КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.

Задачи:

1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовательного  типов  на  основе анализа  особенностей  диких  животных. Расширение, уточнение и активизация словаря.

2.  Коррекция  зрительной  памяти  на  основе  упражнений  в  развитии  зрительного  запоминания.

3.  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание  любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medved.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока развития речи

в 3 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

тема: «Бурый медведь»

                           разработала:

                                                           учитель-логопед МБС(К)ОУ

                                                           школы № 44 г.Брянска

                                                           Зубченко Е.В.

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.

Задачи:

1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовательного  типов  на  основе анализа  особенностей  диких  животных. Расширение, уточнение и активизация словаря.

2.  Коррекция  зрительной  памяти  на  основе  упражнений  в  развитии  зрительного  запоминания.

3.  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание  любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Компьютер, видиопроэктор, экран; магнитофон; кассета с записью медвежьего рёва, звуков леса; сигнальные карточки по числу детей.

1. Орг. момент.

  - Начнём урок развития речи с  гимнастики: "и – у – а ", "язычок – маляр".

  - Повторите  за мной  чистоговорку   и  подберите  подходящее  слово  ко  второй  её  части:

ра-   ра - ра      -  начинается           …..      (игра)

жа – жа – жа   -  есть  иголки  у            …   (ежа)

су – су – су     -  серый  волк  живёт  в  … (лесу)

- А кто ещё  живёт  в  лесу?                        (волк, барсук, косуля, медведь, лось, кабан, бобры,белка, тетерев…)                                                                        

2. Повторение пройденного.

Фонограмма  звуков  леса.

- Сегодня мы отправимся  в  путешествие  по  лесу.  

  Но  прежде  вспомним,  как  должны  вести  себя  люди,  что бы  не  навредить  лесу  и  его  обитателям?                              (   -нельзя  выбрасывать  мусор,                                           ломать  ветки  и  рвать  цветы,  шуметь,  разорять  муравейники , ловить  бабочек,  нужно  быть  осторожными  с  огнём…)  

- Молодцы! Отправляемся  в  путь!  Но  в  лесу  нам  могут  повстречаться  разные  животные: и  добрые,  и  злые. Что бы  подготовиться  к  встрече  с  ними,  выполним  задания.

  1.  На   экране  появляются  рисунки:

                          Волк, лось, белка, корова, заяц, лиса, ёж. 

- Какое  животное  лишнее?  Почему?

   (корова – домашнее  животное,  а  остальные – дикие)

- Проверим.         На  экране:                       волк, лось, белка, заяц, лиса, ёж

2.  – Запомните,  в  каком  порядке  стоят  животные.  Первый – волк,  второй – лось,  третья – белка, и т.д.  Сейчас  кто-то  из  них   поменяется  местами. На  экране:   волк, лиса, белка, заяц, лось, ёж.                

   - Что  изменилось?  Проверим.                    На  экране:   лиса и  волк  меняются  местами.

3.  - Прочитайте  шёпотом  загадку:                   На  экране:    Сердитый  недотрога живёт  в  глуши  лесной.

                                                                                                      Иголок  очень  много,а  нитки  ни  одной.               

- Вслух   загадку  прочитает …   Кто  это? На экране:      картинка ( ёж)              

- Почему  ежа  назвали  "недотрога"?  ( до  него  нельзя  дотронуться  т. к. он  колючий ).                                                                                                                                                                          

-  А  ещё,  ребята,  "недотрогой"  называют   обидчивого,  капризного  человека.

До  него  тоже  нельзя  дотронуться  ни  рукой,  ни  сказать  ему  лишнего слова.  Он  сразу  обижается,  отказывается  играть  с  вами. А  в  нашем  классе  есть  недотроги?  На  экране  появляется  картинка -  ёж.

-   Итак,  на  прошлом  уроке  мы  говорили  о  еже.  Проверим,  сможете  ли  вы  узнать  ежа  по  описанию. (раздаю сигнальные карточки)

     Покажите  карточку  зелёной  стороной,  когда  услышите  правильную  фразу  о  еже  и  красной,  когда  фраза  не  правильная.

- Ёж  живёт  в  лесу.

- Тело  ежа  покрыто  мягкой  шерстью. ( Не правильно,  -  Тело  ежа  покрыто иголками.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Он  любит  насекомых,  грибы,  желуди.

- У него  есть  два  крыла.  ( Не правильно, - У ежа  четыре  лапки.)

- Если  он  свернётся  в  клубок,  нет  ни  головы,  ни  ног.

- Кто  хочет  рассказать  о  еже?

( Ёж живёт в лесу. Его тело покрыто иголками.   При опасности ёж свёртывается в колючий  комочек и до него нельзя дотронуться. Ёж  питается насекомыми, грибами, яблоками.)

Физ. мин.                  

3. Объяснение нового.

 а) вводная беседа, сообщение новой темы.

  Включаю  запись медвежьего рёва.

- Кто так рычит?   ( если ученики не догадываются, предлагаю  отгадать  загадку)

                              Он всю зиму  сладко спал, лапу бурую сосал,

                              А проснувшись, стал реветь. Этот зверь большой…  (медведь)                        

- Вот мы и повстречались  с  очень  опасным  животным – медведем. На экране картинка  - медведь.Сегодня   мы  будем  говорить  о  буром  медведе.  Тема нашего урока – «Бурый медведь». Медведя  знают  все.

А  что  значит  бурый?

 - Сегодня  на  уроке  вы  узнаете  об  этом.  А  ещё  нам нужно запомнить какие у него тело, лапы, морда, шерсть, чем  он  питается,  где  живёт. Вы готовы?    

б) рассказ учителя.

                  Медведь - хозяин  леса.  Это  очень  крупное (что значит крупное -большое),  сильное  животное.

В  высоту  он  может  достигать  2 – 3 метров. Одним  ударом  лапы  он  может сломать  спину  лосю.У  медведя вытянутая морда, маленькие глаза, маленькие уши, короткий хвост.

  - Какого  цвета  мех  у  медведя?  (коричневый)

 - Правильно,  но  на  самом  деле  он  бурый,  т.е.  коричневый  в  смеси  с  красным цветом.  Теперь  вы  понимаете,  почему    мы  говорим  о  буром  медведе?Это  значит,  что  мы  говорим  о  коричневом  медведе.

  - А  ещё  какого  цвета  бывают  медведи?  (белые) - картинка

   - А белого  медведя  можно  встретить  в  нашем  Брянском  лесу? (нет)

  -  Белые  медведи    живут  в  снегах,  а   бурые   живут  в  лесах.

    - Они  похожи? Чем?     ( у них  похоже  тело, т.д.)

    - Чем  они  отличаются?  (цветом)      - Что  медведь  делает  зимой? (Зимой  медведь  спит.)            

- Где, в  чём  спит  зимой  медведь?  (берлога)

Берлога  - вывешиваю определение на доску. картинка              

           Берлогу медведь  находит  заранее  и  обустраивает  её,укладывая  травой  и  листьями. Берлогой  может  стать  большая яма под  корнями  деревьев, свалившиеся  в  кучудеревья, небольшие пещерки в скалах. Вход в берлогу  медведь заваливает ветками и землёй. Зимой   у  медведицы  в берлоге появляется  потомство.

-  Как называют  детей  медведя? (медвежата)

  - Медвежата  рождаются  очень  маленькими и  до весны  подрастают,  питаясь  всю  зиму молоком  матери.

Медведицы  нежные  матери – три года они неразлучны со своими детёнышами: растят, воспитывают и обучают их.Три  зимы  медвежата спят  в  одной  берлоге  с матерью.И лишь потом расстаются.

   - Чем питаются медведи?

  Весной они предпочитают  молодую хвою и траву. Летом  и  осенью  – ягоды, фрукты, корешки.  Любит мишка насекомых, мелких мышей, рыбу, птичьи яйца – всё,  что можно добыть без усилий.

   Медведь – хищник, потому что может  охотиться  на  коз, овец,  и  даже  на  лосей. Но случается это очень редко,  в основном весной, когда  мало растительного корма. Медведь – большой  лакомка.  Мёд  любит  так,  что  даже  имя  своё  получил  из – за мёда. На экране:  мед – ведь   – ведает, т.е. знает, где мёд.       

4. Закрепление.

а) обобщающая беседа:

- К какой группе животных относится медведь? Почему?

- Какого  цвета  шерсть  у  медведя?

- Какое  у  медведя  тело,  морда?            

- Чем  питается медведь?

- Как зимует медведь?

- Когда у медведя  появляется потомство?

 - Медведь  хищник?

 Физ. мин.

  - Садитесь, посмотрите на экран.  Я подобрала  слова – действия.

На экране:                          спит

                                             лакомится (мёдом)

медведь                                 сосёт (лапу)

                                             едет

                                             грызёт (корешки)

- Что  лишнее? Что не   делает  медведь? (едет)

- Проверим.

- Дополните предложения любыми из этих действий:

            Зимой медведь ….. и  …….

            Летом медведь …   и ……..

- Итак, мы много узнали о медведе. Попробуем рассказать  о нём, используя слова – помощники.

На экране:

   Где живёт                                         лес, берлога

 Морда                                                   вытянутая

  Глаза                                                   маленькие

Мех                                                       бурый, густой

Хвост                                                   короткий

- Составьте полный  рассказ о медведе.

(Медведь  живёт  в  лесу.  Это дикое  животное.  У  медведя  вытянутая  морда,  маленькие  глаза.  Тело  медведя  покрыто  бурым,  густым  мехом. У  медведя  короткий  хвост. Зимой  медведь  спит  и  сосет  лапу.  Летом  грызёт  корешки  и  лакомится  мёдом.)

- Медведю понравилось, и он предлагает  вам  задание.  Составьте  голову  медведя  из  геометрических  фигур.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- О  ком  мы  говорили  на  уроке?

- Что  вам  запомнилось  больше  всего?

- Где  живет  медведь?       ( в лесу )

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».

На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Открытый урок по развитию речи 4 класс коррекционной школы II вида. Тема: "Составление плана к тексту «Осень»".

Урок  предназначен для учеников 4 класса коррекционной школы II вида.Тема урока: Составление плана к тексту «Осень».Цель урока:подготовить учащихся к написанию изложения «О...