Обобщение опыта по теме самообразования " Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики"
статья по теме
Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.
Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
Моя тема самообразования «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике»
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
В ходе изучения данной темы , я поставила ряд задач:
- Изучить теоретические понятия, такие как компетенция, проблемная ситуация, познавательный интерес.
- Изучить методы и приемы в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
- Применять основные технологии при формировании учебно-познавательной компетенции в практической деятельности учителя.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для нас в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними ответить на поставленный вопрос и при такой работе эффективно использовать один из приемов такой, чтобы учащиеся работали по определенной схеме или алгоритму.
И перед собой на первом этапе изучения данной темы я поставила цель применять алгоритм на уроках математике.
Что такое алгоритм? Как применять данный прием на уроках математики?
Составление пошагового описания процесса решения задачи называется алгоритмизацией, а алгоритмом называется конечный набор правил, расположенных в определенном логическом порядке, позволяющий ученику решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.
Составление алгоритмов и вопросы их существования являются предметом серьезных математических исследований. Алгоритм должен удовлетворять определенным требованиям. Принято выделять следующие семь:
1. Наличие постановки решаемой задачи.
2. Наличие вывода результата выполнения.
3. Однозначность.
4. Общность – алгоритм предназначен для решения некоторого класса задач.
5. Корректность – алгоритм должен давать правильное решение задачи.
6. Конечность – решение задачи должно быть получено за конечное число шагов.
7. Эффективность решения задачи –правильно сделанный вывод .
Свойства алгоритма:
1. Массовость – алгоритм должен описывать круг однотипных задач, исходные данные которых могут изменяться в определенных пределах.
2. Детерминированность – это обусловленность всех шагов алгоритма потребностью решения данных задач, т.е. строго выполняется последовательность действий до появления результата.
3. Понятность – предписания алгоритма должны быть сформулированы так, чтобы они понимались одинаково всем учащимся, т.е. они должны быть однозначно понятны.
4. Дискретность – четкое разделение всего пути решения задачи на отдельные этапы (шаги) так, чтобы ход выполнения алгоритма проходил поэтапно, вовремя корректируя действия учащихся.
5. Результативность – точное выполнение предписаний алгоритма должно привести к результату за заданное количество шагов.
Всякий человек при планировании деятельности обязательно выполняет две операции:
1. Оценивает исходные данные заданной задачи.
2. Прогнозирует результат .
Алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения, определения действий исполнителя подразделяются следующим образом:
- Вероятностный (стохастический) алгоритм дает программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата.
- Эвристический алгоритм (от греческого слова «эврика») — это такой алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания. В этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы принятия решений, основанные на аналогиях, ассоциациях и прошлом опыте решения схожих задач.
- Линейный алгоритм — набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.
- Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого ЭВМ обеспечивает переход на один из двух возможных шагов.
- Циклический алгоритм — алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) Над новыми исходными данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов. Цикл программы — последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторому условию.
- Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) — алгоритм, ранее разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи. В некоторых случаях при наличии одинаковых последовательностей указаний (команд) для различных данных с целью сокращения записи также выделяют вспомогательный алгоритм.
Алгоритм можно задать несколькими способами:
- — словесным, то есть записью последовательности действий на естественном языке;
- — графическим, с помощью специальных графических символов;
- — формульным, то есть с помощью математических формул, которые определяют порядок вычислений;
- — табличным, и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.
При изучении данной темы я использовала изученный теоретический материал и применила его к урокам математики в 5 и 6 классах и хочу вам их продемонстрировать.
Урок закрепления по теме «Масштаб» в 5 классе по учебнику Мордковича А.Г. и Зубаревой И.И
Цели урока: повторить определение расстояния между двумя точками; показать применение масштаба в повседневной жизни; развивать в детях умение работать в коллективе и воспитывать в детях уверенность в себе; развивать интерес к математике и показать связь математики с другими науками, в частности с географией.
На первом этапе урока решается задача на нахождение расстояния от г. Тайшета до г. Иркутска.
Задание найдите расстояние г. Тайшета до г. Иркутска , если скорость машины составляет 52км/ч, а время ее прохождение по трассе 13ч.
Ответ: 676 км.
На втором этапе по заданному алгоритму находим кратчайшее расстояние от г. Тайшета до г. Иркутска.
Возникла проблема почему расстояние получилось разное ? Почему?
Ответ: Масштаб задан неверно для карт, взятых из интернета.
Делаем вывод: чем отличается кратчайшее расстояние между двумя точками от расстояния движения по маршруту?
Урок закрепление в 5классе «Площадь треугольника»
Цель: развивать умение находить площадь различных треугольников.
На первом этапе урока дается задание На доске записаны формулы и вид треугольника:
S=NK*LM:2, треугольник тупоугольный;
S=DC*AB:2, треугольник остроугольный;
S=PH*EF:2, треугольник прямоугольный.
И раздается карточка с заданием, где само задание уже является алгоритмом:
Построить треугольник заданного вида. Опустить в треугольнике высоту. Обозначить треугольник и высоту таким образом, чтобы данная формула соответствовала нахождению площади для этого рисунка.
На втором этапе учащимся раздаются макеты треугольников, и дается задание: найти площадь треугольника и записать алгоритм нахождения площади треугольника.
Это задание формирует у учащихся мат. речь, и умение описывать выполняемые действия.
Урок изучения нового материала «Длина окружности» в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
Цели урока: Актуализировать знания учащихся об окружностях и ее элементах; вывести формулу длины окружности по длине ее диаметра и радиуса.
Учащиеся работают по парно: на уроке учащимся раздаются макеты цилиндров.
Учащимися выполняется работа по заданному алгоритму.
- Взять нитку и обмотать вокруг цилиндра (стакана).
- Измерить длину нити. (С- длина окружности)
- Найти диаметр окружности данного цилиндра.
- Найти отношение длины окружности к ее диаметру
- Сделать вывод ответив на вопросы:
От чего зависит длина окружности?
Пропорциональна ли длина окружности длине ее диаметра?
Каким числом выражается пропорциональность длины окружности к длине ее диаметра?
Результатом моей работы является анкетирование учащихся
Анкета №1 «Зачем я изучаю математику?»
Цель: выявить отношение к математике, мотивы её изучения.
Содержание.
- .Что значит для тебя школа?
- . Какие предметы тебе больше нравится изучать?
- . Твоё отношение к математике.
- . Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?
- . Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?
- . Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)
- . Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?
- . Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?
- . Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?
- . Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?
- Как ты выполняешь домашнее задание?
- Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?
Обработка результатов: ответы на вопросы анкеты дают представление об отношении к математике - положительном, нейтральном, отрицательном.
В начале года
класс | Положительное | Нейтральное | Отрицательное |
5 | 22 | 15 | 14 |
6 | 17 | 13 | 4 |
В III четверти проводилось то же самое анкетирование и результаты опроса стали следующие:
класс | Положительное | Нейтральное | Отрицательное |
5 | 30 | 19 | 2 |
6 | 19 | 14 | 1 |
При сравнении данных таблиц результаты изменились качественно, но посмотрим динамику уже в конце года, что даст окончательный результат.
Также мною было про диагностировано выполнение домашних работ в 5 классе с применением алгоритма:
Я сравнила результаты домашних работ: первая группа выполняла домашнею работу только с использованием учебного материала в учебники, а второй группе выполнение домашней работы выдавалась с помощью памятки - алгоритма. И в ходе этой работы было выявлено, что качественно справились с выполнением домашнего задания вторая группа, первая подгруппа тоже справилась, но помощь оказывали родители.
Учебный материал в учебники | 18 чел. | 35% |
Памятка- алгоритм | 33чел. | 65% |
Опираясь на данные результаты, я для себя сделала следующие выводы:
В процессе учебы алгоритм помогает учащимся лучше усваивать материал. Одним из этапов работы является работа с алгоритмом. И выделяю несколько этапов:
1 этап Составление ориентировочной основы действий по применению правила. На этом этапе вместе с учащимися решаем, какими аспектами будет охарактеризован наш первый шаг, и в каком порядке мы его будем выполнять.
2 этап Приступаем к обработке нашей задачи с использованием алгоритма, при этом подробно описываем каждый шаг, который входит в состав нашей операции.
