Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
статья по алгебре (7 класс) на тему
Данная работа является исследованием роста учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebno-poznavatelnoy_kompitentsii._doc.docx | 72.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Белова Юлия Николаевна учитель математики г. Усть-Илимск «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Формирование учебно-познавательной компетенции
на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс.
Содержание:
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Учебно-познавательная компетенция
2.2.Принципы разновозрастного обучения
2.3.Формирование учебно-познавательной компетенции в разновозрастных группах
2.4.Анализ результатов сравнения учебно-познавательной компетенции за 2012-2013 учебные годы.
3.Заключение
Введение
В моей педагогической практике мне представилась возможность сравнить учебно-познавательную компетенцию обучающихся традиционных общеобразовательных классах и обучающихся разновозрастных групп. Наше образовательное учреждение образовалось в 2012 году. Разновозрастные группы, в которых я работала учителем математики в 2012-2013 учебном году, состояли из учащихся, прибывших из различных общеобразовательных школ.
Разновозрастное обучение предусматривает взаимодействие учащихся разных возрастов и разной степени подготовленности по предмету, которое можно организовать при работе в малых группах постоянного или переменного состава. Я как учитель столкнулась с такой проблемой, как организация учащихся при работе в таких группах. Ребята не шли на контакт, стеснялись выразить собственное мнение, с трудом устанавливали причинно-следственные связи.
Разность возрастов, боязнь высказать неверное решение той или иной проблемы мешает учащимся в собственном разностороннем развитиии. Для развития учебно-познавательной компетенции необходимо регулярное общение, в основе которого лежит совместное осмысление и обобщение материала, постановка единой цели и выделение задач для её решения, ролевая игра «учитель-ученик» (причём роли учителя и учеников должны регулярно меняться). На мой взгляд, в такой атмосфере создаётся ситуация успеха, ученику предоставляется возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности. Совместное осмысление и обобщение материала, нахождение путей решения той или иной задачи дают возможность научить ребят сотрудничать, благодаря чему создаётся благоприятная атмосфера общения учащихся разных возрастов.
Целью моей работы является исследование формирования учебно-познавательной компетенции в разновозрастной среде.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;
- выделить основные виды и формы работы, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции;
- применить различные формы и методы работы на уроках математики, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.
- сравнить результаты проведённого исследования за первое полугодие 2012 и 2013 года.
-проанализировать результативность проведенного исследования.
Гипотеза: обучение в разновозрастной среде положительно влияет на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.
Основная часть.
1.Учебно-познавательная компетенция.
А. Хуторский:
Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.
Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека
Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:
- ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Ключевые слова в характеристике учебно-познавательных компетенций:
- Искать: опрашивать окружение, консультация учителя, получение информации;
- Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и выработать своё собственное мнение;
- Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;
- Приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
- Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
2. Разновозрастное обучение
Я работаю в разновозрастных группах, состоящих из подростков возраста 7-9 классов, состав которых меняется ежегодно. Для изучения математики в этих группах составлена специальная программа, состоящая из трех модулей (количество модулей программы = количеству возрастов, объединенных одной разновозрастной группой) в основе которой лежит концентрированное обучение. Концентрированное обучение в нашем образовательном учреждении предусматривает изучение всего содержания образования по математике 7-9 класса за один год (модуль). Таким образом, содержание образования всех трех модулей программы не отличается друг от друга, но ежегодно этот материал рассматривается с иной стороны, чем в предыдущем или последующем модуле.
Наблюдение показывает, что, как правило, в последний год обучения, имея необходимый багаж знаний, ученик вполне может стать помощником «учителем» для ребят, обучающихся первый год. Но при этом бывает и исключения, когда учащийся первого или второго года обучения в разновозрастной группе «вполне созрел» для роли учителя по тем или иным вопросам, которые он усвоил на достаточно высоком уровне.
Разновозрастное обучение основано на взаимодействии учащихся разных возрастов, а значит иной степенью социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками.
Для старших или более «продвинутых» учеников оказание помощи другим обучающимся – это не только повторение пройденного материала, необходимое в любом обучении, но осмысление его на более высоком, творческом уровне. При этом, зачастую такой учащийся, который по всем психологическим исследованиям имел статус отчужденного, приобретает авторитет среди учащихся и переходит в предпочитаемые, а иногда и становится лидером.
В одновозрастной среде дети из года в год общаются исключительно со сверстниками, причем чаще всего с одними и теми же (коллектив класса). В этом случае, сложно говорить о каком либо взаимодействии с людьми разных компетенций. При обучении в разновозрастной среде ежегодно происходит смена состава группы. После выпуска старших учащихся группы, на смену им приходят младшие ребята. Тем самым, уже само это «действие» - ежегодная смена состава группы развивает коммуникативные компетенции учащихся, способствует способности и умению контактировать с малознакомыми людьми, устанавливать дружеские и «производственные» отношения.
