Применение ИКТ на уроках биологии.
материал
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения эффективности развития естественнонаучной грамотности учащихся в условиях реализации обновленного ФГОС»
Современный мир – это карусель интеллектуальных продуктов и новейших технологий. Результативно работать в таком мире, а тем более быть лидером не получится без качественного образования и постоянного развития. Что определяет понятие «качественное образование»? Как им овладеть? Как продуктивно применить в жизненной практике? Эти вопросы актуальны для всех субъектов образовательного процесса, но в большей степени - для учителя.
Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. В мире прочно обосновались многочисленные учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций и направлений. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей.
Чтобы образование было качественным, соответствовало государственному заказу, который отражен в Федеральном государственном стандарте, учителю необходимо отслеживать новинки в образовании, тут же успевать применить их на практике и выбрать максимально подходящие для себя, находиться “в тренде”. Достаточно трудоемкий процесс, учитывая тот факт, что нагрузка современного учителя совместно с внеурочной системой обучения запредельна.
Доступность знаний привела к смене роли педагога в учебном процессе. Теперь он — не источник знаний, а проводник в мире информации, который поможет объективно оценить достоверность данных. Центральная фигура в процессе обучения — ученик.
На помощь в организации образовательного процесса учителю приходит цифровизация образования. Сегодня в широком доступе и в большом объеме представлена масса цифровых образовательных ресурсов с интересным интерфейсом и качественным контентом. Главное - подобрать для себя максимально полезные и актуальные ресурсы, которые наполнят урок яркими и красочными материалами.
Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Поскольку ИКТ-компетентность учителя сегодня является составляющей профессиональной компетентности учителя, необходимо не только использовать готовые цифровые ресурсы, но и уметь самому их создавать и генерировать, учитывая специфику предмета, активно развивать авторскую цифровую образовательную среду.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детей. Педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:
l обеспечение эмоционального благополучия детей;
l поддержку их индивидуальности и инициативы;
l установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
Тема моей методической разработки выбрана не случайно. В самом начале своего педагогического пути я активно применяла традиционные формы организации образовательного процесса, моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Цифровые образовательные ресурсы, конечно, внедрялись в образование, но их использование применялось с особой осторожностью. Я поймала себя на мысли, что уроки не имеют высокой продуктивности и результативности, этого было недостаточно для того, чтобы адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, сложно было добиваться эффективного контроля, создавать условия для саморазвития школьников.
Проанализировав опыт своей работы, проблемы обучения, в том числе и пассивности большинства учащихся к обучению, я пришла к выводу, что на сегодняшний день одним из наиболее действенных способов повышения мотивации учащихся к изучению биологии является применение ИКТ-технологии и современных цифровых образовательных ресурсов на своих уроках.
Свое знакомство с цифровым образовательным пространством я начала с активного изучения цифровых образовательных платформ, веб-инструментов и ресурсов. Познакомившись и изучив большое количество методического материала, я пришла к выводу, что обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в сжатом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего преподавателя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.
В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
· - наглядное представление объектов и явлений микромира;
· -изучение биохимических процессов;
· -изучение природных процессов и явлений
· -моделирование биологического эксперимента;
· -система тестового контроля
Широкое использование анимации, биологического моделирования с -использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды.
Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных биологических процессов, таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз и другие сложные биохимические процессы.
Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.
Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную работу в выбранном мною направлении, необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, в том числе и умения работы на компьютере.
Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:
1. Наличию компьютерного оборудования и мультимедийного проектора
2. Применению мультимедиа разработок разных авторов.
3. Изучению методической, педагогической литературы.
4.Наличию коллектива учащихся и преподавателей, способных работать в новых условиях
Специфика биологической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природескрыты от глаз наблюдателя и происходят в динамике.
Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.
Проанализировав биологические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на занятии способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку
В своей педагогической практике я активно применяю различные цифровые образовательные ресурсы, которые содержат полезную и нужную информацию не только для учителя, но и для учащихся.
Развитие собственной информационной образовательной среды я начала с создания авторского сайта, контент которого я стараюсь регулярно пополнять . Сайт имеет широкую популярность среди моих учеников, так современный интерфейс и полезный насыщенный образовательный контент соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса а так же способствует повышению интереса к преподаваемому мной предмету.
Электронные и цифровые образовательные ресурсы - это основной компонент образовательной среды педагога. Развитие которого позволяет активно внедрять цифровые технологии в образовательный процесс.
Помимо электронных цифровых ресурсов, активно использую и современное цифровое оборудование на уроках биологии, а именно - цифровой электронный микроскоп, который обладает набором интерактивных функций, а сверхсовременное лабораторное оборудование Data Harvest c набором цифровых функций сделает ваш урок насыщенным и необычным. Практика показывает, что использование такого цифрового лабораторного оборудования значительно повышает мотивацию к обучению у ребят.
Литература:
1. Я.А. Тестова. « ИКТ на уроках биологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"
При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько кор...
Формирование познавательной активности обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках биологии
Рекомендации из опыта работы с ЭОР нового поколения...
Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...
Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»
Огромное значение имеет применение ИКТ на уроках биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...
статья «Применение ИКТ на уроках биологии».
С внедрением ФГОС учителю необходимо использовать новые способы обучения, которые позволяют формировать предметные компетенции, в этом помогает использование информационно-коммуникационных...
Применение ИКТ на уроках биологии
Из опыта работы...
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...