Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
статья по теме
В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirov_kompetenciy_po_matem.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ им. А.И. Панкова
МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с. Головинщино
Формирование
учебно-познавательных компетенций
на уроках математики
Подготовила: Лунькова Л.В.
Идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Перевод образования на современный интенсивный путь конструктивно ориентирует не столько на усвоение знаний, сколько на способы усвоения, на “научение способам мышления”, на развитие познавательных, творческих сил ребенка.
Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Поэтому перед школой стоит задача не только в том, чтобы передать следующим поколениям знания, ценности, умения, навыки, но и в том, сумеет ли она подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни предшествующих поколений.
В итоге система образования, и, прежде всего общеобразовательная, оказалась перед необходимостью в очередной раз искать ответ на традиционные педагогические вопросы: чему учить? и как учить?
Ясно, что выпускник школы должен быть не унифицированной личностью, а личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т.д.
Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. «Мышление начинается с удивления» - так сказал 2500 лет назад Аристотель. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т.е., стараюсь перевести школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Приведу примеры нескольких игр, проводимых мной в 5 классе.
1. Игра «Угадай слово» используется мной обычно при закреплении материала
по любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел». Дается задание:
Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.
Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.
2. Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.
Например, в 5 классе на этапе устного счета мною дается задание:
Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и
3 | 2 | 7 | 9 | 5 |
1 | 4 | 3 | 1 | 9 |
1 | 7 | 2 | 6 | 8 |
9 | 5 | 3 | 2 | 1 |
1 | 5 | 7 | 4 | 3 |
Правильный ход:
3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45
3. Игра «Эстафета»
1. Вычислите
2. Чему равно
3. Наименьшее значение функции
4. Решить уравнение
5. Вычислить 4+
Ответ:
Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.
1. Раздаю учащимся развертки многогранников и даю задание – собрать модель многогранника и исследовать его простейшие свойства. Результаты исследования оформить в таблицу.
2. Можно предложить учащимся одну и ту же геометрическую задачу решить различными способами, это также вызывает у учащихся большой интерес. Например, в 9 классе, при повторении решаем такую задачу: «В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а боковая сторона равна 13 см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».
Не последнюю роль в формировании познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся. С 5 класса даю такие задания: написать сочинение «Для чего нужна математика?», придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка. Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая мотивацию к учению, интерес к предмету.
В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества, создает условия роста, успеха, самопознания личности - использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения.
Использование интерактивной доски:
для диагностики качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Во внеурочной работе приходится учитывать специфические особенности, такие как, отсутствие параллельных классов, небольшая наполняемость классов, а следовательно небольшое количество детей, интересующихся математикой и желающих ею заниматься во внеурочное время. Поэтому здесь большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является неделя математики с охватом большого количества учащихся. В рамках таких недель были проведены игры «Математика и поэзия», «Кто хочет стать миллионером?», «Многоликая математика», «Математики в гостях у сказки» и др. Я думаю, что всё это не проходит бесследно.
Особенно эффективно учебно-познавательный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а также при проблемном способе изложения новой темы: я создаю такую проблему, чтобы, решая ее, ребенок опирался на свой личный опыт. Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, свойства прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) я предлагаю учащимся решить следующие задачи:
-Можно ли из стальной проволоки длиной 3,5 м согнуть обруч, диаметр которого равен 1, 52 м?
-Как сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея только нить?
-Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4дм и 3, 5 дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ. Некоторые из этих задач могут решать даже пятиклассники (В1 и В2) Например:
В1: Сырок стоит 5 руб. 40 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 40 рублей?
В1: Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
1) Сначала мы с вами высчитаем с помощью определенного интеграла, сколько воздуха потребляет в сутки человек:
2) Какова масса планеты Земля?
5 2х = 1/5 –104 5 2х =(5-1) – 104 52х = 5104 2х = 104 х = 52 ( млн.т. )
3)Сколько кислорода содержится в воздухе? Для этого необходимо вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
У = 3х 2 +4х ;Х = 0; Х = 2;
Решение:
Я читаю предложения, а вы поднимаете зеленую или красную карточки.
- Функция у =2х монотонно возрастает. ( Да)
- Областью определения показательной функции служит множество действительных чисел. (Да)
- Областью значений показательной функции служат все положительные числа. ( Да)
- Функция 1/2 х монотонно возрастает. (Нет)
- При перемножении двух степеней с одинаковым основанием показатели степени складывают. (Да)
- При возведении степени в степень показатели складываются. (Нет)
- График показательной функции всегда пересекает ось абсцисс в точке (0,1). (Да)
- Существует такое число, что ах =-1.(Нет)
- График показательной функции проходит в 1 и 3 четвертях. (Нет)
- При делении двух степеней с одинаковым основанием степени вычитаются. (Да)
- На территории района Х произошла авария, разгерметизирована емкость с хлором.
Ребятам раздаются карточки для программируемого контроля.
Задание №1. Вычислить площадь зараженной территории, если она ограничена линиями:
У= -х2+1;У=0; х=-1; х=1.
Задание №2. Определите радиус опасной для человека зоны, если он является корнем показательного уравнения:
(3/7)3х+1 = (7/3)5х-3
Задание №3. Вычислить длину веревки для ограждения опасной зоны, если ее длина является наибольшим из корней показательного уравнения:
100 х - 11·10 х + 10 =0
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». К.Д. Ушинский.
Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...
План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»
Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...