Организация наставничества «ученик-ученик»
методическая разработка
Я работаю классным руководителем в 6 «а» классе и практикую наставничество по формуле «ученик-ученик».
Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очередь, добровольный вид деятельности. «Наставник» - это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_seminar.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.О. ЧАПАЕВСК
Участие в методическом мероприятии «Школа классного руководителя»
Тема доклада : Организация наставничества «ученик-ученик»
Выступающий:
Клычкова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания
«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник» В. В. Путин
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
Так что же такое «наставничество?»
Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Выделяют основные формы наставничества, такие как:
«ученик - ученик»
«учитель - учитель»
«студент — ученик»
«работодатель - ученик»
«работодатель — студент».
Я работаю классным руководителем в 6 «а» классе и практикую наставничество по формуле «ученик-ученик».
Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очередь, добровольный вид деятельности. «Наставник» - это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.
Форма «ученик-ученик»подразумевает роли наставника и наставляемого
Наставник
• уверенный в себе; • коммуникабельный; • ответственный; • лидер;
• компетентный (знает нормативно-правовую базу образовательной
организации, традиции и неформальные правила организации).
Наставляемый
•не адаптированный к социуму;
•низкая успеваемость; •подавленность; •нерешительность.
Мною применяются следующие вариации ролевых моделей формы
«ученик-ученик»
1.«успевающий - неуспевающий»
2.«равный – равному»
3.«куратор – автор проекта»
Модель 1. «успевающий - неуспевающий»- классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов.
ЦЕЛЬ: перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т. д.)
подготовки к контрольным работам/самостоятельных тренировок/разработки проекта…
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т. д.)
ИТОГ: работа в паре со слабым даёт возможность первому закрепить свои знания и применить их на практике , а второму услышать объяснения из других уст, другими словами. Иногда дети лучше понимают друг друга, нежели взрослых.
Модель 2.«равный – равному». В течении взаимодействия учащихся происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным.
ЦЕЛЬ: взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: высокий уровень включенности учащихся во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
ИТОГ: Высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные, воспитательные и образовательные процессы образовательной организации.
На слайде вы видите фото-отчёт проекта «Накорми друга».
Ученик 6- «а» класса Дима П. на постоянной основе кормит собак, живущих в их дворе. Собачки дружелюбные, ориентированы на человека, каждое утро провожают своего «кормильца» в школу. Мальчик привлёк к данному мероприятию и своих одноклассников. Добро порождает добро. Такое отношение к животным воспитывает в детях ответственное отношение,сострадание, гуманное отношение ко всем живым существам.
На следующем слайде вы видите фото-отчёт проекта «Безопасный тротуар».
Ученицы 6- «а»заметили, как сложно взрослым и пожилым людям ходить по скользким тротуарам. Девочки купили соль и посыпали особо скользкие участки дорог. Очень хорошо, что молодое поколение заботится о старшем. Девочки проявили такие качества, как человеколюбие, доброту, сердобольность.
Вы видите фото - отчёт по проекту « Творческие номера »
В нашем классе есть много творческих, талантливых деток, которые радуют школу на праздничных и торжественных мероприятиях. Замечательное исполнение песен на английском и русском языках, танцы- неотъемлемая часть школьной жизни. Детки поддерживают друг- друга, делают совместные номера.
Модель 3. взаимодействие «куратор – автор проекта»- совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора а наставляемый – на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, прокачивая и совершенствуя навыки.
Традиционными формами работы «куратор – автор проекта» стали: ✓ практические занятия по освоению элементов исследовательской технологии;
✓ деловые игры с проектной и исследовательской направленностью; ✓ индивидуальные и групповые консультации;
✓ участие учащихся в разнообразных конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального, Всероссийского уровней. Старшие ребята помогают «наставляемым» изучать методику проведения исследования, контролируют их работу по сбору материала, помогают обработать полученные данные.
ИТОГ: Применение данной технологии даёт положительные результаты: наблюдается повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность; наши ребята, как наставники, так и наставляемые, являются активными участниками муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов и конференций; увеличилось количество призовых мест в олимпиадах и конкурсных мероприятиях; повысился уровень индивидуальных достижений.
Выводы : форма наставничества «ученик - ученик» может быть использована как отдельно, так и комплексно, представляя единую образовательную программу, в своей основе имеющую концепцию возврата ресурсов и построения устойчивого сообщества – каждый наставляемый, получивший положительный опыт наставнического преобразования, в перспективе может стать наставником, запустив новый цикл.
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы «Наставничество» (форма «Ученик-ученик»)
..Внеклассная деятельность учащихся 11и класса (2019-2021 уч. г.г) в рамках программы «Наставничество» Мы, ученики 11и класса на протяжении 2 лет(2019-2021 уч. г.г) активн...
Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...
Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...
Наставничество "Ученик - ученик" в МАОУ СШ "№58"
Цель программы: оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными или социальными потребностями, создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации либо времен...
Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»
Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...
Программа наставничества. Ученик-ученик.
Программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в совреме...