.

-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.

-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?

«Метель»,
Г. Свиридов. Рисование словесных иллюстраций, после прослушивания музыкальных зарисовок, 10 класс.

5.Обрывная аппликация.

Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

Литература.

  1. Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 обучающимися 7-го класса:

  • Правильно читать вслух доступные тексты целыми словами и по слогам;
  • Читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;
  • Отвечать на вопросы по содержанию;
  • Пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по избраженным событиям;
  • Выражать свое отношение к поступкам героев в доступнойучащимся форме;
  • Учить стихотворения наизусть (с учетом особенностей обучающихся).

Содержание рабочей программы «Чтение».

7 класс.

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия

Кол-во часов 135

Раздел I.

« Устное народное творчество».

19

Тема №1 «Сказки»

Содержание учебного материала

8

1.1. «Сивка бурка».

5

1.2. «Журавль и Цапля».

2

1.3. «Умный мужик».

1

Тема №2.

«Жанры устного народного творчества»

Содержание учебного материала

11

2.1.Сказки

3

2.2. Былина.

3

2.3. Народные песни.

1

2.4. Пословицы и поговорки.

1

2.5. Загадки.

2

2.5. Внеклассное чтение.

1

Раздел II.

«Из произведений русской литературы XIX века».

43

Тема №1.

«А. С. Пушкин»

Содержание учебного материала.

11

1.1. Биография А. П. Пушкина.

1

1.2. «Сказка о царе Салтане…»

7

1.3. «Зимний вечер».

1

1.4. «У Лукоморья».

1

1.5. Внеклассное чтение.

1

Тема №2.

« М. Ю. Лермонтов»

Содержание учебного материала.

4

2.1. Биография   М. Ю. Лермонтова.

1

2.2.«Бородино».

2

2.3. Внеклассное чтение.

1

Тема №3.

И. А. Крылов.

Содержание учебного материала.

5

3.1.  Биография     И. А. Крылова.

1

3.2. «Кукушка и Петух»

1

3.3. «Волки Журавль»

1

3.4. «Слон и Моська»

1

3.5.  Внеклассное чтение.

1

Тема №4.

Н. А. Некрасов.

Содержание учебного материала.

3

4.1.  Биография  Н. А. Некрасова.

1

4.2. «Несжатая полоса».

1

4.3. «Генерал Топтыгин».

1

Тема №5.

Л. Н. Толстой.

Содержание учебного материала.

10

5.1.  Биография Л. Н. Толстого.

1

5.2. «Кавказский пленник».

8

5.3. Внеклассное чтение.

1

Тема №6.

А. П. Чехов.

Содержание учебного материала.

3

6.1.   Биография А. П. Чехова.

1

6.2. «Хамелеон».

1

6.3. Внеклассное чтение.

1

Тема №7.                   В. Г. Короленко.

Содержание учебного материала.

7

7.1.  Биография В. Г. Короленко.

1

7.2. «Дети подземелья».

6

Раздел III.

«Из произведений русской литературы XX века».

64

Тема №1.

А. М. Горький.

Содержание учебного материала

8

1.1. Биография  А. М. Горького.

1

1.2. «Детство».

4

1.3. «В людях».

3

Тема №2.

М. В. Исаковский.

Содержание учебного материала

6

2.1. Биография   М. В. Исаковского.

1

2.2. «Детство».

2

2.3. «Ветер».

1

2.4. «Весна».

1

2.5.  Внеклассное чтение.

1

Тема №3.

К. Г. Паустовский.

Содержание учебного материала.

4

3.1. Биография К. Г. Паустовского.

1

3.2. «Последний черт».

2

3.3.   Внеклассное чтение.

1

Тема №4.

М. М. Зощенко.

Содержание учебного материала.

3

4.1. «Великие путешественники».

3

Тема №5.

К. М. Симонов.

Содержание учебного материала.

4

5.1.  Биография К. М. Симонова.

1

5.2. «Сын артиллериста».

3

Тема №6.

В. В. Катаев.

Содержание учебного материала.

10

6.1.  Биография   В. В. Катаева.

1

6.2. «Флаг».

2

6.3. «Сын полка».

7

6.4.  Внеклассное чтение.

1

Тема №7.

Н. И. Рыленков.

Содержание учебного материала.

7.1.  Биография Н. И. Рыленкова.

4

7.2. «Деревья».

1

7.3. «Весна без вещуньи кукушки…»

1

7.4. «Всё в тающей дымке…»

1

7.5.  Внеклассное чтение.

1

Тема №8.

Ю. И. Коваль.

Содержание учебного материала.

8

8.1. «Капитан Клюквин».

3

8.2. «Картофельная собака».

4

8.3.  Внеклассное чтение.

1

Тема№9.

Ю.Бондарев.

Содержание учебного материала.

2

9.1. «Клара».

2

Тема№10.

Ю. Я. Яковлев.

Содержание учебного материала

5

10.1. «Багульник».

5

Тема№11.

Р. П. Погодин.

Содержание учебного материала.

4

11.1. «Время говорит – пора».

4

Тема№12.

А. Г. Алексин.

Содержание учебного материала.

3

12.1. «Двадцать девятое февраля».

2

12.2. Внеклассное чтение.

