Организация наставничества «ученик-ученик»
методическая разработка

Клычкова Елена Викторовна

Я работаю классным руководителем в 6 «а» классе и практикую наставничество по формуле «ученик-ученик».

Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очередь, добровольный вид деятельности. «Наставник» - это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_seminar.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.О. ЧАПАЕВСК  

Участие в методическом мероприятии «Школа классного руководителя»

 Тема доклада : Организация наставничества «ученик-ученик»

Выступающий:

  Клычкова  Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник» В. В. Путин

В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

 Так что же такое «наставничество?»

Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Выделяют основные формы наставничества, такие как:

«ученик - ученик»

«учитель - учитель»

«студент — ученик»

«работодатель - ученик»

«работодатель — студент».

Я работаю классным руководителем в 6 «а» классе и практикую наставничество по формуле «ученик-ученик».

Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очередь, добровольный вид деятельности. «Наставник» - это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.

Форма «ученик-ученик»подразумевает роли наставника и наставляемого

Наставник

• уверенный в себе; • коммуникабельный; • ответственный; • лидер;

• компетентный (знает нормативно-правовую базу образовательной

организации, традиции и неформальные правила организации).

Наставляемый

•не адаптированный к социуму;

•низкая успеваемость; •подавленность; •нерешительность.

Мною применяются следующие вариации  ролевых моделей формы

  «ученик-ученик»

 1.«успевающий - неуспевающий»

 2.«равный – равному»

 3.«куратор – автор проекта»

Модель 1.  «успевающий - неуспевающий»- классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов.

ЦЕЛЬ: перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т. д.)

 подготовки к контрольным работам/самостоятельных тренировок/разработки проекта…

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т. д.)

ИТОГ: работа в паре со слабым  даёт возможность первому закрепить свои знания и применить их на практике , а второму услышать объяснения из других уст, другими словами. Иногда дети лучше понимают друг друга, нежели взрослых.

Модель 2.«равный – равному». В  течении взаимодействия учащихся  происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным.

ЦЕЛЬ: взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: высокий уровень включенности учащихся во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.

ИТОГ: Высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные, воспитательные  и образовательные процессы образовательной организации.

На слайде вы видите фото-отчёт проекта «Накорми друга».

Ученик 6- «а» класса Дима П. на постоянной основе кормит собак, живущих в их дворе. Собачки дружелюбные, ориентированы на человека, каждое утро провожают своего «кормильца» в школу. Мальчик привлёк к данному мероприятию и своих одноклассников. Добро порождает добро. Такое  отношение  к животным воспитывает в детях ответственное отношение,сострадание, гуманное отношение ко всем живым существам.

На следующем слайде вы видите фото-отчёт проекта  «Безопасный тротуар».

Ученицы 6- «а»заметили, как сложно взрослым и пожилым людям ходить по скользким тротуарам. Девочки купили соль и посыпали особо скользкие участки дорог. Очень хорошо, что молодое поколение заботится о старшем. Девочки проявили такие качества, как человеколюбие, доброту, сердобольность.

Вы видите фото - отчёт по проекту « Творческие номера  »

В нашем классе есть много творческих, талантливых деток, которые радуют школу на праздничных и торжественных мероприятиях.  Замечательное исполнение песен на английском и русском языках, танцы- неотъемлемая часть школьной жизни. Детки поддерживают друг- друга, делают совместные номера.

Модель 3. взаимодействие «куратор – автор проекта»- совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора а наставляемый – на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, прокачивая и совершенствуя навыки.

Традиционными формами работы «куратор – автор проекта» стали: ✓ практические занятия по освоению элементов исследовательской технологии;

✓ деловые игры с проектной и исследовательской направленностью; ✓ индивидуальные и групповые консультации;

✓ участие учащихся в разнообразных конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального, Всероссийского уровней. Старшие ребята помогают «наставляемым» изучать методику проведения исследования, контролируют их работу по сбору материала, помогают обработать полученные данные.

ИТОГ: Применение данной технологии даёт положительные результаты: наблюдается повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность; наши ребята, как наставники, так и наставляемые, являются активными участниками муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов и конференций; увеличилось количество призовых мест в олимпиадах и конкурсных мероприятиях; повысился уровень индивидуальных достижений.

Выводы : форма наставничества «ученик - ученик» может быть использована как отдельно, так и комплексно, представляя единую образовательную программу, в своей основе имеющую концепцию возврата ресурсов и построения устойчивого сообщества – каждый наставляемый, получивший положительный опыт наставнического преобразования, в перспективе может стать наставником, запустив новый цикл.

Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Наставничество» (форма «Ученик-ученик»)

..Внеклассная деятельность  учащихся 11и класса (2019-2021 уч. г.г) в рамках программы «Наставничество» Мы, ученики 11и класса на протяжении 2 лет(2019-2021 уч. г.г)  активн...

Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...

Наставничество "Ученик - ученик" в МАОУ СШ "№58"

Цель программы: оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными или социальными потребностями, создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации либо времен...

Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»

Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...

Программа наставничества. Ученик-ученик.

Программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в совреме...