Доклад на тему: "Новые технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Елинова Лилия Николаевна

Материал содержит методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon entacii_uchebnogo_materiala_ikt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад  на  тему:  «Новые информационные  технологии   на  уроках  русского  языка  и  литературы.

Учитель  русского  языка и  литературы:  Елинова  Лилия  Николаевна.

   Сегодня  нет  такого  преподавателя,  который  не  мечтал  бы  о  том,  чтобы  его  общение  с  учащимися  было  бы  увлекательным,  интересным,  эмоциональным,  а  главное – тем  ценным  приобретением,  которое  бы  ученики  смогли  преобразовать  в  собственное  мировосприятие  и  мироощущение.  Формирование  нового мышления  неразрывно  связано  с  тем  информационным  пространством,  в  котором  проживает  ученик,  в  котором  познаёт  окружающую  действительность,  в  котором  он  активно  действует.

   Эффективным  средством активизации  деятельности  учащихся  является  использование  информационных  технологий  в  образовательном  процессе.

   Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:

Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

увеличивает объем использования наглядности на уроке;

экономит время учителя при подготовке к уроку.

      Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием

 аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют   увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Такие уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

      Часто в свои уроки литературы я вставляю  музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству А.С.Пушкина, Ф. Тютчева  и других поэтов.

      Особенно удачным считаю использование презентаций при подготовке уроков литературы. Уроки проходят эмоционально, на высоком уровне. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя.  Особенно удачными уроками—презентациями учитель может пользоваться постоянно. Такие наработки есть и в моей учительской копилке .

       Стоит отметить и тот момент, что дети и сами создают презентации по предложенным темам. Небольшим и несложным заданием для группы ребят часто становится подготовка нескольких слайдов по биографии того или иного писателя, создание заочных экскурсий в дома—музеи мастеров русского слова («Царскосельский лицей», « Пушкин – начало  всех  начал», «У  войны  не  женское  лицо»).

 Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных.

    Основные  преимущества  ИКТ:  позволяет  разнообразить  формы  работы,  деятельность  учащихся,  активизировать  внимание,  повышает  творческий  потенциал  личности.

      В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить проект по творчеству Ф. М. Достоевского, И.С. Тургенева, проект "Чтобы  вырвать  век  из  плена». Очень интересный и самостоятельный проект представила моя ученица  по  теме: «Песнь  Волге» по творчеству  Н. Благова».

 

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических

статей, рефератов и т.д.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов,

которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

повышает качество обучения;

усиливает интерес к изучению предмета;

рационально распределять время урока.

      ИКТ  повышает темп  урока,  увеличивает самостоятельность  учащихся,  позволяет  отработать  практические  умения  и  навыки.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

      Я считаю  применение  информационных  технологий  необходимым  на  уроках  русского  языка, литературы  и  мотивирую  это  тем,  что  они  способствуют  индивидуализировать  процесс  обучения,  повышают  интерес  к  урокам,  активизируют  познавательную  деятельность  учащихся,  делают  урок  современным.

Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума,  урока-

экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

учащихся;

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

  В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской  Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему:«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Новые педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Применение педагогических технологий  на уроках словесности....

Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»...