Таким образом, любая система разновозрастного обучения обеспечивает:
- естественную социализацию;
- способность к взаимодействию с людьми разной компетенции;
- способность легко и без ущерба для личности признавать чужую компетенцию;
- способность строить самостоятельную систему компетентности без оглядки на внешние образцы (строить уникальное собственное сочетание навыков и способностей);
- способность самостоятельно определять для себя задачи;
- способность любую задачу решать наиболее приемлемым для себя способом;
Принципы организации образовательного процесса в разновозрастных группах:
-Творческое взаимодействие;
-Взаимообучение;
-Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения и воспитания учащихся разного возраста;
-Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста;
-Оптимальность возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии;
-Педагогизации учебной деятельности детей;
-Разнообразия динамики и вариативности учения;
В ходе разновозрастного обучения меняется ролевая позиция ребенка через передачу ему некоторых педагогических функций.
Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организовать опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец поведения, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой. При этом совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, формируются современные ключевые компетентности (умения приобретать знания из различных источников, умения планировать, координировать индивидуальную самостоятельную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту; умения и навыки общения, изложения своих мыслей, аргументированного спора, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов и др.), что определяет качество современного образования.
Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.
3.Формирование учебно-познавательной компетенции в разновозрастных группах
Одной их основных форм организации учебной деятельности при разновозрастном обучении является работа в группах малого состава.
При организации такой формы работы важно учитывать уровень знаний учащихся.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
– Самостоятельная работа учащихся по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.(работа с маршрутным листом)
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий, математических фокусов.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.
- Ведение оценочной деятельности внутри групп и т.д.
Принцип разновозрастного обучения позволяет применить все вышеперечисленные методы обучения.
При разновозрастном обучении принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, "развивающую среду", в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, так как она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Все функции данного предмета гораздо быстрее и надёжнее формируются при разновозрастном групповом общении, что обеспечивает разновозрастное обучение.
Анализ результатов сравнения учебно-познавательной компетенции за 2012-2013 учебные годы.
Применяя основные формы и методы обучения в разновозрастном коллективе в течение года, было очень интересно наблюдать и констатировать то, как «растут» знания, интерес, коммуникативные способности учащихся. Для того чтобы определить уровень сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся, я использовала следующие методики и инструментарий.
Методики и инструментарий для оценки уровня сформированности учебно-познавательной компетенции
- результаты наблюдения;
-результаты исследования мотивации учащихся;
-анализ качества обученности;
Результаты наблюдений показали, что процент активности учащихся на уроках математики вырос. На первом этапе исследования (сентябрь-декабрь 2012 года) при работе в группах из всего количества участников малой группы (в среднем это 5 человек) активную позицию занимал 1 человек (20%), соответственно это был тот, кто являлся консультантом в группе. Остальные ребята занимали место пассивного слушателя. Уровень активности в 2013 году значительно вырос. Активность группе проявляют 3-4 (60%-80%) человека. Причём отрадно было наблюдать то, что как мне казалось «безнадежные» ребята, которые ранее не проявляли себя никак, стали активными участниками обсуждений решения задач в своих группах. Сейчас почти каждый из учащихся старается проявить свои возможности в помощи, объяснении материала другим участникам группы, принять активное участие в дискуссиях, обсуждениях, совместном решении задач. Благодаря этому повышается интерес к математике, а соответственно и качество обученности.
Хочется так же отметить рост уважительного отношения участников групп друг к другу, умение слышать и слушать мнение окружающих. В разновозрастном коллективе формируются благоприятная доброжелательная, плодотворная, рабочая атмосфера.
Таким образом, средний процент вовлечения учащихся в активную деятельность вырос на 40%-60%.
Измерение мотивации к изучению предмета показало, что отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся: 2012год высокая – у 34%, средняя - 42% низкая - 24% учащихся; 2013 год высокая – у 47%, средняя - 48%, низкая - 5% учащихся.
Анализ качества результатов обучения за 2012 2013 год показал рост качества знаний на 20%. На мой взгляд, этому в большей мере способствовало разновозрастное обучение.
Заключение
Анализ результатов за 2012-2013 учебные годы показал, что уровень сформированнности учебно-познавательной компетенции имеет положительную динамику. Мною получены следующие промежуточные результаты:
- 1. Отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся.
- 2. Наблюдается сформированность у школьников умение видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.
- 3. Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам)
Считаю, что разновозрастная среда в большей степени способствует формированию учебно-познавательной компетенции, способствуют росту личностного развития учащихся. Таким образом, выдвинутая мною гипотеза оправдана.
Работу по изучению влияния разновозрастной среды на формирование компетенций я намерена продолжить и дальше.
Список литературы:
1. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. – М.: АПКиППРО, 2006.
3. Коробкова В. В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Пермь, Учебное пособие/Перм. Гос. Пед. Ун-т., 2001.
4. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования.// Народное образование №8, - 2001, с.77-88.
5.http://konf.uiuniver.ru/konf2/matematika-informatika-fizika-voprosy/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy
6. http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В ин...
«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в рамках ФГОС
Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные....
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...