Логопедический тренинг «Хорошую речь хорошо и слушать»
материал

Логопедический тренинг  «Хорошую речь хорошо и слушать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_trening.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический тренинг

«Хорошую речь хорошо и слушать»

Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка , познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Аудитория: педагоги

Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

1. Знакомство с аудиторией. 

Упражнение 1. «Разогрев»-«имена прилагательные»

Цель: Создать положительный настрой

          Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Светлая Светлана).Второй участник вначале называет первого участника, затем своё имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя. И так – вплоть до  последнего участника, который называет всех сидящих и только затем-себя.

         Смысл упражнения:

Каждый участник. Называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, уже попадает в атмосферу положительных эмоций и помогает сам её создавать.

Перед началом игры участники делятся на команды, выбирают капитана, придумывают название команды. Название команды написать на табличке.

Предлагаю вам поиграть в игру. Наша игра будет проходить как конкурс. За каждое выполненное задание или правильный ответ вы получите фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, станут победителями. .[ 4]

        Упражнение 2. Игра «Крокодилы и лягушки»

Цель: сплочение коллектива.
Оборудование: 
газетные листы, колокольчик.

        Описание упражнения: ведущий раскладывает на полу литки газеты. Сам ведущий становится на время «крокодилом», пол – «озером», участники – «лягушками», газеты – «листками водяных лилий», на которые могут вспрыгнуть «лягушки», убегая, спасаясь от «крокодила».

        По сигналу ведущего игра начинается. Все участники встают с места и ходят по кругу, не наступая на газеты. В руках у ведущего колокольчик, и пока он звенит, «лягушки» спокойно «плавают в пруду». Как только «крокодил» перестаёт звонить в колокольчик, «лягушки» стараются быстро прыгнуть на газеты, спасаясь от преследования. Если кто-то хоть частью ступни стоит на полу, т.е. в воде, «крокодил» имеет право его «съесть», что означает выведение из игры. В этом случае проигравший участник должен выйти из круга и сесть на стул. Если все участники встали на газеты, а несколько газет остались свободными, их быстро убирают. В результате количество газет уменьшается и, соответственно, возрастает трудность выполнения упражнения. Затем ведущий снова звонит в колокольчик, участники гуляют возле газет. Если газет всё ещё много, ведущий может убрать ещё несколько газет и перестаёт звонить. В результате многократного повторения действия количество газет неуклонно сокращается, опережая в этом «лягушек». Им становится всё труднее удержаться на небольшом количестве газет. Участники могут стоять на цыпочках, на одной ноге, опираться на других участников и т.д. Участники, стоящие более уверенно, пытаются помочь другим, удерживая их.

         Смысл проведения упражнения-игры:

- игра способствует развитию внимательности и быстроты реакции каждого участника;

- игра также способствует выработке скоординированности действий коллектива;

- кроме того, игра является отличной разрядкой напряжённости.

- упражнение можно использовать с детьми разного возраста. .[ 4]

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

2. Объяснение цели и задач тренинга.
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога.

        Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.

       Речь учителя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Младшие школьники подражают речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

       Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3.«Знакомство с понятием «Техника речи»
       Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание , ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
       Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
       Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать . Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным.
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей. .[ 22]

5.Практическая часть

Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи

Упражнение 1. «Свеча» Берём полоску бумаги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко рту на 5 - 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтоб угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Для постановки дыхания  нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый - бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ровном выдохе - бумажка будет находиться в одном положении - отклонившись. Как бы положили пламя свечи и держим его в таком положении. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы. "Дыхательный поясок" сохраняет ровность выдыхаемой струи. .[ 23]

Упражнение 2   Произвольное управление выдохом при речевом дыхании.    Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз. .[ 23]

           Упражнении 3. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох.

- Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

          Упажнение 4. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);

          Упражнение 5. Произносить  слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);

          Упражнение 6. Фразы на одном выдохе. .[ 23]

Тембр речи

Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.

         Когда звук раздаётся близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

        Упражнение 1. «Звукоподражание»

Вспомните звуки природы и воспроизведите их, контролируя фонационное дыхание (произносить то громко, то тихо):

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы при речевом дыхании. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу - при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками. .[ 22]

Интонация

Чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания.

Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» — меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

          А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)

Правильная дикция

Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.

        Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков  (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.

Упражнение 1.
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 2.
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 3.
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт.[ 22]

Гимнастика для губ

Положение 1. Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.

Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.

Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.

Вибрирование губами – «Останови лошадку»

Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения.

«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.

          Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.

        Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Большое количество скороговорок, чистоговорок можно найти, пожалуй, в любом учебном пособии. Вот самые популярные:

         «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,

«В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы»,

«Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

           Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи, как я:

«От топота копыт пыль по полю летит».

         Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего. .[ 22]

Положение тела

Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос).

    Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

Словарный запас

Речь учителя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.

Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

     Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)

«ТОрты», а не «тортЫ»,

«позвонИшь», а не «позвОнишь»,

«досУг», а не «дОсуг»,

«договОр», а не «дОговор»,

«КаталОг», а не «катАлог»,

«кАмбала», а не «камбалА»,

«кУхонный», а не «кухОнный»,

«взялА», а не «взЯла»,

«далА», а не «дАла»,

«бралА», а не «брАла» и т.д.

Упражнение 1. «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 2. «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону? .[ 22]

6.Заключительная часть тренинга

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.

Хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Рекомендации:

1.Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!

2.Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.

3.Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.

4.Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.

5.Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.

6.Совершенствуйте технику речи.

7.Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.

8.Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.

9.Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной. .[ 22]

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков эмпатии, позитивная обратная связь

Участники, по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой-либо подарок. «Адресат» должен догодаться, что ему хотят подарить.

Рефлексия занятия:

Упражнение «Незаконченное предложение»

- Мне понравилось…

- Меня удивило…

-Мне было интересно…

-Мне было полезно…

-У меня получилось…

-Я попробую использовать….[ 4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красную речь красно и слушать

Урок о речевом этикете...

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...

"Речь правильная и речь хорошая"

Презентация содержит информацию по формированию речевой речевой компетенции, помогает сформировать навыки правильной и хорошей речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Развитие речи обучающегося с РАС.

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 1 класса школы VIII вида, второй год обучения, пролонгированные сроки. Развитие речи обучающегося с РАС. Лексическая тема: «Домашние птицы&r...

Конспект логопедического занятия "Все работы хороши!"

Лексическая тема: ПрофессииГрамматическая тема: Слог. Слово. Предложение.Цели дидактические:  Уточнить словарный запас по лексической теме.Проверить  умение составлять слово по зад...

Методическая разработка логопедического праздника "Правильная речь"

ЦЕЛИ:закрепление умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики;совершенствование и развитие фонематического слуха, речедвигательных навыков, зрительного...