Программа наставничества. Ученик-ученик.
рабочая программа
Программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения обучающихся в процессе взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с образовательными или социальными потребностями.
Задачи:
1 развить профильные и гибкие навыки обучающихся;
2. оказать помощь обучающимся в адаптации к новым условиям среды;
- создать условия для коммуникации внутри образовательной организации;
- формировать устойчивое сообщество обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 62.44 КБ |
Предварительный просмотр:
02-05
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дом детского творчества»
Знаменского муниципального района
Омской области
Принята на заседании Методического совета « » _____ 202_ г. Протокол № | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Дом детского творчества» ________ О.Н. Перовская «___»___________202_ г. |
Программа наставничества
Форма наставничества «ученик-ученик»
Срок реализации – 1 год
Наставник: ученик
Наставляемый: ученик
Куратор: педагог дополнительного образования
Камянчина Анастасия Леонидовна
с. Знаменское, 2022 г.
1. Пояснительная записка
Актуальность
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений
образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций-общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции.
Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванным целям и задачам- это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения.
Использование технологий наставничества может успешно способствовать решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива:
-закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их профессиональный рост;
-передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных компетенций;
-формирование профессиональных методических сообществ;
-подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и будущих педагогов из числа обучающихся;
-создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации талантов у одаренных детей;
-создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и профессионального самоопределения.
Настоящая Программа призвана помочь в деятельности наставников на уровне образовательной организации.
Программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения обучающихся в процессе взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с образовательными или социальными потребностями.
Задачи:
1 развить профильные и гибкие навыки обучающихся;
2. оказать помощь обучающимся в адаптации к новым условиям среды;
- создать условия для коммуникации внутри образовательной организации;
- формировать устойчивое сообщество обучающихся.
Планируемые результаты:
1 высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы;
2. рост мотивации к образованию и развитию обучающихся;
3. повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
4. достижение образовательных результатов обучающихся;
- улучшение психоэмоционального фона внутри группы;
- количественный и качественный рост успешно реализованных социальных, образовательных проектов;
- снижение конфликтных ситуаций внутри коллектива обучающихся.
Срок реализации программы — 1 год
Применяемая форма наставничества и технологии
Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах или группах (по выбору) по форме «ученик —ученик». Технология — тьюторство — индивидуальное, личное наставничество.
2. Содержание программы
Основные участники программы и их функции
Для реализации системы наставничества формируется рабочая группа из числа педагогических работников МБОУ «Дом детского творчества»
Рабочая группа осуществляет следующие функции:
- организационное и методическое сопровождение работы наставнических пар и групп;
- организация отбора и обучения наставников;
- осуществление персонифицированного учета обучающихся, участвующих в программе наставничества;
- формирование наставнических пар и групп,
- осуществление своевременной и систематической отчетности;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы (системы) наставничества в образовательной организации;
- участие в муниципальных/региональных/федеральных образовательных событиях, направленных на повышение профессиональных компетенций в части реализации системы наставничества;
- обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых, а также лучших практик наставничества.
Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.
Механизм управления программой наставничества
Управление программой наставничества осуществляется куратором в соответствии с управленческим циклом: планирование, организация, мотивация, координация, анализ и контроль.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик — ученик»
Наставник | Наставляемый | |
Кто может быть | Пассивный | Активный |
Активный обучающийся, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты. Победитель региональных конкурсов и соревнований. Обучающийся, имеющий высокий уровень сформированности ценностных духовно нравственных позиций | Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением отстраненный от коллектива. | Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. |
Возможные варианты программы наставничества «Ученик — ученик»
Формы взаимодействия | цель |
«Успевающий — неуспевающий» | Достижение лучших образовательных результатов. |
«Лидер — пассивный» | Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, организационных творческих, лидерских навыков. |
«Равный— равному» | Обмен навыками для достижения целей. |
«Адаптированный -неадаптированный» | Адаптация к новым условиям образования. |
Этапы реализации программы
Этапы | Мероприятия | Дата | Результат | |
Информирование педагогического и родительского сообщества о реализации программы наставничества | Совещание с педагогическими работниками по реализации программы наставничества. Информирование через новостную ленту на сайте | Октябрь 2022 | Информация донесена до адресата | |
Формирование базы наставляемых | 1 Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых, имеющих особые образовательные потребности, низкую образовательную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. 2. Выявление конкретных проблем обучающихся, которые можно решить с помощью наставничества. | Октябрь 2022 | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития. Сформированная база наставляемых | |
Формирование базы наставников | Выявление наставников, мотивированных помочь сверстникам в образовательных и адаптационных вопросах (Собеседование) | Октябрь 2022 | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать в программе наставничества | |
Отбор и обучение наставников | Обучение наставников для работы с наставляемыми | Октябрь 2022 | 1.Заполненные анкеты в письменной свободной форме Всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование с наставниками и наставляемыми. | |
Формирование наставнических пар/групп | Фиксация сложившиеся пары/группы) в специальной базе куратора | Октябрь 2022 | Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы | |
Разработка мер по преодолению трудностей наставляемых | Составление индивидуальных планов с учетом потребностей наставляемых | Ноябрь 2022 | Индивидуальный план реализации наставничества | |
Организация хода наставнической программы | Закрепление продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон Работа в каждой паре/группе включает:
встречу-планирование:
- итоговую встречу. | Октябрь 2022-Апрель 2023 | Мониторинг:
связи от наставников, наставляемых — для мониторинга эффективности реализации программы. (Анкета: Приложение 1, 2)
участием в программе наставничества (Приложение 3,4)
мониторинга качества реализации программы наставничества.
достижении показателей эффективности внедрения Целевой модели наставничества предоставляется ежеквартально на заседаниях педагогов. | |
Завершение программы наставничества | 1. Подведение итогов работы каждой пары/группы. 2. Подведение итогов программы. З. Публичное подведение итогов и популяризация практик. | По окончании плана работы наставнической пары(гр.) Апрель 2023 | SWOT-анализ программы наставничества. Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников наставник получает заслуженный статус |
3. Оценка результатов программы и ее эффективности
Организация контроля и оценки
Промежуточная оценка реализации программы проводится ежеквартально и рассматривается на заседании педагогов дополнительного образования, результаты реализации программы рассматриваются и на совещании при директоре МБОУ «Дом детского творчества»
Показатели и критерии оценки результативности программы
наставничества
Показатель | на дату начала действия программы | на дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых) |
1. Наличие мотивированных запросов от представителей образовательной организации на работу | ||
1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника» | ||
2. Результативность взаимодействия наставнических пар | ||
по модели «Ученик-ученик» | ||
2.1 Количество обучающихся, у которых повысился уровень образовательных результатов в ходе взаимодействия в наставляемой па ре | ||
2.2 Количество обучающихся, подготовленных к участию в конкурсах в наставляемой паре | ||
2.3 Количество обучающихся, сменивших статус с наставляемого на наставника |
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Цель мониторинга программы наставничества:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного роста участников, динамика образовательных результатов.
Задачи мониторинга:
сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
контроль хода программы наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); определение условий эффективной программы наставничества.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества.
Мониторинг программы наставничества направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник-наставляемый».
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации.
По показателям результативности программы наставничества будет осуществляться текущий контроль 1 раз в квартал. Итоговый контроль (SWOT анализ) осуществляется по завершению программы наставничества.
Оформление итоговых результатов
По итогам программы наставничества будет предоставлен SWOT-анализ
Сбор данных для построения SWOT-анализ осуществляется по результатам индивидуального плана реализации наставничества.
Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и образовательного благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Основываясь на результатах, можно выдвинуть предположение о наличии или отсутствии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник- наставляемый».
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне учреждения, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
- выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- доска почета «Лучшие наставники»
- награждение грамотами учреждения «Лучший наставник»;
- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся,
- проведение внутриучрежденческого конкурса профессионального мастерства «Лучшие наставнические практики».
Приложение 1
Анкета наставляемого.
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? __________________________________
Оцените в баллах от 1 до 3, где 1 - самый низший балл, а 3 - самый высокий.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 |
8. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 |
9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 | 2 | 3 |
10. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 | 2 | 3 |
11. Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 |
12. Ожидаемая полезность проекта для Вас? | 1 | 2 | 3 |
13. Что Вы ожидаете от программы?
_________________________________________________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_________________________________________________________________________
15. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!
Приложение 2
Анкета наставника.
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? __________________________________
Оцените в баллах от 1 до 3, где 1 - самый низший балл, а 3 - самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 |
9. Ожидаемая включённость наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 |
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы | 1 | 2 | 3 |
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_________________________________________________________________________
13. Что в программе является наиболее ценным?
_________________________________________________________________________
14. Насколько важным/необходимым является обучение наставников? | 1 | 2 | 3 |
15. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!
Приложение 3
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества
(для наставляемого)
- Оцените в баллах от 1 до 3, где 1 - самый низший балл, а 3 - самый высокий:
1.1. Насколько комфортно было общение с наставником? | 1 | 2 | 3 |
1.2. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 |
1.3. Насколько полезными/интересными были групповые встречи? | 1 | 2 | 3 |
1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? | 1 | 2 | 3 |
1.5. Насколько полезна была помощь наставника? | 1 | 2 | 3 |
1.6. Насколько был понятен план работы с наставником? | 1 | 2 | 3 |
1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником? | 1 | 2 | 3 |
1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 | 2 | 3 |
1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 |
1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? | 1 | 2 | 3 |
2. Что для Вас особенно ценно было в программе?
______________________________________________________
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
______________________________________________________
4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!
Приложение 4
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества
(для наставника)
- Оцените в баллах от 1 до 3, где 1 - самый низший балл, а 3 - самый высокий.
1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 |
1.2. Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
2. Что особенно ценно для Вас было в программе? ____________________________
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
______________________________________________________
4. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
5. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
6. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
7. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!
Приложение 5
SWOT-анализ Программы наставничества
Форма наставничества "ученик - ученик"
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние | Возможности | Угрозы |
Личностная оценка наставляемых
Всего участников - | ||||
Из них: | ||||
Довольны совместной работой | Довольны результатом | |||
Характеристика | Количество участников, отметивших ее для себя | |||
Понравилось участвовать в программе | ||||
Хотел бы продолжить работу в программе наставничества | ||||
Появилось желание посещать дополнительные творческие кружки, объединения | ||||
Стал интересоваться новой информацией (подписались на новый ресурс, прочитали дополнительно книгу или статью по интересующей теме) | ||||
Появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего | ||||
Возрос интерес к одной или нескольким профессиям | ||||
Появилось желание изучать что-то помимо школьной программы | ||||
Появилось желание реализовать собственный проект в интересующей области | ||||
Появилось желание посещать дополнительные спортивные мероприятия | ||||
Появилось желание посещать дополнительные культурные мероприятия | ||||
Планирует стать наставником в будущем и присоединиться к сообществу |
Личностная оценка наставников
Всего участников - | |
Из них: | |
Довольны совместной работой | Довольны результатом |
Характеристика | Количество участников, отметивших ее для себя |
Достаточность и понятность обучения наставников | |
Понравилось участвовать в программе | |
Хотел бы продолжить работу в программе наставничества | |
Возрос интерес к одной или нескольким профессиям | |
Появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего | |
Появилось желание реализовать собственный проект в интересующей области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы «Наставничество» (форма «Ученик-ученик»)
..Внеклассная деятельность учащихся 11и класса (2019-2021 уч. г.г) в рамках программы «Наставничество» Мы, ученики 11и класса на протяжении 2 лет(2019-2021 уч. г.г) активн...
Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...
Презентация "Эффективные инструменты в реализации программы наставничества в форме "ученик-ученик"
Информационно -правовое сопровождении формы наставничества "ученик-ученик", реализация Целевой модели в рамках работы "школьной службы медиации": этапы реализации программы, цикл р...
Презентация проекта "Новогоднее настроение" в рамках реализации программы Наставничества в форме "ученик-ученик"
Подготовка к Новому году в нашей школе прошла в рамках проекта "Новогоднее настроение". Наставники под руководством куратора разработали проект, целью которого было выявление талантливых дет...
Наставничество "Ученик - ученик" в МАОУ СШ "№58"
Цель программы: оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными или социальными потребностями, создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации либо времен...
Организация наставничества «ученик-ученик»
Я работаю классным руководителем в 6 «а» классе и практикую наставничество по формуле «ученик-ученик».Наставничество по формуле «ученик-ученик» - это, в первую очер...