3 этап Материал излагается устно, причем без использования зрительной поддержки памяток. В результате – возрастает быстрота выполнения заданий. Для окончательного запоминания алгоритм записывается в тетрадь или выдаются памятки.
Дети используют эти алгоритмы на каждом уроке для окончательного запоминания. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся.Для более живого восприятия, активизации внимания, повышения интереса к определенной теме, можно использовать алгоритмы и правила. Применение алгоритмов способствует развитию культуры устной и письменной математической речи, характеризующееся точностью, лаконичностью, последовательностью. Использование алгоритмов позволяет увеличивать объём самостоятельной работы и возможности индивидуализации обучения. Применение данного подхода подтверждает эффективность запоминание и усвоение учебного материала. При использование на уроках математики такого рода занимательного материала, дети не только лучше осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические формулировки, термины, но у них постепенно увеличивается объём слухового запоминание, развивается смысловая память, закладываются предпосылки для рационального использование сил и времени.
Я продолжу изучать тему самообразования «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике» и обобщу опыт своей работы на одном из районных методических объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_kak_odin_iz_priemov_v_formirovanii_uchebno.docx | 36.95 КБ |
prezentatsiya2.pptx | 961.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Тайшета
Доклад
«Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики.»
Докладчик учитель математики: Кальянова Наталья Михайловна
Тайшет, 2014г.
Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.
Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
Моя тема самообразования «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике»
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
В ходе изучения данной темы , я поставила ряд задач:
- Изучить теоретические понятия, такие как компетенция, проблемная ситуация, познавательный интерес.
- Изучить методы и приемы в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
- Применять основные технологии при формировании учебно-познавательной компетенции в практической деятельности учителя.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для нас в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними ответить на поставленный вопрос и при такой работе эффективно использовать один из приемов такой, чтобы учащиеся работали по определенной схеме или алгоритму.
И перед собой на первом этапе изучения данной темы я поставила цель применять алгоритм на уроках математике.
Что такое алгоритм? Как применять данный прием на уроках математики?
Составление пошагового описания процесса решения задачи называется алгоритмизацией, а алгоритмом называется конечный набор правил, расположенных в определенном логическом порядке, позволяющий ученику решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.
Составление алгоритмов и вопросы их существования являются предметом серьезных математических исследований. Алгоритм должен удовлетворять определенным требованиям. Принято выделять следующие семь:
1. Наличие постановки решаемой задачи.
2. Наличие вывода результата выполнения.
3. Однозначность.
4. Общность – алгоритм предназначен для решения некоторого класса задач.
5. Корректность – алгоритм должен давать правильное решение задачи.
6. Конечность – решение задачи должно быть получено за конечное число шагов.
7. Эффективность решения задачи –правильно сделанный вывод .
Свойства алгоритма:
1. Массовость – алгоритм должен описывать круг однотипных задач, исходные данные которых могут изменяться в определенных пределах.
2. Детерминированность – это обусловленность всех шагов алгоритма потребностью решения данных задач, т.е. строго выполняется последовательность действий до появления результата.
3. Понятность – предписания алгоритма должны быть сформулированы так, чтобы они понимались одинаково всем учащимся, т.е. они должны быть однозначно понятны.
4. Дискретность – четкое разделение всего пути решения задачи на отдельные этапы (шаги) так, чтобы ход выполнения алгоритма проходил поэтапно, вовремя корректируя действия учащихся.
5. Результативность – точное выполнение предписаний алгоритма должно привести к результату за заданное количество шагов.
Всякий человек при планировании деятельности обязательно выполняет две операции:
1. Оценивает исходные данные заданной задачи.
2. Прогнозирует результат .
Алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения, определения действий исполнителя подразделяются следующим образом:
- Вероятностный (стохастический) алгоритм дает программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата.
- Эвристический алгоритм (от греческого слова «эврика») — это такой алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания. В этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы принятия решений, основанные на аналогиях, ассоциациях и прошлом опыте решения схожих задач.
- Линейный алгоритм — набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.
- Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого ЭВМ обеспечивает переход на один из двух возможных шагов.
