Доклад Подготовка учащихся к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества. «Труд и творчество»
материал
Доклад Подготовка учащихся к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества. «Труд и творчество»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества.
«Труд и творчество»
.
Родоманово 2019
Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации – одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.
Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для сельской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.
Технологическое образование - это путь в будущее, это один из путей преодоления глобального кризиса современной цивилизации, создания необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития общества. труд
В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.
Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Технология в школе – это именно тот предмет, который позволяет подобрать «ключик» к любому ребёнку, не только к отличнику, но и к тем, на кого и дома, и в школе махнули рукой.
Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным действиям.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников такой стороной является трудовое воспитание.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим, с произвольным остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками, развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Осмысленный труд помогает школьнику понять, почему важны знания, придаёт дополнительный стимул учёбе. Но для этого сам учитель должен много знать и уметь.
Ученические ошибки – в значительной степени результат деятельности учителя. «Хорош педагог, над исправлением ошибок работающий, ещё лучше – их предупреждающий». Тот, кто сумел проанализировать будущее занятие, «проиграть» его и многое предусмотреть, не только добивается качество обучения за меньшее время, но и создаст условия для успешной работы учащихся, что очень важно в воспитательном плане.
В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Стремление школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.
Труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.
Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.
Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Ручной труд является важнейшим видом труда в любой школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки- обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение перехода от простого к сложному при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.
Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача учителей, если они хотят вырастить трудолюбивое поколение.
Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.
Нельзя противопоставлять общеобразовательную и трудовую подготовку, улучшать первую за счёт второй. Необходимо совершенствовать ту и другую, добиваясь их слияния в едином учебно- воспитательном процессе.
Надо остановить свёртывание трудовой подготовки в школе, обеспечить с учётом того , что её будущим выпускникам предстоит работать уже в новых экономических условиях. Каждый учитель технологии может внести свой вклад в улучшение трудовой подготовки. Прежде всего следует лучше, эффективнее использовать возможность, которой почти нет у учителей общеобразовательных школ –учить школьников не на словах, а на деле.
Вполне осуществимая самим учителем труда задача – усилить внимание к формированию у учащихся политехнических знаний и умений, культуры труда, без которых невозможно обладать ни одной профессией, а затем успешно работать по ней. Задача эта реализуема тем успешнее, чем активнее учитель добивается включения школьников в практические дела, в современное производственное отношение. При этом очень важно не скрывать от них недостатки и трудности экономики, ориентировать на перспективу, приобщать к проблемам рыночных отношений, воспитывать чувство сопричастности к этим проблемам, желание участвовать в их решении, создавать условия для такого участия. Не менее важная задача – обеспечить у учащихся формирование трудолюбия, других нравственных качеств без которых даже знающий и умелый рабочий, специалист будет плохим работником. Роль учителя, конечно, состоит не в чтении нравоучений о пользе этих качеств, а в таком педагогическом руководстве практической работой, общественно полезном, производительным трудом учащихся, которые обеспечило бы их воспитательную эффективность.
У учителя технологии много возможностей помочь учащимся осознанно выбрать профессию с учётом своих желаний, интересов, особенностей, а так же потребности народного хозяйства в кадрах требований к его работникам.
Учащимся обязательно надо разъяснять, что при рыночной экономики потребности в работниках различной профессии будут изменчивы, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы всегда была конкуренция, компетентные добросовестные работники всегда были в цене Людям же плохо подготовленным, не говоря уже о бездельниках и лентяях, может грозить безработица. Главное в профориентационной работе учителя технологии – не столько рассказывать о профессиях, сколько предоставлять школьникам широкие возможности попробовать свои силы на практике, найти себя в работе. Особое значение имеет организация деятельности у учащихся, у которых проявляются технические, производственные способности, другие качества, обуславливающие успешное овладение умениями и навыками тез или иных профессий промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания. Вообще внимание к индивидуальным особенностям учащимся и на этой основе дифференцированный подход к их обучению и воспитанию – важнейшее условие в работе учителя. Причём она окажется плодотворной, если будет сопровождаться встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том чтобы стать отличными работниками, образованными и культурными людьми. Овладение трудовой подготовки требует солидной материально – технической базы. Сохраняя то, что уже есть, следует добиваться её дальнейшего расширения и особенно качественного совершенствования. Экспозиция поделок бывших учеников учит ценить, бережно относиться к тому, что сделано руками прошлых поколений, помогает понять, что без прошлого не было бы настоящего.
«Сегодня «юные техники» – завтра -рабочие, инженеры, изобретатели.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".
В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....
21_10_5класс_общество_труд и творчество
21_10_5класс_общество_труд и творчество...
25_01_5класс_общество_труд и творчество
25_01_5класс_общество_труд и творчество...
Доклад "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку (заданиеС1 сжатое изложение)
Тема доклада - обучение написанию сжатого изложения....
Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».
Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...
Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"
Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...
Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"
Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...