Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью
материал по психологии по теме
Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется замедленно и своеобразно. Их рисунки имеют многие характерные черты, делающие их диагностичными. Лишенные специального обучения в детском саду или в семье, они долго остаются на уровне простых каракуль и лишь к концу дошкольного детства переходят к предметным и в какой-то мере сюжетным рисункам, выполняя их весьма несовершенно.
В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства.
Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в своем развитии, мы можем сформулировать цель занятий изобразительной и конструктивной деятельности: создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 14.8 КБ |
prezentaciya_dlya_metod.pptx | 828.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная и конструктивная деятельность
Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется замедленно и своеобразно. Их рисунки имеют многие характерные черты, делающие их диагностичными. Лишенные специального обучения в детском саду или в семье, они долго остаются на уровне простых каракуль и лишь к концу дошкольного детства переходят к предметным и в какой-то мере сюжетным рисункам, выполняя их весьма несовершенно. В этих рисунках находят свое отражение недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы. Дети рисуют людей-головоногов, птиц, имеющих по четыре лапки, «прозрачные» дома и т.п., выполняя все это нечеткими, кривыми линиями. Однако дети относятся к результатам своей деятельности эмоционально, высоко их оценивают и с удовольствием демонстрируют окружающим. Совсем иная картина наблюдается в тех случаях, когда дошкольников специально обучают рисованию. У большинства имеют место значительные успехи, ярко свидетельствующие о наличии положительных потенциальных возможностей и о важности раннего коррекционного воздействия.
В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства. Имеющиеся данные (О. П. Гаврилушкина) показывают, что без специального обучения специфические конструктивные действия у умственно отсталых дошкольников фактически отсутствуют — дети облизывают, кусают, потряхивают, стучат строительным материалом. По мнению исследователя, наиболее эффективным является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинен игровой цели. В такой ситуации одновременно развивается не только моторика, но и высшие, опосредованные формы психической деятельности: произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление.
Содержание программы
В описаниях творчества здоровых детей обычно обращают внимание на развитие творческого мышления, воображения, на одаренность, продуктивность, творческий потенциал. Мы будем говорить о творческом мышлении, творческой активности, воображении, познавательном развитии и продуктивности деятельности в совершенно другом контексте.
Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в своем развитии, мы можем сформулировать цель занятий изобразительной и конструктивной деятельности: создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности.
Задачи:
– формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка;
– развитие творческого мышления и творческой активности;
– развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка.
Блок занятий, направленных на развитие интереса к изо деятельности и конструированию особого ребенка может состоять из трех разделов:
1. Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения.
2. Формирование положительного отношения к себе и к окружающему миру.
3. Создание условий для творческого самовыражения ребенка, выявления его внутренних возможностей.
Методы работы
Для поддержания активности ребенка педагог может использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий: лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.
На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.
Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.
Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что изобразительная деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка.
Мы можем изображать и другие ситуации, которые могут стать для ребенка эмоционально значимыми благодаря эмоциональной вовлеченности педагога (например, педагог «эмоционально окрашивает» ситуацию, недавно происшедшую с ребенком: игра, чаепитие, поездка, домашнее событие).
Это могут быть и ситуации, непосредственно возникшие и произведшие на ребенка яркое впечатление (дети принесли цветы к празднику, шмель влетел в класс и т.п.).
Длительность занятия обычно возрастает постепенно, увеличиваясь от начала учебного года к концу. Для каждого ребенка она индивидуальна и зависит от его возможностей (от 15 минут до 2 часов).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется замедленно и своеобразно. В этих рисунках находят свое отражение недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский
что без специального обучения специфические конструктивные действия у умственно отсталых дошкольников фактически отсутствуют — дети облизывают, кусают, потряхивают, стучат строительным материалом. По мнению исследователя, наиболее эффективным является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинен игровой цели. В такой ситуации одновременно развивается не только моторика, но и высшие, опосредованные формы психической деятельности: произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление. В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства. Имеющиеся данные (О. П. Гаврилушкина ) показывают,
Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в своем развитии, мы можем сформулировать цель занятий изобразительной и конструктивной деятельности: создание условий для становления личности ребенка через развитие интереса к изобразительной и конструктивной деятельности.
развитие моторики и речи; формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка; развитие творческого мышления и творческой активности; развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка. Задачи:
Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения. Формирование положительного отношения к себе и к окружающему миру. Создание условий для творческого самовыражения ребенка, выявления его внутренних возможностей. Блок занятий, направленных на развитие интереса к изо деятельности и конструированию особого ребенка может состоять из трех разделов:
Чередование видов занятий: лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками и пр. С очетание занятий с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Закрепление места для каждого вида деятельности. Изменение сложившегося стереотипа занятия, постепенное его расширение. Методы работы
Темой занятия может стать любое эмоционально значимое событие для ребёнка, где педагог выступает в качестве организатора и непосредственного участника: игра, чаепитие, поездка, домашнее событие, дети принесли цветы к празднику, шмель влетел в класс и т.п.
«Воспитание значит питание способностей ребенка , а не создание тех новых способностей , которых в нем нет» Джузеппе Мадзини
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...
Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью"....
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....
Статья «Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая работа...
Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...