Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
опыты и эксперименты

Доржиева Сэсэг Доржиевна

 Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorzhieva_s.d._pedchtenie.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доржиева Сэсэг Доржиевна

Преподаватель русского языка и литературы

«Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Цель: обмен опытом по заявленной теме.

         Мы, преподаватели, всегда хотим сделать уроки более интересными, запоминающимися для студентов. И перед нами встаёт вопрос: что нужно сделать для того, чтобы ребятам было интересно на уроке. А необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе продиктована самой жизнью: современные студенты живут в технологическом пространстве и в колледже, и дома. И педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, потому что цифровые технологии дают возможность повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.

Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель  по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Для этого необходимо изменить роль обучающегося: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Главной составляющей успешного обучения является мотивация обучающегося. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Мы используем электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернета. Цифровые технологии используются нами на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле.

Для сопровождения уроков русского языка и литературы сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые преподаватели  активно используют на уроках и во внеклассной деятельности. Перечислю их

  1. ЦОР по русскому языку – хорошие помощники учителя, они решают сразу несколько задач, в том числе облегчают обучащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым темам. Например: http://fcior.edu.ru/ 
  2. Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию обучащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Могут совершить путешествие по тому же маршруту, который проходили писатели или их герои.

Например: https://learningapps.org/display?v=pski720ok19 выявление знаний обучащихся

  1. С большим интересом наши обучающиеся работают на уроках, проводимых в форме игры. Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как оно выводится на экран. Кроме того, у обучающихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди студентов есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках. https://learningapps.org/display?v=ppcwyukyn19 

  1. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет обучающихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи прпеодавателя с обучающимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание обучающихся. https://onlinetestpad.com/ru

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучащиеся приобретают навыки:

·  целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

·  видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

·  выделять главное в информационном сообщении.

- Использование интерактивной доски

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

·  частичная замена деятельности преподавателя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании преподавателем  своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету.

·  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;

·  использование тренинговых программ для закрепления материала.;

·  использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;

·  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий обучащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости обучащихся по предмету;

- позволяет обучащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.

Единственное возможное препятствие возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашем колледже есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет, только нет в 10 кабинете.

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе. Наши студенты - это поколение визуалов, они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.

Таким образом, у обучащихся формируются ключевые компетентности:

·  умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

·  умение работать в группе;

·  умение находить информацию в различных источниках;

·  коммуникативная компетентность;

·  осознание полезности получаемых знаний и умений.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да и не нужно. Каждый преподаватель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

А теперь продолжите, пожалуйста, предложение (поделитесь своим мнением):
1.Мне было интересно………
2.ИКТ-уроки способствуют……..
3.Я задумался (ась)………..
4.Я считаю нужным……..
5. Я вижу перспективу….
6.Меня заинтересовало….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему:«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»...

Доклад на ШМО по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом объединении. В докладе говорится о том, что необходимо учитывать педаго...

Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....

2022 год Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы учителя по использованию цифровых технологий на уроках русского языка и литературы...

Педагогические чтения. Доклад на тему: "Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы"

Функциональная грамотность важна для каждого предмета и области науки....