Доклад на тему: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по теме
Доклад на тему:
«Инновационные технологии на уроках
русского языка и литературы»
МКУ СОШ №12
Учитель: Бращунова И. М.
г. Нижнеудинск, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_brashchunova_i_m.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Инновационные технологии на уроках
русского языка и литературы»
МКУ СОШ №12
Учитель: Бращунова И. М.
г. Нижнеудинск, 2014г.
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?
Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.
Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Технология-это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве.
(Толковый словарь).
Педагогическая технология-это продуманная
во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса
с безусловным обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя.
( В. М. Монахов)
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- опорный конспект (алгоритм – схема «Приставки на з и с»)
- эссе, сочинения – миниатюры (после первичного прочтения произведения)
Пример: Как вы соотнесете следующее высказывание по отношению к прочитанному произведению «человека лепит жизнь» (В. Распутин «Живи и помни»)
3. дидактические игры: найдите третье лишнее (вуаль, рояль, дочь)
магические квадраты
- графические диктанты (итог работы учащихся- построение графика, например, правописание приставок пре- и при- )
- ролевые игры (ученики в роли учителя)
- нетрадиционные формы домашнего задания(кроссворды, ребусы, индивидуальные карточки соседу, составление презентаций, графических диктантов)
- задания творческого характера (сочинить стихи, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать викторину )
- тесты
- исследование текста (доказать, что данный отрывок является текстом, найти его особенности, изобразительные средства языка и т. д. )
- кластер (рассказ «Муму» И. С. Тургенев, имя существительное)
Пример кластера
11. синквейн - «пять строк» - белый стих (синтезирует информацию)
пример синквейна
корень слова
значимый, главный
образует, находит, помогает
Без корня никогда не найдем слова, друзья!
познание
- создание проектов: «Сказочные события герои в литературе», их защита
- инсценирование (драматические произведения)
- сообщения учащихся («Мифы и легенды Древней Греции»)
- групповая дискуссия
- ключевые термины
- на этапе обобщения предлагаю вопросы для ответов в 2-3 предложениях:
- Какие новые знания приобрели?
- Какой вопрос еще остался не ясен?
18. ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)
V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы
Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу.
V | + | (-) | ? |
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?
Ответ прост-нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Доклад на тему: "Новые технологии на уроках русского языка и литературы"
Материал содержит методические рекомендации...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...
ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020
Игровые педагогические технологии Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...