Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
статья по теме
Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи зрительного, слухового и тактильного восприятий. Игры и упражнения проводятся в доступной ребенку форме, следует подбирать материал, который наиболее подходит ребенку, так как не все дети одинаково воспринимают разный природный материал.
Первое с чем соприкасается ребенок – это вода. Игры с водой первоначально начинаются с умывания. Проводя гигиенические процедуры, мы знакомим ребенка со свойствами воды:
- вода холодная, теплая, горячая;
- вода льется, капает, булькает, плещется, журчит.
Не все дети сразу положительно относятся к воде, но так как это ежедневные процедуры, ребенок быстро привыкает к воде и на занятиях с интересом наблюдает и играет с водой. Какой может быть игра с водой?
- Можно воду взбивать венчиком, будут волны.
- Добавить шампунь, будут пузыри.
- Бросать в воду камешки, они тонут. Шишки и желуди – плавают.
- Проводить игру «Рыболов» - вылавливать ситечком плавающие предметы или
- С помощью удочки с магнитом.
- Проводить игры с водяной мельницей.
- Проводить игру «Брызгалки».
- Дуть в воду через соломинку, выдувать пузыри и т.д.
Следующий вид природного материала – песок. Исходя из наблюдений в течении нескольких лет, пришла к выводу, что наши дети лучше воспринимают песок на большом пространстве. Два года подряд выезжала с детьми на залив. Дети воспринимали песок, как естественную окружающую среду. С удовольствием трогали песок руками, перебирали, пересыпали. Проводя занятия с песком на группе (ящик с песком), столкнулась со следующей проблемой: дети не знакомые ранее с песком, боялись прикасаться к песку, плакали, не хотели дотрагиваться до песка. Поэтому лучше знакомство с песком начинать в летнее время, когда есть возможность поиграть на улице, в большой песочнице.
К играм – упражнениям с песком относятся:
1. «Где мои ручки?».
2. «Найди мячик!».
3. «Пирожки для зайчика».
4. «Следы на песке» и т. д.
К играм с природным материалом относятся игры с сыпучими, сухими материалами, крупами, плодами, опилками и т.д. Из круп дети больше любят играть с рисом и горохом, из плодов – с фасолью и каштанами, орехами (очевидно за звук и форму).
К играм с сыпучими материалами относятся следующие упражнения:
1. «Пересыпание крупы ложкой из одной емкости в другую».
2. «Пересыпание рукой».
3. «Спрячем ручки».
4. «Где игрушка?».
Так же дети очень любят играть с тестом: раскатывать, отщипывать, мять, растягивать и т.д.
С пластилином можно проводить следующие упражнения:
1. «Сделай глазки, ротик мишке».
2. «Дождик».
3. «Следы на дорожке».
4. «Гриб мухомор».
При работе с природным материалом следует учитывать емкости, в которых материал подается. Для игр с водой подойдет ванна, аквариум, яркий тазик. При опускании желудей, каштанов, орехов в отверстия коробочек, хорошо, чтобы коробки были прозрачными. Так ребенок может видеть результаты своего труда. Если мы рисуем на подносе с мукой или крупой, то поднос должен быть ярким.
Перед каждой игрой-занятием можно провести массаж кистей рук тем же природным материалом. Для этого можно использовать: сосновые, еловые, кедровые шишки, различные орехи, перышки.
К таким упражнениям относятся:
1. «Покатай шишку».
2. «Поймай шишку, орех».
3. «Пересыпь орешки, зернышки».
4. «Ласковое перышко».
К этому сообщению прилагаются карточки игр с природным материалом.
Литература:
- «Игры – занятия с природным материалом», Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина.
- «Развиваем мелкую моторику у малышей», И.А.Ермакова.
- «Лепим куличики, пускаем кораблики - развивающие игры с песком и водой», Л.Б.Деригина.
- «Наши пальчики играют – развитие мелкой моторики», М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина.
- «Коррекционные и развивающие, адаптационные игры», Т.М. Грабенко,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью
Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется...
Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....
Статья «Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая работа...
Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития.
статья в журнале "Логопед "(ноябрь 2021г)...
Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...
Как развивать мелкую моторику через игровую деятельность детей с интеллектуальными нарушениями?
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики...