Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"
план-конспект урока по теме

Царегородцева Лидия Геннадьевна

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принципа наглядности, увеличение плотности урока. На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Обобщающий урок по теме «Народные сказки»                                                      Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

Общедидактическая цель:  усвоение знаний в их системе.                                                           Цели урока:

Образовательные:  углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки», формировать умение оперировать полученными знаниями в сходных ситуациях.

Коррекционно-развивающие:  создать условия для развития устной речи путем ответов на вопросы, развивать способности учащихся анализировать поступки героев, расширять кругозор учащихся, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся через единые требования учителя.

Воспитательные:  воспитывать чувства доброты, отзывчивости и трудолюбия,  формировать навыки коллективной работы.

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративный ,  репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, и индивидуальная

Оборудование: таблица «Пчелка», 6 геометрических фигур, предметные картинки, карточки с пословицами, карточки со словарными словами, таблица со скороговоркой, игровой материал «Ромашка», вырезанные из бумаги цветы (12шт.)

Структура урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к основному этапу
  4. Закрепление знаний
  5. Информация по домашнему заданию
  6. Подведение итога урока. Рефлексия.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация начала урока

-Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

- Урок чтения. Что мы делаем на уроке чтения? Прочитаем хором, (таблица на стенде)

Читаем

Думаем

Рассуждаем

Отвечаем

- Как читаем?

- Как отвечаем?

- Все внимание на доску. Что это?

- Назовите их.

- А что скрыто под этими фигурами вы узнаете, когда выполните все предложенные мною задания. Задание выполнили – одну фигуру открыли.

- Постараюсь все понять

Буду правильно читать! (хором)

- громко, правильно, выразительно

- четко, полными ответами

геометрические фигуры.

Дети называют

2.

Проверка домашнего задания

- Речевая разминка.

Скороговорка: кукушка кукушонку купила капюшон (чтение по таблице хором , медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах)

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- Что было задано на дом?

- Проверяем пересказ сказки.

- Крошечка-Хаврошечка стала жить счастливо. Какие качества помогли ей в этом?

- Чему учит сказка?

Открывается фигура

- Мы изучаем раздел «Народные сказки»

- Мы готовили пересказ сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Дети пересказывают сказку по частям (4 уч-ся)

- Ей помогли трудолюбие и доброта

Ответы детей

3.

Подготовка к основному этапу

- Сегодня на уроке мы вспомним все сказки, которые прочитали в разделе «Народные сказки».

- Скажите, ребята, а почему сказки называются народными?

- Какие бывают сказки?

- Их сочинил народ

- Сказки бывают волшебные, бытовые , сказки о животных

4.

Закрепление знаний

- Работаем с содержанием учебника. Стр.221.  Найдите раздел «Народные сказки». Прочитайте самостоятельно названия сказок. Отвечаем на вопросы.

- Из какой сказки этот отрывок?

«Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца. Ну, теперь ей самой, и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна на рубашки»

- За какие качества была награждена эта женщина?

- Вспомните другие сказки из этого раздела. Кто из их персонажей тоже был награжден за добрые дела?

- В каких сказках персонажами являются звери?

- Каким в сказках бывает волк?

- Какая лиса?

- Чем они похожи на людей?

- В каких сказках рассказывается о находчивости персонажей, о трудолюбии и справедливости?

- Какие сказки вызвали у вас грусть при чтении? Почему?

Открывается фигура

- Следующее задание.

 Прочитайте пословицу. К какой сказке ее можно отнести. (пословицы напечатаны на отдельных карточках).

Почему?

«Не потчуй меня тем, что я не ем»

«Где труд, там и радость»

«Почитай отца своего и мать»

Открывается следующая фигура

- А сейчас поработаем со словарной копилкой.

Карточки со словами: сирота, прохожий, аршин, чум, пимы, малица, не обессудь, заморили работой, не взыщи.

              Открывается фигура

- И еще одно задание.

«Помоги героям вернуться в свою сказку»

- Отгадываем загадку, выбираем соответствующую картинку.

1. Он везде развесил сети,

Но его не бойтесь дети

Много ног и много рук,

А зовут его … (паук)

2. Ее дом – ее рубаха,

В нем нет места страху.

Когда она купается

И то не раздевается(черепаха)

3. С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал (белка)

- Какого персонажа недостает?

- Как называется эта сказка?

Открывается фигура

- Какие сказки из этого раздела вы хотели бы еще перечитать?

Ответы детей

Дети читают пословицы хором

Ответы детей

Дети по очереди вынимают из копилки карточку со словом, читают вслух и объясняют значение слова.

Отгадывают загадки, выкладывают предметную картинку.

- Недостает пчелки

Ответы детей

5.

Информация по домашнему заданию

- Домашнее задание будете готовить в парах, как сидите за партами. Сейчас  по одному от каждой парты подойдете к доске, и выберите любой лепесток ромашки. На обратной стороне лепестка  написано название сказки. Пересказ этой сказки вы вместе и приготовите.

Дети выбирают лепестки

6.

Подведение итога урока. Рефлексия

- Все задания вы выполнили. Открываем последнюю фигуру.

Открывается фигура

 Кто это?

- Ребята, кто считает, что работал на уроке хорошо, старался, был трудолюбив как пчелка, подарите цветы Пчелке.

- Какое у вас настроение в конце урока?

- Оценки за урок.

- Это пчелка

Дети выходят к доске и прикрепляют цветы к таблице.

Ответы детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения и развития речи по теме «Русские народные сказки» 3 класс Подготовила учитель начальных классов МКСКОУ школы-интерната VIII вида пгт. Пижанка Кировской области Царегородцева Л.Г.

Слайд 2

Сегодня на уроке будем Читать Думать Рассуждать Отвечать

Слайд 3

- Начинается урок Он пойдет ребятам впрок. - Постараюсь все понять Буду правильно читать!

Слайд 4

Речевая разминка Кукушка кукушонку купила капюшон

Слайд 5

Работа с пословицами Не потчуй меня тем, что я не ем Где труд, там и радость Почитай отца своего и мать

Слайд 6

Помоги героям вернуться в свою сказку

Слайд 7

Молодцы!

Слайд 8

Интернет - ресурсы http://www.graycell.ru/picture/big/kukushonok.jpg - кукушонок http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=349804235-03-72&n=21 – кукушка http://www.ruspor.ru/adimages/1347679380123540538-4.jpg - книги http://yandex.st/lego/_/La6qi18Z8LwgnZdsAr1qy1GwCwo.gif - паук http://serezhenka.my1.ru/_pu/6/49563995.jpg - черепаха http://gigamir.net/upload/cache/659xs/img/gallery/62830/gallery_3888cbd956792daa5cb0760c73d12473.jpg - белка http:// экомёд.рф/ attachments/Image/77063569_4524271_79a0d6a4899b79994a919b2a20690507.jpg?template=generic –пчела http://allapugachevavlad.mybb.ru/uploads/000d/68/7e/3346-1-f.jpg -букет цветов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....