- Циклический алгоритм — алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) Над новыми исходными данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов. Цикл программы — последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторому условию.
- Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) — алгоритм, ранее разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи. В некоторых случаях при наличии одинаковых последовательностей указаний (команд) для различных данных с целью сокращения записи также выделяют вспомогательный алгоритм.
Алгоритм можно задать несколькими способами:
- — словесным, то есть записью последовательности действий на естественном языке;
- — графическим, с помощью специальных графических символов;
- — формульным, то есть с помощью математических формул, которые определяют порядок вычислений;
- — табличным, и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.
При изучении данной темы я использовала изученный теоретический материал и применила его к урокам математики в 5 и 6 классах и хочу вам их продемонстрировать.
Урок закрепления по теме «Масштаб» в 5 классе по учебнику Мордковича А.Г. и Зубаревой И.И
Цели урока: повторить определение расстояния между двумя точками; показать применение масштаба в повседневной жизни; развивать в детях умение работать в коллективе и воспитывать в детях уверенность в себе; развивать интерес к математике и показать связь математики с другими науками, в частности с географией.
На первом этапе урока решается задача на нахождение расстояния от г. Тайшета до г. Иркутска.
Задание найдите расстояние г. Тайшета до г. Иркутска , если скорость машины составляет 52км/ч, а время ее прохождение по трассе 13ч.
Ответ: 676 км.
На втором этапе по заданному алгоритму находим кратчайшее расстояние от г. Тайшета до г. Иркутска.
Возникла проблема почему расстояние получилось разное ? Почему?
Ответ: Масштаб задан неверно для карт, взятых из интернета.
Делаем вывод: чем отличается кратчайшее расстояние между двумя точками от расстояния движения по маршруту?
Урок закрепление в 5классе «Площадь треугольника»
Цель: развивать умение находить площадь различных треугольников.
На первом этапе урока дается задание На доске записаны формулы и вид треугольника:
S=NK*LM:2, треугольник тупоугольный;
S=DC*AB:2, треугольник остроугольный;
S=PH*EF:2, треугольник прямоугольный.
И раздается карточка с заданием, где само задание уже является алгоритмом:
Построить треугольник заданного вида. Опустить в треугольнике высоту. Обозначить треугольник и высоту таким образом, чтобы данная формула соответствовала нахождению площади для этого рисунка.
На втором этапе учащимся раздаются макеты треугольников, и дается задание: найти площадь треугольника и записать алгоритм нахождения площади треугольника.
Это задание формирует у учащихся мат. речь, и умение описывать выполняемые действия.
Урок изучения нового материала «Длина окружности» в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
Цели урока: Актуализировать знания учащихся об окружностях и ее элементах; вывести формулу длины окружности по длине ее диаметра и радиуса.
Учащиеся работают по парно: на уроке учащимся раздаются макеты цилиндров.
Учащимися выполняется работа по заданному алгоритму.
- Взять нитку и обмотать вокруг цилиндра (стакана).
- Измерить длину нити. (С- длина окружности)
- Найти диаметр окружности данного цилиндра.
- Найти отношение длины окружности к ее диаметру
- Сделать вывод ответив на вопросы:
От чего зависит длина окружности?
Пропорциональна ли длина окружности длине ее диаметра?
Каким числом выражается пропорциональность длины окружности к длине ее диаметра?
Результатом моей работы является анкетирование учащихся
Анкета №1 «Зачем я изучаю математику?»
Цель: выявить отношение к математике, мотивы её изучения.
Содержание.
- .Что значит для тебя школа?
- . Какие предметы тебе больше нравится изучать?
- . Твоё отношение к математике.
- . Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?
- . Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?
- . Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)
- . Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?
- . Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?
- . Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?
- . Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?
- Как ты выполняешь домашнее задание?
- Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?
Обработка результатов: ответы на вопросы анкеты дают представление об отношении к математике - положительном, нейтральном, отрицательном.
В начале года
класс | Положительное | Нейтральное | Отрицательное |
5 | 22 | 15 | 14 |
6 | 17 | 13 | 4 |
В III четверти проводилось то же самое анкетирование и результаты опроса стали следующие:
класс | Положительное | Нейтральное | Отрицательное |
5 | 30 | 19 | 2 |
6 | 19 | 14 | 1 |
При сравнении данных таблиц результаты изменились качественно, но посмотрим динамику уже в конце года, что даст окончательный результат.
Также мною было про диагностировано выполнение домашних работ в 5 классе с применением алгоритма:
Я сравнила результаты домашних работ: первая группа выполняла домашнею работу только с использованием учебного материала в учебники, а второй группе выполнение домашней работы выдавалась с помощью памятки - алгоритма. И в ходе этой работы было выявлено, что качественно справились с выполнением домашнего задания вторая группа, первая подгруппа тоже справилась, но помощь оказывали родители.
Учебный материал в учебники | 18 чел. | 35% |
Памятка- алгоритм | 33чел. | 65% |
Опираясь на данные результаты, я для себя сделала следующие выводы:
В процессе учебы алгоритм помогает учащимся лучше усваивать материал. Одним из этапов работы является работа с алгоритмом. И выделяю несколько этапов:
1 этап Составление ориентировочной основы действий по применению правила. На этом этапе вместе с учащимися решаем, какими аспектами будет охарактеризован наш первый шаг, и в каком порядке мы его будем выполнять.
2 этап Приступаем к обработке нашей задачи с использованием алгоритма, при этом подробно описываем каждый шаг, который входит в состав нашей операции.
3 этап Материал излагается устно, причем без использования зрительной поддержки памяток. В результате – возрастает быстрота выполнения заданий. Для окончательного запоминания алгоритм записывается в тетрадь или выдаются памятки.
Дети используют эти алгоритмы на каждом уроке для окончательного запоминания. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся.Для более живого восприятия, активизации внимания, повышения интереса к определенной теме, можно использовать алгоритмы и правила. Применение алгоритмов способствует развитию культуры устной и письменной математической речи, характеризующееся точностью, лаконичностью, последовательностью. Использование алгоритмов позволяет увеличивать объём самостоятельной работы и возможности индивидуализации обучения. Применение данного подхода подтверждает эффективность запоминание и усвоение учебного материала. При использование на уроках математики такого рода занимательного материала, дети не только лучше осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические формулировки, термины, но у них постепенно увеличивается объём слухового запоминание, развивается смысловая память, закладываются предпосылки для рационального использование сил и времени.
Я продолжу изучать тему самообразования «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике» и обобщу опыт своей работы на одном из районных методических объединений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема самообразования: «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики»
З адачи: Изучить теоретические понятия: компетенция, проблемная ситуация, познавательный интерес и т.д.; Изучить методы и приемы в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики; Применять основные технологии при формировании учебно-познавательной компетенции в практической деятельности учителя.
Что такое алгоритм? Как применять данный прием на уроках математики?
Алгоритмизацией называется процесс пошагового описания решения задачи. Алгоритмом называется конечный набор правил, расположенных в определенном логическом порядке, позволяющий ученику решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач . Важно! Жесткое выполнение шагов
Требования , предъявляющие к использованию алгоритма: 1. Наличие постановки решаемой задачи. 2. Наличие вывода результата выполнения. 3. Однозначность. 4. Общность – алгоритм предназначен для решения некоторого класса задач. 5. Корректность – алгоритм должен давать правильное решение задачи. 6. Конечность – решение задачи должно быть получено за конечное число шагов. 7. Эффективность - правильно сделанный вывод.
Свойства алгоритма: 1. Массовость. 2. Детерминированность. 3. Понятность. 4. Дискретность. 5. Результативность.
Алгоритмы подразделяются на следующие виды: Вероятностный (стохастический) алгоритм Эвристический алгоритм Линейный алгоритм Разветвляющийся алгоритм Циклический алгоритм Вспомогательный (подчиненный) алгоритм
Способы задания алгоритма словесным , то есть записью последовательности действий на естественном языке; графическим , с помощью специальных графических символов; формульным , то есть с помощью математических формул, которые определяют порядок вычислений; табличным , и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.
Цели урока: повторить определение расстояния между двумя точками; показать применение масштаба в повседневной жизни; развивать в детях умение работать в коллективе и воспитывать в детях уверенность в себе; развивать интерес к математике и показать связь математики с другими науками, в частности с географией. Задание найдите расстояние г. Тайшета до г. Иркутска , если скорость машины составляет 52км/ч, а время ее прохождение по трассе 13ч. S= vt Ответ: 676 км Урок закрепления в 5 классе по учебнику Мордковича А.Г. «Масштаб»
Работа по карте Алгоритм: Повторить определение кратчайшего расстояние между двумя точками. Найти на карте г.Тайшет и г.Иркутск. Измерить расстояние между двумя точками , найденными расстояниями. Перевести расстояние в реальные размеры с помощью масштаба.
На доске записаны формулы и вид треугольника: S=NK*LM:2 , треугольник тупоугольный; S=DC*AB:2 , треугольник остроугольный; S=PH*EF:2 , треугольник прямоугольный. Задание: Построить треугольник заданного вида. Опустить в треугольнике высоту. Обозначить треугольник и высоту таким образом, чтобы данная формула соответствовала нахождению площади для этого рисунка. Урок закрепление в 5классе «Площадь треугольника» Цель: развивать умение находить площадь различных треугольников.
1. Раздаются макеты треугольников 2. Используя формулу S=a*h:2 , найти площадь треугольника. Записать алгоритм поиска!
Цели урока: Актуализировать знания учащихся об окружностях и ее элементах; вывести формулу длины окружности по длине ее диаметра и радиуса. Урок изучение нового материала в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я. «Длина окружности» Алгоритм: Взять нитку и обмотать вокруг стакана Измерить длину нити. (С- длина окружности) Найти диаметр окружности данного цилиндра. Найти отношение длины окружности к ее диаметру Сделать вывод ответив на вопросы
Вопросы: От чего зависит длина окружности? Пропорциональна ли длина окружности длине ее диаметра? Каким числом выражается пропорциональность длины окружности к длине ее диаметра?
Анкета №1 «Зачем я изучаю математику?» Цель: выявить отношение к математике, мотивы её изучения .Что значит для тебя школа? . Какие предметы тебе больше нравится изучать? . Твоё отношение к математике. . Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках? . Какие формы уроков тебе нравятся? Почему? . Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку) . Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ? . Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки? . Возникает ли желание заниматься математикой после уроков? . Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей? Как ты выполняешь домашнее задание? Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?
Результаты анкеты: класс Положительное Нейтральное Отрицательное 5 22 15 14 6 17 13 4 класс Положительное Нейтральное Отрицательное 5 30 19 2 6 19 14 1 В начале года В III четверти
Сравнение результатов выполнение домашних работ: Учебный материал в учебники 18 чел. 35% Памятка- алгоритм 2 3чел . 4 5 % Учебный материал в учебники 21 чел. 41% Не выполнили домашнею работу 7 чел 11%
Работа с алгоритмом 1 этап Составление ориентировочной основы действий по применению правила. На этом этапе вместе с учащимися решаем, какими аспектами будет охарактеризован наш первый шаг, и в каком порядке мы его будем выполнять. 2 этап Приступаем к обработке нашей задачи с использованием алгоритма, при этом подробно описываем каждый шаг, который входит в состав нашей операции. 3 этап Материал излагается устно, причем без использования зрительной поддержки памяток. В результате – возрастает быстрота выполнения заданий. Для окончательного запоминания алгоритм записывается в тетрадь или выдаются памятки.
Что формируется у учащихся при использовании данного приема Развитию культуры устной и письменной математической речи Развивается смысловая память Слухового запоминание Закладываются предпосылки для рационального использование сил и времени
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над со...
Обобщение опыта на тему "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики"
Учеными-педагогами выделяются следующие виды компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная.Используя компетентностный подход, можно нап...
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроке математики
Данная работа проводилась в рамках самообразования....
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
Данная работа является исследованием роста учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...
Мастер-класс "Формирование учебно-познавательных компетенции на уроках математики посредством работы с информацией"
Формирование универсальных учебных действий посредством работы с информацией на уроках математики.(Слайд1)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я работа...
Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий
Этот материал представляет из себя выступление на ШМО учителей естественно - математического цикла на тему:«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством прим...
Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".
Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...