«Трудные родители» Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке.
методическая разработка

 

Практика показывает, что корень всех детских проблем и бед лежит в семейном неблагополучии. А это – нарушение структуры и функций семьи, педагогическая несостоятельность и асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей. На своем коротком веку дети из таких семей рано переживают немало потрясений, испытывают душевный дискомфорт, а отсюда – тревожность, страхи, замкнутость, агрессия к сверстникам и взрослым.

Такие семьи требуют неотложной социальной помощи, особенно имеющие детей младенческого и раннего возраста. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является приоритетной. Данная работа должна быть направлена на создание дополнительных просветительских, профилактических, реабилитационных услуг,  направленных на сохранение благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilan_shmo.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"

Выступление на ШМО

Тема: «Трудные родители» Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке».

Автор: Билан Наталья Николаевна,

Социальный педагог

Г. Троицк

Цель:

- предупреждение перехода семей из категории трудной жизненной ситуации в разряд социально-опасных путем оказания комплексной, специализированной социальной помощи профилактического или коррекционно-реабилитационного характера.  

Задачи:

- изучение семей и их ближайшего окружения, определение проблем и ресурсов с целью создания индивидуальной программы;

- укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, содействие в преодолении кризисной ситуации;

-  формирование у родителей и их детей установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции и самопомощи;

- объединение усилий социальных, медицинских, образовательных, правоохранительных служб, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении ее проблем;

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера – все уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы.

Воспитывать настоящего человека – непростое дело, оно требует времени, сил, знаний, определение навыков, высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Учитывая сложившуюся практику, можно выделить пять типов неблагополучных семей:

  1. Семьи, где присутствует уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно не выражалось (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка).
  2. Бытовое пьянство родителей. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц. Бытовое пьянство часто сопровождается аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.
  3. Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.
  4. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.
  5. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами.

Работа социального педагога с неблагополучной семьей:

Выявление неблагополучной семьи.

Выявление неблагополучных семей производится различными способами:

- данные от классных руководителей в социальном паспорте класса;

- данные, полученные из бесед с ребенком;

- опрос соседей;

- посещение семей учащихся 1-х, 5-х кл., вновь прибывших.

При выявлении неблагополучия в семье формируется «Первичная информация о неблагополучной семье».

Постановка на ВШУ.

Если семья является неблагополучной, то ее целесообразно поставить на внутришкольный учет. Решение о постановке на контроль как неблагополучной семьи должен вынести педсовет, Совет профилактики школы. Эта информация должна быть доведена до сведения родителей.

Затем социальный педагог собирает информацию, подтверждающую неблагополучие семьи, из следующих источников:

- беседы с классным руководителем;

- посещение семьи и составление акта обследования;

- беседа с соседями.

Решение о постановке на ВШУ принимает Совет профилактики. На ребенка составляется характеристика.

Формы учета неблагополучных семей: школьный банк данных, списочный учет, папка неблагополучной семьи.

3.Внутришкольная профилактическая работа.

Профилактическая работа с неблагополучной семьей выражается в следующем:

- беседа с родителями;

- беседа с ребенком;

- посещениях семьи

- приглашении на Совет профилактики.

Если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, ведут аморальный образ жизни, то семья рассматривается на заседаниях педсовета, Совета профилактики, родительских комитетах, Советах школы, где родитель может быть предупрежден, ему может быть дан срок на исправление.

На этом этапе социальный педагог информирует инспектора ПДН.

Профилактическая работа с неблагополучными семьями совместно с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних).

Если внутришкольная профилактическая работа не приносит положительных результатов, то социальный педагог проводит профилактические мероприятия под руководством инспектора ПДН или участкового инспектора.

Это такие совместные мероприятия, как:

  • совместное посещения неблагополучных семей (составление акта обследования);
  • вызов семьи на Совет общественности района.
  • Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

При отсутствии положительных результатов работы на всех перечисленных этапах школа ходатайствует о рассмотрении неблагополучной семьи на заседании КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

Выход с исковым заявлением в суд об ограничении родителей в родительских правах.

Выход с иском о лишении родительских прав через отдел охраны прав детства управления образования.

ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

1.Выявление неблагополучных семей и детей

2. Определение факторов неблагополучия путем бесед, сбора информации о семье, ребенке.

3. Составление социальной характеристики семьи, ребенка.

4. Определение наиболее острых нужд семьи – психологических. материальных, социальных.

5. Составление индивидуальной программы сопровождения семьи, ребенка.

6. Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:

- индивидуальные беседы;

- посещение семей;

- работа по оздоровлению и летнему трудоустройству детей (совместно с управлением образования);

- привлечение необходимых специалистов ( медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей ,ребенком;

- вовлечение детей в досуговую деятельность

- работа с социальным окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки)

- работа по профориентации, обучению ребенка, ребенка, родителей

- консультации семьи детей по различным вопросам

- проведение социологических опросов, исследований

7. Регулярное подведение итогов работы, анализ и ее результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Консультация для родителей "Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников"

Одной  из  активных  форм  по  развитию  музыкальных  способностей  ребёнка дома  может быть  изготовление музыкальных  инструментов....

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"

Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...