Выступление на РМО "Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС"
материал

Пашко Оксана Викторовна

Поговорим о проблемах развития речи на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС

Слайд 1 Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Главной задачей современного образования является формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. 

Слайд 2 Но для того, чтобы подготовить выпускника в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать речь ребенка. Для этого школьники в процессе обучения предмету история должны овладеть следующими основными коммуникативными компетенциями:

вдумчивого чтения. Необходимо уделять внимание развитию читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;

устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.

письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;

групповая работа на уроках требует умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;

грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа, эссе, составление схем, заполнение таблиц.

монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом;

А сейчас поподробнее рассмотрим коммуникативную компетенцию монологическая речь.                                                                                    

   Слайд 3 Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

-информативную - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий и состояния;

-воздейственную - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращению действия;

-эмоционально-оценочную.

Монолог может протекать в форме беседы, выступления, доклада.

Под монологическим умением понимается умение высказываться логично, последовательно, связанно, достаточно полно, коммуникативно- мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.  Цель этой направленности, обращенности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей.

Можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.

(слайд 4) Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учеников, как в выборе языковых средств, так и в определении высказывания, оно задается извне.

(слайд 5) Репродуктивно-продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.

 (слайд 6) Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию.

Впервые учитель сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. Резкое изменение условий обучения, когда ребёнок ежедневно находится на уроках как минимум четырёх педагогов, в разных кабинетах, ставит перед учителем задачу: сделать этот переход как можно более комфортным. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу. Например, составление рассказа с опорой на какие-либо дополнительные средства.

(Слайд  7) Рассказ по картинке Рассказ по картинке. Как добиться, чтобы рассказ по картинке слетал с уст каждого ученика без запинки?

Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям для учителя начальных классов. Итак, надо "учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задачработа над связной устной речью включает в себя "рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих";"составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. д. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия";"составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом — на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ".Постепенно данный алгоритм закрепится в сознании пятиклассника и он без труда и без наводящих вопросов, пользуясь только собственным словарным запасом и опираясь на известный ему фактический материал, сможет описывать исторические события по картинке. Следующим видом помощи являются схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.(слайд 8) Схема помогает обучающемуся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся. (слайд 9) Творческая работа составление кроссворда предполагает не только наличие у учащегося определённого словарного запаса, но и умение чётко формулировать вопрос. Итак, Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории выражается в следующих результатах:

-в росте качества знаний по истории (в обучаемых учителем классах);

-в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;

 -в развитии коммуникативной компетенции учащихся;

- в росте количества призеров олимпиад, конкурсов различного уровня;

                 -в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования

Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить...

Курсовая работа по теме "Внедрение дифференцированных и индивидуальных форм работы с учащимися с целью повышения качества образования"

Курсовая работа по теме "Внедрение дифференцированных и индивидуальных форм работы с учащимися с целью повышения качества образования"...

Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования

Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский  Стандарт второго поколения впер...

Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский  Стандарт второго поколения впер...

Формирование навыков монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида с целью повышения качества образования.

Одной из причин, препятствующих полноценному обучению детей с ОВЗ,является недостаточная сформированность  их связной устной речи. Наиболее важным условием успешности усвоения в обучении все...