Доклад на тему "Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы"
материал
ДОКЛАД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_keys-tehnlogii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарагольская средняя общеобразовательная школа» |
671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10
e-mail: sharagolshkola@gmail.com
Доклад на тему: «Кейс-технологии
на уроках русского языка и литературы».
Подготовила: Аносова А.А. учитель русского
языка и литературы
В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Это и стало первым моментом появления кейс-технологии. Мировую известность она получила лишь в 70-80-е годы. Российские преподаватели тоже старались идти в ногу со временем и также в начале 80-х годов начали применять данную технологию на своих занятиях, но особый виток развития все-таки приходится на середину 90-х годов. Это связано с реформами в экономике нашей страны, что породило увеличение потребности в специалистах, умеющих действовать в ситуациях риска, принимающих быстрые, но верные решения, чему и учит кейс-метод. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности.
Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд
важнейших задач:
1) повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
2) развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
3) развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
4) развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
Теоретической базой стали труды В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения», О.Г.Смоляниновой о дидактических возможностях кейс-метода, Е.С.Заир-Бек о межгрупповом взаимодействии, статьи В.Давиденко и Б.Е.Андюсева. А также практический опыт Н.В.Галдиной, учителя русского языка и литературы 1 категории г.Озерска и статья Т.С.Дзатцеевой из электронного журнала «1 сентября».
Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:
• обучение в малых группах (4 – 5 человек);
• перед каждой группой ставится одна и та же задача;
• задача не должна иметь однозначного решения;
• обязательное наличие информационного материала;
• при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;
• обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.
При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.
Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:
- подбор ситуации и материала к ее решению;
- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.
В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:
- знакомство с кейсом;
- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;
- групповое обсуждение пути решения;
- демонстрация решения своей группы;
- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).
Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу. Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.
Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.
Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними.
Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:
1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?
При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к
кейсу и усиливает мотивацию работы с ним. Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Ребята слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии. Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.
С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Например, на уроке в 9 классе при изучении повести «Бедная Лиза» перед учащимися ставлю кейс-задачу: предложите свой вариант решения проблемы между главными героями, если бы события происходили в 21 веке. На уроке в 5 классе «Пословицы и поговорки» применяю прием «Мусорная корзина». При реализации этого метода участникам игры мной предлагается к рассмотрению набор кейсов с отдельными строками из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей законченное по смыслу высказывание. Кейс-задачи на уроке часто соотношу с современностью: если бы
Евгений Онегин жил в наше время, кем бы вы его считали: личностью или посредственностью. Или: мог бы Чичиков подобную аферу провернуть в наши дни?
На уроках русского языка применяю метод разбора деловой корреспонденции. Например, на уроке по закреплению темы «Склонение имён числительных» каждому ученику предлагаю несколько кейсов со статьями, которые содержат имена числительные. Необходимо отредактировать тексты, записав числовое выражение словами.
Так же применяю кейс-технологию на уроках при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
1 ступень – введение в задачу: деление на рабочие группы по 3-5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» (он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного
текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации выдаются каждой группе).
3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.
5 ступень – сравнительный анализ: в рабочей тетради находится предложенный для работы текст (каждой группе разные варианты), выбираются из предложенных формулировок правильный вариант или определяют правильность выбранной кем-то проблемы.
6 ступень – презентация решений: написание сочинения-рассуждения.
Кейс-метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего- либо, а кейс-технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.
Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения.
Список литературы
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.
3. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....
Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"
В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"
Методическая разработка включает:1. Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....
Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"
В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....
Доклад Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности
Исследовательская деятельность на уроках...
Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ....
Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы....