Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
статья
Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2 городского округа Электросталь Московской области»
«Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью».
Выступление подготовил
Учитель-дефектолог
Чепелева И.Н.
2023г
Данная тема выбрана не случайно. Комплексное изучение детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50 % от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
- интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.
Обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.
Дети с особыми потребностями в эмоционально-волевой сфере особенные, они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое.
Перечисленные выше особенности таких детей приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Игра для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих обучающихся в коррекционных школах отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы.
Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.
Оптимальные для обучающихся темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха — все это формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей, уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.
В нашей профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционный образовательный процесс.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Я использую некоторые логические игры в своей работе.
Запрещенный цвет
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Инвентарь: 6-8 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Учитель называет цвет (например, красный). По сигналу играющий должен собрать как можно больше фигур указанного цвета.
Варианты
Собрать только круги (цвет не имеет значения).
Собрать треугольники красного цвета.
Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.
Исключение лишнего
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Найди отличия
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Выкладывание узора из мозаики или палочек
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
Лабиринт
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто. В наших силах научить ребенка с особыми образовательными потребностями логически мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью
Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется...
Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...
Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....
Использование задач практической направленности при обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью.
Требования современного общества к выпускникам школ определили необходимость пересмотра стандартов как общего, так и специального образования. Система специального образования имеет определённую ...
Статья «Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая работа...