Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования
методическая разработка на тему
Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБУ Тоора – Хемская СОШ
Доклад с методической рекомендацией
по теме: « Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования»
Составила: Шыырап Г. К.
Учитель математики первой категории
Цели: 1.Определить эффективные формы работы по реализации дифференцированного подхода к обучению;
2. Обмен опытом организации дифференцированного обучения учащихся.
Форма проведения: семинар
Подготовительный этап:
- Изучение научно- методической литературы по теме;
- Разработка конспект уроков, на которых будет показана реализация теоретических положений.
Практическая часть:
- Выступление на семинаре,
- Оформление методического бюллетеня ( отзывы педагогов, целесообразности выбранных форм, приемов учебной работы, рекомендации).
Продолжение теоретической части:
- Самоанализ учителя,
- Анализ педагогами.
Теоретическая часть:
( выступление перед учителями математиками кожууна)
«Дифференциация обучения – одно из условий повышения качества образования».
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Если раньше заказчиком на образование ( программы, методики, выбор предметов) выступало государство, то сейчас в этой роли выступают ведомства, окружающая общественная среда т. е. родители и учащиеся.
Не случайно во всей России стали появляться разные типы учебных заведений – лицеи, колледжи, гимназии, учебно – воспитательные комплексы, профильные классы, частные школы, ориентированные прежде всего на обучение одаренных детей и других. Эти учебные заведения дают среднее образование более высокого по сравнению с обычной общеобразовательной школой.
А что традиционная школа? Разве она не должна гарантировать высокий уровень образования? Ответ утвердительный: должна и непременно обязана.
Уходя от старых стереотипов, учитель может и обязан выбрать широкие возможности для творческой деятельности в обучении и воспитании современного школьника. Что же может выбрать учитель и ученик? Разноуровневые программы, методику преподавания, направления и способы учебной работы, дифференцированное образование.
Дифференцированное обучение создает условие для максимального развитие с разными уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для ( продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все – таки рождаются разными.
Оглушенные, оглупленные звенящей медью слов « равенство», « у нас все раны», мы не только оглохли, но и ослепли. Мы словно перестали замечать, что в мире нигде, ни в чем нет равенства, что везде господствует иерхическая лестница – от малого к меньшему. От большего к большему, от бесконечно малого к бесконечно большему. Нет даже двух равных листочков на одном дереве.
И если стандартная школа до последнего времени исходила из утверждений Ж-Ж Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так ее заставляли не законы природы, а идеология. Просто школа имела социальный заказ – свести всю разницу в детских характерах к общему знаменателю. То есть сводилось к тому. « кто платит, тот и заказывает музыку». В результате школу не любят ( а нередко и ненавидят) не только лентяи, но и вполне трудолюбивые дети.
В чем причина отчуждения ученика от школы? Становится все более очевидным, что эра отчужденность – закономерность следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. Отчуждена тем, что не учитывает его индивидуально – психологических особенностей, почти совсем не считается с его актуальными ( то есть сложившимся к данному моменту) способностей, с его потребностями и устремлениями.
И проявляется эта отчужденность прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника, в том что все дети у нас, независимо от их интеллектуального развития и познавательных способностей, учатся по одним и тем же стандартным программам.
Тревожная проблема сегодняшней школы – неуспевающие дети. Нередко ориентации на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой – то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.
Цель ее - обеспечить каждому школьнику базовой уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный усвоения материала. Такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успехов в учебе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей. И если ребенок не может или не хочет овладевать вершинами науки, это не дает повода отказывать ему в уважении.
Достижение уровня обязательной подготовки – это сигнал о полновесных добротных знаний и умений, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник , естественно, задается вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя?». Сейчас важно доказать слабому, что и ему доступен успех.
Метод обучения, о котором идет речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнавать характер, способности каждого ребенка, влияет и на взаимоотношения между детьми и родителями. Он оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать полноправным участником учебного процесса, получить, наконец, свободу выбора поведения….
Приступая к изучению темы, необходимо соотнести количество рекомендуемых часов с трудностью темы, учитывая посильность ее для класса. Примеры: 1. В 5 классе по теме « Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» обязательным для каждого ученика является умение сравнение дробей с одинаковыми знаменателями , а менее продвинутым считается сравнение правильной , неправильной дробей с единицей с помощью координатной прямой, более продвинутым - сравнение дробей с одинаковыми числителями. Конечно все этот материал рассматривается всем классом, но запоминают успевающие ученики.
2.В 10 классе по большой главе « Тригонометрические функции» обязательным я считаю: 1. Умение показывать точек первой четверти на числовой окружности , точек расположенных на концах перпендикулярных диаметров числовой окружности(0, Знание определение тригонометрических функций ( sint =y- ордината точки чис. окр., cost=x- абсцисса) и некоторые свойства – четность нечетность, периодичность, чтобы решать простые тригонометрические уравнения.
2. Знание наизусть первых 6 –ти формул ( sin2t+ cos2t= 1, tqt = , ctqt =, tqt · ctqt = 1, 1 + tq2t=
1 + ctq2t = .) для преобразования тригонометрических выражений и решений уравнения и нахождения значений тригонометрических функций.
- Формулы корней тригонометрических уравнений;
- Формулы двойных аргументов;
- Формулы приведения;
Остальных формул в тригонометрии можно относятся к более продвинутому уровню.
Материал можно давать укрупненными блоками, лекционно- семинарским методом, особенно в старших классах. Важно, чтобы, преподнесен он был не утомительно, интересно, понятно и обязательно на уровне, побуждающемся к работе с учебниками и другими источниками информации по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемный урок как средство повышения качества образования»
В статье представлен опыт работы по проблемному обучению, основанному на личностно-деятельностном подходе.Раскрываются преимущества проблемного метода и его актуальность в настоящее время....
Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ...
Эффективность урока как средство повышения качества образования
Презентация является сопровождением к выступлению на педагогическом совете...
Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...
"Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения"
методический доклад...
Презентация для выступления на РМО. Тема: "Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС"
Поговорим о проблемах развития речи на уроке истории....
Выступление на РМО "Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС"
Поговорим о проблемах развития речи на уроках истории....