Использование задач практической направленности при обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Требования современного общества к выпускникам школ определили необходимость пересмотра стандартов как общего, так и специального образования.
Система специального образования имеет определённую цель, которая заключается в гармоничном развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающем возможность его успешной социализации и социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование задач практической направленности при обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью.
Верба Е. В.
учителя математики
КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»
Требования современного общества к выпускникам школ определили необходимость пересмотра стандартов как общего, так и специального образования.
Система специального образования имеет определённую цель, которая заключается в гармоничном развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающем возможность его успешной социализации и социальной адаптации.
Одной из фундаментальных дисциплин специального образования является математика, методы которой активно применяются во многих смежных дисциплинах. Математика как учебный предмет обладает исключительным потенциалом: улучшает возможности абстрактного мышления, его быстроту и критичность, способность концентрироваться, тренирует память и развивает способность рассуждать, приучает к продолжительной умственной деятельности.
Анализируя опыт обучения математике детей с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить некоторые риски традиционной системы обучения: − преобладание объяснительно-иллюстративных методов и приемов; недостаточное применение эвристических и проблемных методов обучения, дифференцированных заданий по предмету. Это, в свою очередь, приводит к среднему темпу учения и малому объёму изученного материала. Недостатки данного процесса обучения математике необходимо устранять путём совершенствования процесса её преподавания. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход к активным формам работы, направленным на вовлечение учащихся в математическую деятельность, обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. В процессе обучения учитель должен найти правильный индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Школьники с интеллектуальной недостаточностью резко отличаются не только от обучающихся массовых школ, но и друг от друга и не только уровнем развития интеллекта, но и характером. Один нуждается в одобрении, другой – в помощи, третьего надо обязательно первым пригласить к доске отвечать, четвёртого – суметь мотивировать так, чтобы у него возникло желание отвечать и т.д. Придание урокам математики практической направленности и изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный обеспечит усвоение обучающимися необходимых жизненных компетенций.
Анализ опыта работы с умственно отсталыми детьми показывает, что обучающиеся, которые усваивают математические знания на «хорошо» и «отлично», как правило, лучше других выполняют практические задания и по другим дисциплинам. Школьники с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не могут установить взаимосвязь между знаниями, полученными по различным учебным предметам. Одна из задач, стоящих перед учителем любого школьного предмета, в то числе и математики, – показать обучающимся, что знания, полученные на уроке, дополняют знания по другим учебным предметам. В этом случае ученик имеет возможность получить систему знаний, которую можно широко использовать в жизни.
Ни один из разделов математики не может считаться достаточно усвоенным, если обучающиеся не могут применять полученные на уроках знания в своей повседневной жизни. В связи с этим большое значение при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает решение задач, связанных с жизненной практикой, с хозяйственными и бытовыми проблемами.
Такие задачи вооружают обучающихся навыками самостоятельной работы, способствуют сознательному применению полученных ими знаний, помогают социальной адаптации выпускников в условиях рыночной экономики.
При использовании задач практической направленности на уроках математики учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся выбирали рациональный способ решения задачи, требующий наименьшего числа рассуждений, преобразований и вычислений.
Главным в своей работе в этом направлении, считаем создание системы деятельности, а не эпизодическое решение отдельных практических задач. Начинается эта работа уже в 5 классе. Задачи ориентированы на уровень возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью и связаны с их практической деятельностью, поэтому вызывают интерес у обучающихся. Приведем несколько примеров:
1. Задачи из практики работы в швейной мастерской:
- На женский костюм израсходовали 3 метра ткани. На юбку израсходовали 1/3 часть всей ткани. Сколько ткани израсходовали на жилет?
2. Задачи из практики работы в столярной мастерской:
- Участок земли квадратной формы со стороной 10 метров нужно загородить изгородью. Сколько потребуется изготовить штакетника на изгородь, и в том числе на калитку, если ширина одной штакетины 5 сантиметров и он прибивается на расстоянии 5 сантиметров?
3. Задачи по разделам курса социально-бытовая ориентировка (личная гигиена, медицинская помощь, служба быта, средства связи, трудоустройство):
- Сколько денег заплатит клиент за набойки на три пары обуви, если одна набойка стоит 165 рублей?
4. Задачи на расходование денежных средств и ведение бюджета:
- Зимние ботинки стоят 2100 рублей. В связи с сезонной распродажей их уценили на 15 %. Сколько денег можно сэкономить, купив их на распродаже?
5. Задачи на расчет материалов для ремонтных работ:
- Один квадратный метр навесного потолка стоит 350 рублей. Длина комнаты 5,5 метра, ширина 3 метра. Сколько будет стоить потолок?
6. Задачи из практики работы в огороде, поле, саду:
- Длина садового участка 35 м, а ширина 20 м. какова площадь садового участка? Сколько это соток?
7. Задачи на вычисление времени:
- Русский ученый А. С. Попов изобрел радио в 1895 году. Сколько лет прошло с тех пор?
Составление и решение задач практического содержания помогает данной категории обучающихся увидеть в окружающей реальной жизни данные, факты, закономерности, используемые в математике. Использование в задачах числового материала, отражающего достижения производства, экономики, культуры расширят кругозор школьника, обогащает запас общих представлений об окружающей действительности.
1. Воспитание и обучение во вспомогательной школе под ред. В. В.Воронковой М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1994.
2. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития. Л. В. Афанасьева, Т. Н. Гордеюк, Волгоград: Учитель, 2011.
3. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации. Разработки уроков и коррекционных занятий. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошина; под ред. проф. Ю. В. Егошина, Волгоград.: Учитель, 2009.
4. Практическая направленность текстовых задач по математике в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида. И. А. Дурова, Г. П. Камоцкая, В. А. Морозова. Методические рекомендации, Красноярск- 2013.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический период в обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями
В работе представлен анализ программы под ред. В.В.Воронковой по математике для коррекционной общеобразоваательной школы 8 вида, а также даны методические рекомендации по подбору заданий по формирован...
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
Обучение математике старшеклассников коррекционной школы....
Структура занятия по математике детей с интеллектуальной недостаточность. Структура, ее возможности и ограничения в использовании.
Педкампус. Итоговая работа по методике математики....
презентация «Рекомендации для родителей по созданию условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью»
о создании условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью...
«Рекомендации для родителей по созданию условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью»
Рекомендации разработаны в помощь родителям детишек ОВЗ, на что семья должна обратить внимание при создании условий для обучения ребенка....
Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме: " Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "_30.12.2020
Основные задачи специальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезно...
Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями.
Материал сообщения с презентацией можно использовать в качестве методического материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....