Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Формирование учебно–познавательной компетенции может происходить по двум основным каналам: само содержание учебного предмета и путем определенной организации познавательной деятельности.
Формирование учебно–познавательной компетенции через содержание учебного предмета. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. И здесь нам на помощь приходят занимательные задачи. Ученики испытывают удивление, когда решают или составляют сами (с опорой на данные) такие задачи.
9 класс. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?” Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел? Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050 Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии. Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
5 класс Тема «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» Учащимся предлагается задача: «Пятачок съел 10 баночек меда по 0,65 кг в каждой, а Вини Пух 100 горшочков по 0,84 кг в каждой. Сколько кг меда съел каждый?» Учащиеся знают, что для решения задачи нужно выполнить следующие действия: 0,65 х 10 и 0,84 х 100. Но они пока еще не умеют выполнять умножение десятичных дробей на 10 и 100, тогда учащимся предлагается выполнить упражнение: «Найти закономерность при выполнении умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. 3,582 х 10 =35,82 3,582 х 100 = 358,2 3,582 х 1000 = 3582, 0,15 х 10 = 1,5 0,15 х 100 =15 0,15 х 1000 = 150,»
Формирование учебно–познавательной компетенции путем определенной организации познавательной деятельности. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) в 5-6 классах можно дать следующие задачи: 1)Нахождение периметра: Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м. 2) Координатная плоскость: Соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура. В координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты точек – узлов.
Следующим из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является организация исследовательской деятельности школьников на уроках математики. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо поставить его в такие условия, в каких бывает ученый в момент открытия.
Например, 8 класс. Тема «Теорема о сумме внутренних углов выпуклого многоугольника». Для создания проблемной ситуации предлагаем практическую работу: 1.Измерить углы треугольника, четырехугольника, пятиугольника и шестиугольника, результаты занести в таблицу 1 Число сторон многоугольника n Сумма углов 3 180 4 360 5 540 6 720
2. Возникает проблема: нельзя ли вывести общую формулу для вычисления суммы углов n-угольника? Попробуем систематизировать полученные данные, опираясь на углы 90 и 180, так как они используются для характеристики всех видов углов известных восьмиклассникам (табл. 2 и 3). Таблица 2 n Сумма углов Сравниваем с углом в 90 Сравниваем с n 3 180 90 х 2 n-1 4 360 90 х 4 n 5 540 90 х 6 n+1 6 720 90 х 8 n+2
Таблица 2 n Сумма углов Сравниваем с углом в 90 Сравниваем с n 3 180 180 х 1 n-2 4 360 180 х 2 n-2 5 540 180 х 3 n-2 6 720 180 х 4 n-2 Закономерность найдена осталось составить формулу : 180 х (n-2)
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Практика работы в школе убедила нас в том, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно-познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над со...
Обобщение опыта на тему "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики"
Учеными-педагогами выделяются следующие виды компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная.Используя компетентностный подход, можно нап...
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроке математики
Данная работа проводилась в рамках самообразования....
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
Данная работа является исследованием роста учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...
Мастер-класс "Формирование учебно-познавательных компетенции на уроках математики посредством работы с информацией"
Формирование универсальных учебных действий посредством работы с информацией на уроках математики.(Слайд1)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я работа...
Обобщение опыта по теме самообразования " Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики"
Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебн...
Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий
Этот материал представляет из себя выступление на ШМО учителей естественно - математического цикла на тему:«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством прим...