1

Тема№13

К. Я. Ваншенкин.

Содержание учебного материала.

3

13.1. «Мальчишка».

1

13.2. «Снежки».

1

13.3. Внеклассное чтение.

1

Раздел IV.

«Зарубежные писатели».

5

Тема №1.

Д. Лондон.

Содержание учебного материала

5

1.1. «Волк».

5

Повторительно – обобщающие уроки. 4

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата  (план)

По факту

 

Устное народное творчество

19

 

 1-3

Устное  народное творчество. Общее понятие.

 3

 

 4-8

«Сивка бурка». Русская народная сказка.

 5

 

 9-10

«Журавль и цапля».

 2

 

 11

 «Умный мужик».

 1

 

 12-14

 «Три поездки Ильи Муромца».Былина.

 3

 

 15

Народные песни.

 1

 16

Пословицы и поговорки.

 1

 

 17-18

Загадки.

 2

 19

Внеклассное чтение.

 1

 

Из произведений русской литературы ХIХ века.

 43

 

 

А.С.Пушкин.

 

 

 20

Биография А.С.Пушкина.

 1

 

21-27

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Лебеди».

 7

 

 28

 «Зимний вечер» (наизусть).

 1

 

  29

«У Лукоморья».

 1

 

  30

Внеклассное чтение.

 1

 

 

М.Ю.Лермонтов.

 

 

 31

Биография М.Ю.Лермонтова.

 1

 

 32-33

«Бородино» (отрывок наизусть).

 2

 

 3-4

Внеклассное чтение.

1

 

И.А.Крылов.

 

 

 35

Биография И.А.Крылова.

 1

 

 36

«Кукушка и Петух».

 1

 

 37

«Волк и Журавль».

 1

 

 38

«Слон и Моська».

 1

 

 39

 Внеклассное чтение.

 1

 

Н.А.Некрасов.

 

 

 40

Биография Н.А.Некрасова.

 1

 

 41

«Несжатая полоса» (наизусть).

 1

 

 42

«Генерал Топтыгин».

 1

 

 

Л.Н.Толстой.

 

 

 43

 Биография Л.Н.Толстого.

 1

 

 44-50

 «Кавказский пленник».

 7  

 

 51

Обобщающий урок.

 1

 

 52

Внеклассное чтение.

1

 

А.П.Чехов.

 

 

 53

Биография А.П.Чехова.

 1

 

 54

«Хамелеон».

 1

 

 55

Внеклассное чтение.

 1

 

 

В.Т.Короленко

 

 

 56

Биография В.Т.Короленко.

 1

 

 57-62

 «Дети подземелья»

 6

 

 63

Обобщающий урок.

 1

 

 

Из произведений русской литературы ХХ века.

 64

 

 

А.М.Горький

 

 

 64

Биография А.М.Горького.

 1

 

 65-68

«Детство».

 4

 

 69-70

 «В людях».

 2

 

 71

Обобщающий урок.

 1

 

 

М.В.Исаковский.

 

 

72

Биография М.В.Исаковского.

 1

 

73-74 

 «Детство»

 2

 

 75

«Ветер» (наизусть)

 1

 

 76

«Весна»

 1

 77

Внеклассное чтение.

 1

 

 

К.Г.Паустовский

 

 

 78

Биография К.Г.Паустовского.

 1

 

 79-80

«Последний черт»

 2

 

 81

Внеклассное чтение.

 1

М. М. Зощенко

82-83

«Великие путешественники»

 2

 84

Внеклассное чтение.

 1

 

К.М.Симонов

 

 

 85

Биография К.М.Симонова

 1

 

 86-87

«Сын артиллериста» (отрывок наизусть)

 2

 

В. В. Катаев

88-89

«Флаг»

2

90-96

«Сын полка»

7

 97

Внеклассное чтение

 1

 

Н.И. Рыленков

 

 

 98

Биография Н.И. Рыленкова.

 1

 

 99

«Деревья».

 1

 

100

«Весна без вещуньи-кукушки…»

 1

 

 101

«Всё в тающей дымке…» (наизусть)

 1

102

Внеклассное чтение.

 1

 

Ю. И. Коваль

103-105

«Капитан Клюквин»

3

106-109

«Картофельная собака»

 4

 110

Внеклассное чтение.

1

Ю. Бондарев.

111-112

«Клара»

2

 

Ю.Я.Яковлев

 

 

 113-117

«Багульник».

 5

 

 

Р.П.Погодин.

 

 

 118-121

 «Время говорит - пора».

 4

 

 

А.Г.Алексин

 

 

122-123

« Двадцать девятое февраля»

 2

 

 124

Внеклассное чтение.

 1

 

 

К. Я. Ваншенкин

 

 

 125

«Мальчишка»

 1 

 

 126

«Снежки»

 1

 

 127

Внеклассное чтение

 

 

Джек Лондон.

5

 128-132

«Волк»

 

 

133-136

Повторительно – обобщающие уроки.

4

 

Сведения об используемом УМК   

  1. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. М. Просвещение.2014 г.

  1. И.В. Белякова. Организация работы с умственно отсталыми школьниками при разучивании ими стихотворений. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников. Под ред.В.Г. Петровой. 2001 г.

3. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. С-Пб. Каро. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовате...

Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...